По мере того как стабилизируется ситуация в Ираке, все больше компаний загораются желанием принять участие в восстановлении экономики этой страны. Список жаждущих получить от иракского «пирога» свой кусок растет не по дням, а по часам. Но очевидно, что здесь только одного желания поработать будет мало. Хотя бы потому, что основные доноры по восстановлению постсаддамовского Ирака — американцы. Уже сегодня известно, что из тех 80 млрд. долларов, выделенных конгрессом на продолжение войны, около 16 млрд. долларов пойдет на восстановление страны. В дальнейшем эта сумма возрастет многократно. Как утверждают эксперты, речь может идти о 25—100 млрд. долларов.
Именно в Вашингтоне, нравится это или нет западноевропейцам и россиянам, решается вопрос, кого допустить к многомиллионным контрактам. Выбор счастливчиков невелик. И состоит он из американских компаний. Представители Белого дома не раз публично говорили о том, что генеральными подрядчиками всех контрактов будут американские компании. В конце концов, американские и британские солдаты заплатили за это право, сражаясь с частями Республиканской гвардии Саддама Хусейна в Багдаде и Басре. (Впрочем, не исключено, что ряд второстепенных контрактов все же достанется британским и кувейтским компаниям.) Максимум, на что в этой ситуации могут рассчитывать компании из других стран, — субподрядные работы.
На сегодняшний день основной координатор проведения тендеров по «начальным реконструкционным работам» — Агентство США по международному развитию (USAID). В сфере его компетенции — администрирование морских и воздушных перевозок, капитальное строительство, материально-техническое обеспечение в зоне событий, охрана здоровья, начальное и среднее образование, местное самоуправление, консультационная поддержка региональной миссии USAID. Что же касается нефтегазового сектора, то здесь главный распорядитель — Корпус инженеров Армии США (подразделение Министерства обороны Соединенных Штатов).
Уже известны победители первых тендеров: Stevedoring Services of America, International Resources Group, Research Triangle Institute, Kellog, Brown and Root, Fluor Intercontinental, Perini Corporation. И конечно же, в этот список победителей вошла такая известная в мире бизнеса и политики компания, как Bechtel Group. Большинство из них тесно связаны с республиканской администрацией. Например, Bechtel Group, в совет директоров которой входит бывший госсекретарь республиканец Джордж Шульц. Или — Kellog, Brown and Root, которую связывают с именем нынешнего вице-президента Соединенных Штатов Дика Чейни.
Что же касается компаний из других стран, желающих принять участие в восстановлении Ирака, то американцы предложили следующую схему. Фирмы должны зарегистрироваться на сайте Агентства США по международному развитию либо обратиться к тем американским компаниям, которые уже выиграли тендеры. А уж эти компании, руководствуясь субъективными оценками, и будут выбирать на конкурсной основе партнеров на субподрядные работы.
В USAID уже зарегистрировалось около тридцати украинских компаний. Среди них — «Укргазпроект», «Нафтогазбудізоляція», «Укргазбуд», ЗАО «Концерн Надра», Украинская внешнеэкономическая корпорация «Важмашімпекс», «Укрбуд», консорциум «Українська індустрія», «Укрбудматеріали», «Интерпайп». Как видно это, в основном предприятия, занятые в сфере строительства и в нефтегазовой отрасли. Также зарегистрировались или готовятся к регистрации такие компании, как «Азовмаш», «Укртрансбуд», «Укрнафта», действующие при посредничестве Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП). Список желающих подзаработать на восстановлении иракской экономики растет ежедневно.
В Киеве говорят, что украинский бизнес объективно имеет неплохие шансы. Ведь во времена Советского Союза именно Украина отвечала за Ирак. В этой стране стоит оборудование, произведенное на украинских заводах, а наши специалисты строили металлургические комбинаты, порты, электростанции, разрабатывали нефтегазовые месторождения. К тому же некоторые украинские предприятия уже принимали участие в восстановительных работах после войны в Персидском заливе в 1991 году. Например, та же «Укрнафта» в начале девяностых восстанавливала работу нефтяных скважин в Кувейте.
Но каковы реальные перспективы украинских компаний? Ведь, как заметил один из украинских дипломатов, цитируя Сенеку, «равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены». Иными словами — мы все равны, но некоторые равнее, чем остальные.
