UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИРАКСКАЯ ДОРОГА В НАТО

С того самого момента, как Украина приняла решение отправить в Кувейт свой РХБ-батальон, а Соедине...

Автор: Владимир Кравченко

С того самого момента, как Украина приняла решение отправить в Кувейт свой РХБ-батальон, а Соединенные Штаты признали ее членом антииракской коалиции, от Киева ожидали последующих действий, которые бы сблизили его с Вашингтоном. В минувший понедельник Киев сделал шаг, к которому он готовил украинскую общественность почти месяц: без излишней нервозности и суеты Совет национальной безопасности и обороны Украины единогласно принял решение направить украинский миротворческий контингент в Ирак.

Сейчас украинская сторона занята юридическим оформлением решения СНБО: оно должно быть утверждено указом Президента и одобрено Верховной Радой. Насколько известно, Президент подпишет указ к понедельнику. После чего, как заметил один из чиновников, мяч окажется в руках украинских парламентариев: 5 июня Верховная Рада должна принять решение по военному участию Украины в стабилизации Ирака. Несмотря на резкие заявления некоторых представителей оппозиции (например, бютовца Александра Турчинова), в Киеве настроены оптимистично. Здесь полагают, что парламент, пусть и не без горячих дискуссий, но все же одобрит отправку украинских военных в Ирак. По мнению вице-спикера Александра Зинченко, этот вердикт ВР принять значительно легче, чем о направлении РХБ-батальона в Кувейт. В положительном решении уверены и представители левых фракций Александр Мороз и Георгий Крючков.

Облегчает прохождение через парламент решения об отправке украинского контингента резолюция Совета Безопасности ООН №1483 от 22 мая 2003 года. Преамбула, а также статьи 1, 2 и 26 дают сторонникам военного присутствия Украины в Ираке необходимые доводы. Например, статья 1 резолюции Совета Безопасности призывает государства-члены ООН «оказать народу Ирака помощь в его усилиях по реформированию своих учреждений и восстановлению своей страны и содействовать созданию условий стабильности и безопасности в Ираке в соответствии с настоящей резолюцией».

По мнению украинских экспертов, этого вполне достаточно, чтобы лишить аргументов тех, кто считает, что решение СНБО является нарушением Конституции Украины, законов и основных принципов международного права, и в соответствии с Законом «Об участии Украины в международных миротворческих операциях» отправить в Ирак контингент украинских солдат. Как заметил Георгий Крючков, «участие в стабилизационных силах можно расценивать как участие в миротворческих операциях».

Пока политическое решение СНБО «вставляют» в правовые рамки, Министерство обороны и внешнеполитическое ведомство ведут переговоры с поляками, американцами и британцами по техническим параметрам военного участия Украины в стабилизации Ирака. После заседания СНБО Евгений Марчук сообщил, что миротворческий контингент будет состоять из бригады, в которую войдут два механизированных пехотных батальона. Похоже, это единственное, что на сегодняшний день принято окончательно и бесповоротно. Все остальные вопросы — количественный состав контингента, его месторасположение, финансирование — находятся в стадии обсуждения.

Тем не менее в общих чертах ясно, что из себя станет представлять украинский миротворческий контингент. Во-первых, это будет украинская бригада численностью до 1800 человек, которая войдет в формируемую поляками дивизию и будет находиться в польском секторе ответственности. Это так называемая Южно-центральная зона, предположительно занимающая территорию от Басры к Насарии и Багдаду и далее вдоль иранской границы. Вполне возможно, что в польский сектор ответственности войдет и часть иракской территории, примыкающая к границе Саудовской Аравии. Сам польский сектор предполагается разбить на три зоны, одна из которых будет управляться украинским офицером. Конкретно этот район — у ирако-иранской границы или у рубежей Саудовской Аравии — еще неизвестен. (В ближайшее время в Ирак выедет группа дипломатов и военных, они на месте определят, какая из двух предлагаемых зон больше подходит для Украины.)

Все расходы на функционирование контингента будут осуществляться из украинской казны. Но, насколько известно, американцы и британцы готовы взять значительную часть расходов на себя и компенсировать Украине все ее затраты, кроме тех, что пойдут на зарплату миротворцам и страхование их жизни. Похоже, что здесь будет применен приблизительно тот же вариант, что и в случае с РХБ-батальоном.

В первой декаде июня в Лондоне, а позже и в Варшаве, вновь пройдут международные конференции, посвященные стабилизации Ирака. В Варшаве на переговорах с поляками будет определен формат участия Украины. Возможно, что к двум механизированным пехотным батальонам добавятся и другие подразделения. Например, штаб бригады, о котором говорили еще во время конференции в Вашингтоне. Не исключено, что некоторые штабисты из украинских Вооруженных сил войдут и в Объединенный штаб стабилизационных сил, а командующий украинским контингентом станет заместителем поляка, командира дивизии.

