UA / RU
Поддержать ZN.ua

Импичмент по-бразильски

12 мая 2016 г. сенат Бразилии проголосовал за импичмент президента страны Дилмы Русефф. В соответствии с конституцией страны, исполняющим обязанности президента на следующие 180 дней стал Мишел Темер, который с 2010-го занимает должность вице-президента.

Автор: Николай Белесков

12 мая 2016 г. сенат Бразилии проголосовал за импичмент президента страны Дилмы Русефф. В соответствии с конституцией страны, исполняющим обязанности президента на следующие 180 дней стал Мишел Темер, который с 2010-го занимает должность вице-президента.

В течение этого полугодового периода дело Дилмы Русефф будет рассматриваться Сенатом, который примет окончательное решение о ее дальнейшей судьбе: первую женщину президента Бразилии обвиняют в использовании средств государственных банков для уменьшения дефицита бюджета в 2014 г. Это делалось для победы на тогдашних выборах главы страны. Если указанный факт будет доказан, то остается мало шансов на то, что Дилма Русефф сохранит должность.

Результаты голосования в Сенате против Дилмы Русефф можно в определенной степени считать следствием закулисных маневров Партии бразильского демократического движения (PMDB), в которую входят Мишел Темер и Эдуардо Кунха, недавний спикер нижней палаты парламента. В декабре 2015-го тогдашний вице-президент Бразилии в частном письме к президенту обвинил ее как в игнорировании его лично, так и в пренебрежении поддержкой PMDB в парламенте.

На фоне экономических проблем и коррупционного скандала вокруг государственной нефтяной компании Petrobras, которую Русефф возглавляла в течение 2003-2010 гг., PMDB удалось довести дело до импичмента. Фактически Дилме Русефф просто не хватило гибкости и умения идти на компромиссы, как это умел делать ее предшественник и наставник Луис Игнасио Лула да Силва.

Дело в том, что закулисный характер большинства важных договоренностей в политической сфере Бразилии означал возможность компромисса и мог бы привести к провалу голосования за импичмент еще в палате депутатов. Однако Дилма Русефф, апеллируя к тому факту, что в 2014 г. она была переизбрана 54 млн голосов, пошла на конфронтацию. И проиграла.

Ситуация в политической сфере страны обрела действительно трагикомичные масштабы, ведь уже упомянутый Эдуардо Кунха потерял должность спикера нижней палаты парламента 5 мая 2016 г. Как оказалось, на счетах в Швейцарии у него нашли 40 млн долл., полученных путем махинаций и коррупционных схем. Также производства открыты против Мишеля Темера, президента Сената Ренана Калейроса и против половины депутатов Национального конгресса Бразилии.

Перед Мишелем Темером стоят непростые задачи. Как заявил он сам, представляя состав нового правительства, целью его политики станет возрождение единства в стране и национальное спасение путем восстановления роста экономики. Поддержание спокойствия и единства в обществе может оказаться непростой задачей для нового главы Бразилии.

Д.Русефф, передавая должность М.Темеру, предупредила об опасности свертывания результатов социальных программ, которые в течение последних 13 лет реализовывала правящая Рабочая партия (PT). В ответ на такие действия Мишелю Темеру пообещали масштабные протесты.

Собственно, ситуация с социальными программами, возможные беспорядки в ответ на их отмену и кризисные явления в экономике страны связаны в единый узел противоречий. С одной стороны, такие программы как Bolsa Familia в течение предыдущего десятилетия способствовали настоящему социальному прогрессу в Бразилии - более 40 млн чел. пополнили ряды среднего класса, а 36 млн чел. были выведены из крайней бедности. Кроме того, 2,6 млн чел. получили субсидируемое государством жилье.

Но все это происходило в период, когда экономика страны росла (с 508 млрд долл. в 2002-м до 2 615 млрд в 2012-м, т.е. в пять раз!) на фоне увеличения спроса КНР на традиционные статьи бразильского экспорта - продукцию сельского хозяйства и руды металлов. В условиях замедления китайской экономики бразильская экономическая модель оказалась не готова к испытаниям. При этом Дилма Русефф решила сохранить масштабы социальных программ. Как следствие, страна получила дефицит бюджета и инфляцию.

Свой выбор Д.Русефф сделала сознательно, ведь это было частью стратегии переизбрания в 2014 г. Даже 1 мая 2016 г., выступая перед сторонниками Рабочей партии в Сан-Паулу, она говорила о необходимости увеличить масштабы финансирования Bolsa Familia на 9% и анонсировала начало второй волны субсидируемого государством жилищного строительства. Тем самым она хотела максимально мобилизовать сторонников перед голосованием в Сенате.

Однако в результате такой политики, когда узкополитические расчеты взяли верх над законами экономики, Бразилия оказалась в чрезвычайно сложной ситуации. На 2016 г. прогнозируемый дефицит бюджета может превысить 27,72 млрд долл., что может составлять 15% бюджета. Для сравнения: в 2015 г. этот показатель составлял 10,4%. Между тем показатель инфляции на сегодняшний день достиг 10%, при том что законом этот показатель установлен на уровне 4,5%. Кроме того, прогнозируется сокращение экономики в нынешнем году на 3,9%.