Оценивая перспективы, скептики часто вспоминают бывшую Югославию: там украинские предприятия также имели шансы поучаствовать в восстановлении разрушенных войной стран и заработать денег, но в большинстве случаев оказались «за бортом». И в силу политических причин, и по причине нерасторопности высшего звена менеджмента украинских компаний. «Надо быть реалистами и не питать иллюзий» — не раз повторяли пессимисты эту фразу, вспоминая прошлые попытки заработать на восстановлении разрушенных войной экономик.
Оптимисты же утверждают, что в Ираке украинские компании имеют куда больше шансов, чем в Югославии и даже в Афганистане. (Если, конечно, не будут сидеть сложа руки и ожидать приглашения со стороны американцев, а уже сегодня сами активно примутся за дело.) Потому как Киев создал для этого благоприятный политический фон.
Отправив в Кувейт батальон радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты, Украина позиционировала себя в американо-иракском конфликте как сторонница Соединенных Штатов — своего стратегического партнера. И хотя украинская позиция не была столь четкой и однозначной, как польская (напомним, что украинцы ограничили свое участие в «антитеррористической коалиции» исключительно гуманитарным аспектом), тем не менее в Вашингтоне ее оценили и сделали определенные выводы. Теперь важно конвертировать этот политический выигрыш в экономический. Предпосылки для этого есть.
Сегодня, и это можно утверждать достаточно уверенно, американцы готовы пойти на некоторые преференции украинским компаниям при проведении реконструкционных работ в Ираке. Иными словами, если будет необходимость выбирать между украинской и, например, французской компанией, то американцы готовы отдать предпочтение украинской. По той причине, что Украина — член коалиции, а Франция — нет.
Впрочем, преференции, которые может предоставить республиканская администрация, довольно условны. И они будут действовать только до начала выбора подрядчиками партнеров на субподрядные работы. Далее в силу вступает рынок. И уж тут все будет зависеть от самих украинских компаний и их готовности к жесткой конкурентной борьбе. От того, насколько удачно они себя представят, предлагая условия сотрудничества, насколько менеджмент будет умело лоббировать интересы своих компаний. Наконец, это зависит и от того, насколько хорош английский у тех, кто будет напрямую общаться с американскими подрядчиками. Ведь многие вопросы в мире бизнеса решаются тет-а-тет, без участия переводчиков. Особенно когда речь заходит о плате за специальные услуги… В противном случае возможно повторение истории с харьковской инициативой, когда украинские компании по собственной же вине оказались в глубокой яме.
Сегодня официальный Киев продолжает работать над тем, чтобы облегчить украинским предпринимателям продвижение на иракский рынок. Насколько известно, на заседании межведомственной рабочей группы по реализации практических возможностей участия Украины в послевоенном восстановлении Ирака должен был быть рассмотрен вопрос о том, как задействовать в качестве лоббистов известные американские консалтинговые и инвестиционные компании, работающие в нашей стране. Речь идет, в частности, об Altheimer and Gray, Holland and Knight, Pricewaterhouse Coopers, Ernst and Young, Sigma Bleizer.
Вообще, складывается впечатление, что с помощью Ирака Украина хочет решить еще одну стратегическую задачу: завязать как можно более тесные контакты с американским частным бизнесом, обкатать модель отношений с ведущими американскими компаниями. От того, насколько украинский бизнес грамотно поведет себя в отношении американского, зависит и дальнейшее отношение американцев к украинцам как к партнерам. Это тем более важно, что в ближайшие годы ближневосточный регион будет серьезно развиваться. Естественно, при активном участии американского бизнеса. И если украинским компаниям сегодня удастся наладить отношения с американцами, то у Украины появится шанс претендовать на долгосрочное экономическое присутствие в регионе.
Вселяет некоторый оптимизм относительно украинских перспектив в Ираке и то, что не забывают об Украине и сами иракцы. Еще до начала военной операции антисаддамовская оппозиция стала осторожно налаживать контакты с представителями тех стран, которые имели свои дипломатические представительства в Багдаде. Оппозиционеры не обошли вниманием и украинское посольство. Кто были эти люди, насколько серьезными игроками являются они на иракском политическом поле и, что важно, насколько влиятельными остались они тогда, когда пал режим Саддама Хусейна, — неизвестно. Между тем факт этот любопытен. И его также не стоит сбрасывать со счетов, когда речь идет об украинских перспективах в поствоенном Ираке.