Насколько известно, в Киеве готовы предоставить и другие подразделения. Например, мобильные госпиталя. Однако серьезным препятствием является отсутствие у министерств и ведомств достаточных средств. Финансовые проблемы препятствуют отправке в Ирак и гражданских специалистов. Так, недели две назад американцы вновь направили странам коалиции (в том числе и Украине) запрос на специалистов в сфере управления. Судя по всему, Киев откажется. Как заметил один из дипломатов, американцы готовы покрыть все затраты, кроме тех, что идут на зарплату…

Что касается РХБ-батальона, то после того как исчезла угроза применения Ираком оружия массового уничтожения (ОМУ), его нахождение в Кувейте становится несколько бессмысленным и, с экономической точки зрения, убыточным. Между тем американцы заинтересованы в присутствии специализирующихся по ОМУ подразделений в Ираке. Их услугами планируют воспользоваться не только в случае обнаружения оружия массового уничтожения, но и при обследовании иракских химических заводов. Поэтому, как можно предположить, часть РХБ-батальона будет возвращена в Украину, а часть этого подразделения войдет в украинский миротворческий контингент.

И наконец, вполне возможно, что оборонным ведомствам Украины и Польши придется заключить некое соглашение, которое будет регулировать отношения между миротворческими контингентами Польши и Украины в Ираке… Все эти технические вопросы планируют решить к середине июля, чтобы уже в августе украинский контингент смог начать переброску в Ирак.

В Ираке бригада будет выполнять довольно широкий круг гуманитарно-миротворческих обязанностей. В их число будет входить обеспечение территориальной целостности страны, охрана местной власти, содействие в создании органов местного самоуправления, охрана крупных промышленных и нефтяных объектов, а также объектов обеспечения жизнедеятельности. Кроме того, в полномочия украинских миротворцев, равно как и всего международного миротворческого контингента, входит и «разведение конфликтующих сторон» в случае возникновения каких-либо коллизий. И, как можно судить, именно это станет главной задачей украинского контингента. Во всяком случае, на первых порах, потому как украинцы будут дислоцированы в районе, где стремительно растет радикализация населения.

В среде шиитов, населяющих южный Ирак, с момента падения режима Саддама Хусейна все большую популярность набирают идеи исламского радикализма. К тому же на юге растет недовольство военным присутствием американцев в стране. Украинским военным придется сдерживать эту растущую агрессию шиитов, быть барьером между радикальными арабами и американцами, защищая тех, кто будет восстанавливать Ирак. Для Киева важно не потерять равновесие на этом тонком лезвии ножа. В противном случае ему грозит ненависть арабов и испорченные отношения с американцами. И, конечно же, жертвы среди украинских миротворцев.

В этой ситуации необходимо найти ответ на принципиальный вопрос: если ситуация будет развиваться по афганскому сценарию двадцатилетней давности, то до какой поры Украина должна держать в Ираке свой контингент, дабы и не подвергать угрозе жизнь своих солдат и не поссориться с американцами?

С другой стороны, в Украине готовы пойти на эти риски ради реализации честолюбивых экономических и политических планов. Здесь не без основания полагают, что по мере увеличения военного присутствия Украины и роста сферы ее ответственности в Ираке, улучшаются перспективы тех украинских бизнес-структур, которые желают принять участие в восстановлении иракской экономики. Поэтому Киев откликнулся на призыв Варшавы и Вашингтона усилить украинский контингент. Был увеличен и количественный состав миротворцев и изменен качественный компонент: если ранее планировалось, что в Ирак отправятся инженерный и саперный батальоны, то теперь основу украинского контингента составят боевые подразделения.

В итоге, все это ведет к тому, что украинские миротворцы станут своеобразным связующим звеном между местной администрацией, в формировании которой они также примут участие, и предпринимателями из Украины.

Участие украинских компаний в проектах по восстановлению Ирака — только часть тех задач, которые намерен решить Киев посредством своего миротворческого контингента. Как бы это парадоксально ни звучало, но нынче маршрут Украины в ЕС и НАТО проходит через Ирак. Притом речь здесь идет не только о приобретаемом украинскими военными опыте взаимодействия с подразделениями стран, входящих в Североатлантический альянс. Сегодня в Вашингтоне растет обеспокоенность ростом антиамериканских настроений иракцев и усиления позиций клерикалов среди шиитов. Страх перед вторым Ираном заставляет Соединенные Штаты искать союзников, которые своим присутствием в Ираке могли бы сбавить накал страстей.

Ради интернационализации стабилизационных сил Вашингтон готов идти на серьезные уступки. А это, в свою очередь, обязывает Киев воспользоваться ситуацией и уже сегодня назначить цену. Она, в принципе, уже давно известна. Это, в частности, вопрос вступления Украины в ВТО и НАТО, перспективы получения статуса страны с рыночной экономикой, политическая поддержка Соединенными Штатами украинских компаний в проектах по восстановлению экономики Ирака, в тендерах, которые проводят союзники США, и многое другое. Безусловно, цена, запрашиваемая Киевом, высокая. С другой стороны, только тот имеет шанс получить хоть что-то, кто много запрашивает…