Вот такое экономическое наследство досталось Энрике Мейрелесу, возглавившему в новом правительстве министерство финансов. До этого он в 2003-2010 гг. возглавлял Центральный банк, и именно в период его руководства стране удавалось держать инфляцию на уровне, закрепленном законодательством.

После своего назначения Э.Мейрелес заявил, что приоритетными направлениями работы станут борьба с дефицитом бюджета и инфляцией, которую он хочет уменьшить по крайней мере до 6,5%. Достичь же сбалансированного бюджета Бразилия сможет только в случае сокращения социальных программ или временного повышения налогов.

Однако окончательное решение о мерах будет приниматься после системной оценки ситуации. В любом случае, Мишел Темер окажется перед непростым выбором, ведь и тот, и другой шаг означает дальнейшее сокращение экономики. Урезание же социальных программ к тому же означает возможность масштабных протестов, которые обещают начать Рабочая партия и ее сторонники.

Другим возможным выходом из ситуации может стать проведение пенсионной реформы, которая прежде всего будет предполагать введение минимального пенсионного возраста. На сегодняшний день нормальное функционирование пенсионной системы обходится стране в 13% ВВП, - по этому показателю Бразилия опережает гораздо более развитые страны G7. Кроме того, проведение реформы трудового законодательства с целью упрощения процедур найма и увольнения работников также обещает увеличение конкурентоспособности страны.

В любом случае Мишел Темер должен будет идти на непопулярные шаги, так как это единственный способ сбалансировать бюджет. Поэтому его приход к власти был встречен прогнозам экономистов о возможности роста экономики Бразилии в 2017-м на 0,5%. Хотя такое развитие событий связано еще и с тем, что экономика страны, по мнению агентства Reuters Thompson, "нащупала дно", как принято говорить среди экономистов, а значит в случае реформ может быстро дать положительный результат.

Скорее всего, Мишелю Темеру не составит труда пойти на непопулярные преобразования: поддержка его среди населения составляет всего 1-2%, как свидетельствуют опросы. То есть непопулярные, но необходимые реформы не означают для и.о. президента политического самоубийства, когда рейтинг находится в зоне статистической погрешности. При этом сам Темер заявляет, что не намерен баллотироваться на пост президента в 2018-м.

А вот для PMDB правление однопартийца может оказаться переломным: как считают, партия, которая никогда до сих пор не выставляла на выборах президента своего кандидата, планирует в 2018 г. нарушить эту традицию. Успешное проведение реформ Мишелем Темером повышает шансы этой партии на успех.

Следует также понимать, что ситуация политического и экономического кризиса, в котором сегодня находится Бразилия, имеет большое влияние на весь регион Латинской Америки. Фактически речь идет о возможности изменения политического баланса в регионе в пользу правоцентристских сил, что будет означать окончательный конец "левого поворота" 2000-х гг.

Поэтому неудивительно, что такие страны, как Венесуэла, Куба, Боливия, Эквадор и Никарагуа, раскритиковали начало импичмента против Дилмы Русефф. Дальше всех пошел президент Сальвадора, заявивший об отзыве посла из Бразилии. Генеральный секретарь УНАСУР Эрнесто Сампер также поставил под сомнение законность импичмента.

Со своей стороны, МИД Бразилии отбросил все обвинения в незаконности действий Сената страны, а сами обвинения назвал популяризацией лжи. Генсек ООН, в свою очередь, призвал к уважению конституции страны, а также к национальному диалогу и единству. Показательным стало заявление Международного олимпийского комитета о том, что голосование в Сенате никак не отразится на проведении Олимпийских игр в Бразилии в августе 2016-го.

Особое значение развитие событий в Бразилии будет иметь для Венесуэлы и Кубы. Президент Венесуэлы назвал начало процедуры импичмента в Бразилии против Дилмы Русефф инспирированной США насмешкой над выбором народа. По словам Николаса Мадуро, следующей жертвой станет Венесуэла. Однако на самом деле в настоящее время Каракас беспокоит то, что теперь такие страны, как Бразилия и Аргентина, больше не будут защищать социалистическое правительство от обвинений на многосторонних региональных площадках за нарушение прав человека и антидемократические практики.

Ситуация еще серьезнее для Кубы, ведь Гавана привыкла получать финансовую помощь в различных формах от Бразилии. С одной стороны, Куба получила кредит на 1,75 млрд долл. от Бразилии, который, в том числе, был направлен на модернизацию порта Мариэль. А с другой - 11,4 тыс. кубинских медиков работают в Бразилии, что дает Кубе до 500 млн долл. прибыли ежегодно. Теперь же, как сообщил анонимный бразильский дипломат на Кубе, Бразилиа планирует полную переоценку политики по Гаване - с учетом как экономической ситуации, так и фактов нецелевого использования кредитных средств.

Таким образом, можно сказать, что Бразилия вошла в определяющий период своей истории, который открывает альтернативные возможности дальнейшей эволюции страны. То, как правящая элита Бразилии справится с двойным - экономическим и политическим - кризисом, будет определять не только, какой будет сама страна в ближайшие десятилетия, но и в каком направлении будет развиваться весь регион Латинской Америки.