На сегодняшний день повисшим в воздухе остается вопрос о тех украинских компаниях, которые имели деловые контакты с Ираком времен Саддама Хусейна, сотрудничая, среди прочего, и в рамках ООНовской программы «Нефть в обмен на продовольствие». Уже сейчас они несут ощутимые потери. Так, например, «Интерпайп» отправила незадолго до начала военных действий партию труб, за которые иракцы до сих пор не расплатились. Как будет решаться вопрос с этими компаниями, еще неизвестно. Эксперты утверждают, что возможно два варианта развития событий. Во-первых, новая резолюция Совета Безопасности ООН, которая предусматривает привлечение к восстановлению экономики Ирака компаний, работавших в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие». Второй вариант — возможность инициирования американцами некоего компенсационного фонда для этих же компаний. Но в любом случае решение этого вопроса — дело даже не завтрашнего дня
Между тем в ближайшее время Киеву предстоит принять еще одно решение, от которого зависят перспективы Украины на иракском рынке. Дело в том, что, помимо экономического аспекта «постиракского» урегулирования, существует еще стабилизационный аспект. Иными словами — восстановление и поддержание порядка в стране. И он для Вашингтона не менее важен, чем экономическое обустройство постсаддамовского Ирака. Насколько известно, в конце марта — начале апреля Белый дом обратился к ряду стран коалиции с просьбой об участии в стабилизационных силах по поддержанию мира. Было направлено такое обращение и Киеву.
В этом стандартном для всех адресатов документе, американцы предлагали правительствам стран коалиции направить в Ирак полицейских, пожарных, судебных экспертов, служащих МЧС, медиков, экспертов по ядерному, биологическому и химическому оружию, специалистов по ремонту электрооборудования, систем связи, авиадиспетчеров и т.д. И, конечно же, армейские подразделения. И речь идет не только о пограничниках. Вашингтон предлагает направить в Ирак артиллерийские батареи, инженерно-строительные и саперные батальоны, части тылового обеспечения, авиационные подразделения.
Насколько известно, на просьбу отправить в Ирак военных и гражданских специалистов уже откликнулись на прошлой неделе Япония и Польша. Так, Варшава решила увеличить свой воинский контингент и собирается отправить в Ирак несколько сот солдат и полицейских. Токио же готов направить для участия в стабилизационных силах своих гражданских чиновников: они будут работать во временной администрации. На минувшей неделе к странам, решившим направить в Ирак свои воинские подразделения, присоединились и государства–члены СНГ — Молдова, Азербайджан и Грузия.
Что же касается Киева, то он еще не дал официальный ответ на запрос Вашингтона. Но, насколько известно, он будет готов уже в ближайшие дни. Можно смело биться об заклад, что ответ Киева по многим пунктам обращения будет позитивный. В конце концов, этого требуют национальные интересы Украины. Да и интересы украинских предпринимателей.
И если по участию гражданских специалистов и военизированных подразделений в стабилизационных силах проблем не будет, то с военными, на отправку которых снова потребуется добро украинских парламентариев, могут возникнуть трудности. Похоже, многим в Киеве придется изрядно попотеть, чтобы убедить Верховную Раду в такой необходимости, учитывая неоднозначное отношение оппозиции к украинскому военному присутствию в зоне Персидского залива. Даже несмотря на то, что это присутствие преследует благую гуманитарную цель, а в Ираке будут находиться миротворцы из стран Содружества. Впрочем, сегодня ситуация в регионе уже не та, что месяц назад, когда шли активные боевые действия: война фактически завершена, а значит, риск для жизни наших солдат куда меньше. И в этом случае, имеет смысл куда более эффективно использовать находящийся в Кувейте украинский РХБ-батальон. Судя по всему, пора подумать о том, чтобы передислоцировать его в Ирак, где от его присутствия Киев может извлечь куда больше политических и экономических дивидендов. В том числе и в отношениях с Соединенными Штатами. Такое решение парламента, на наш взгляд и в интересах связанных с левыми украинскими партиями бизнесменов, которые тесно сотрудничали с Ираком времен Саддама Хусейна. Ведь в результате смены власти в этой стране они понесли серьезные убытки. И возместить их может только активная позиция по участию Украины в стабилизационных силах. В противном случае неизбежно повторение истории с украинским участием в восстановлении экономики стран бывшей Югославии.