UA / RU
Поддержать ZN.ua

Искажая правду

Что скрывает Иран в техническом отчете по результатам расследования причин сбития украинского самолета

Автор: Евгений Енин

17 марта 2021 года Иран опубликовал технический отчет по результатам расследования авиакатастрофы самолета авиакомпании «Международные авиалинии Украины» 8 января 2020 года в небе над Тегераном. Нормы международного права обязывают Иран провести техническое расследование и по его результатам опубликовать отчет.

Мы сразу же выступили с жестким заявлением, что этот отчет является циничной манипуляцией Ирана, направленной на то, чтобы снять с себя ответственности, а не исследованием всех фактов и событий, послуживших причиной катастрофы самолета, как того требует Чикагская конвенция. С возмущенными заявлениями также выступили наши коллеги из Канады.

Общее заявление в среду сделали министры иностранных дел стран — участниц Международной группы по координации помощи жертвам рейса PS752 — Афганистана, Великобритании, Канады, Швеции и Украины.

Как должно было проводиться техническое расследование и что пошло не так?

Приложение 13 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года четко регламентирует действия государств на случай авиационных событий. Исламская Республика Иран ответственна за проведение технического расследования, однако она обязана привлечь к нему и другие страны, в частности Украину как государство-оператора и государство-регистратора. Не только привлечь, но и обеспечить полный доступ к материалам.

Вместо этого все с самого начала пошло не так. Иран должен был обеспечить сохранность места падения самолета, чтобы эксперты разных стран могли его посетить. Однако когда наши эксперты через два дня после авиакатастрофы прибыли в Тегеран, место падения самолета уже тщательно убрали. Ключевых частей самолета не было, не было и пассажирских кресел. Фактически Иран уже тогда старался скрыть или по меньшей мере исказить правду. Иран, вопреки международному праву, не предоставил украинским экспертам никакой информации.

Wana News Agency/Reuters

Но с приездом украинских экспертов все пошло не так и для Ирана. Наши эксперты смогли найти один элемент шрапнели — маленький кусочек диаметром всего в несколько сантиметров, неопровержимо свидетельствовавший, что в самолет попала ракета.

Весьма цинично выглядит то, что в техническом отчете едва ли не единственным доказательством попадания в самолет ракеты служит именно эта шрапнель, найденная украинскими экспертами.

Отдельным элементом технического расследования должна была стать расшифровка бортовых самописцев. Однако снова все пошло не так. Иран прикрывался пандемией, тянул время, но наконец, благодаря последовательной политике руководства Украинского государства, давлению наших партнеров, в июле прошлого года черные ящики все же передали во Францию, и их расшифровали.

Однако Иран не показывал первичных данных из черных ящиков, что вместе с задержкой их расшифровки также является нарушением Приложения 13.

С июля Иран не делился никакой информацией, не отвечал на субстантивные вопросы в рамках технического расследования.

В конце концов по результатам иранского расследования, в конце декабря, «под елочку», Украине передали проект финального отчета для комментирования.

Что сделала Украина, получив проект финального отчета?

Наши лучшие специалисты проанализировали этот документ и пришли к однозначному выводу: расследование не может считаться завершенным, Иран должен продолжить всесторонне исследовать все факты.

Мы действовали в четком соответствии с Приложением 13 и сформировали существенные замечания на 90 страницах. Мы озвучили конкретные вопросы и предложения к положениям проекта финального отчета, каждое из которых обосновывали в соответствии с требованиями международного авиационного права.

Украина просила Иран учесть все замечания, что, конечно же, означало бы продолжение прозрачного и непредубежденного технического расследования с беспрепятственным привлечением Украины. Кроме того, Украина зарезервировала за собой право сделать достоянием гласности свои предложения к отчету в случае, если их не учтут.

Сейчас мы видим, что Иран не учел фактически ни одного существенного замечания Украины, сделав лишь стилистические и грамматические правки (вроде Kyiv вместо Kiev).

Что мы и весь мир прочитали или не прочитали в финальном отчете?

Главной целью технического отчета, согласно международному праву, является формирование рекомендаций для предотвращения таких случаев.

Очевидно, что для формирования этих рекомендаций следует проанализировать абсолютно все факты, события, установить все цепочки, которые не только привели к сбитию гражданского самолета, но и сделали это возможным. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что первопричины катастрофы в отчете не установлены. Соответственно, это означает и нерелевантность рекомендаций по усилению безопасности и недопущению аналогичных катастроф в будущем.

Wana News Agency/Reuters

В отчете мы прочитали, что виновен в сбитии лишь оператор ТОР, который выпустил ракету в гражданский самолет, и «Украинские авиалинии», которые должны были лучше оценивать риски и т.п. Никакие факты или доказательства, которые подтверждали бы «ошибку оператора», приведены не были. Не говоря уже о том, что, по словам иранской стороны, аудиосамописец противоракетной установки ТОР 1 М (должен был быть одним из ключевых доказательств в деле о сбитии украинского самолета, поскольку содержал все переговоры оператора ТОР с Координационным центром), не удалось сохранить.

Однако мы не прочитали главного — почему система безопасности гражданской авиации не сработала в тот день надлежащим образом.

Мы не получили объяснений, почему Иран сам не принял решение закрыть воздушное пространство для гражданских самолетов над своей территорией, на чем базировалось такое решение, почему он считал, что небо безопасно.

Открытым остается и вопрос военной координации внутри Ирана. Отчет констатирует: по информации военных, самолет был сбит вследствие ошибочных действий оператора ТОР. Чем руководствовался оператор, когда идентифицировал гражданский самолет как военную цель; какое количество персонала было вовлечено в идентификацию украинского самолета как вражеской цели; какие параметры нашего самолета были приняты при этом во внимание; чем параметры украинского самолета отличались от аналогичных гражданских самолетов; использовали ли этот же маршрут до и сразу после трагедии? Почему не сработал основной канал связи между оператором и Координационным центром; какие альтернативные каналы связи предусмотрены инструкциями, и почему они не были использованы; какая статистика аналогичного несрабатывания каналов связи в прошлом есть в Иране? Мы не получили никаких ответов на эти вопросы от Ирана, который просит весь мир просто поверить ему на слово, не приводя ни одного факта, который бы подтверждал его версию событий.

Что дальше?

Техническое расследование завершено, однако это не означает, что мы смиримся с его результатами.

Ведь нам нужны четкие и конкретные ответы на вопросы, почему и как был сбит самолет украинских авиалиний; что должны были сделать, чтобы 176 человек не погибли; что сделано, чтобы все виновные были наказаны.

Мы координируем наши усилия с международными партнерами — Афганистаном, Великобританией, Канадой и Швецией и используем все возможные площадки для получения ответов на эти вопросы, прежде всего в знак скорби и солидарности с родными и близкими жертв авиакатастрофы.

 

Больше статей Евгения Енина читайте по ссылке.