UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИММИГРАЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВЫБОР

Для истории (или для статистики) можно записать, что Дания стала первой европейской страной, испытавшей на себе последствия событий 11 сентября, в частности, волну ксенофобии, прокатившуюся по миру...

Автор: Юлия Загоруйко

Для истории (или для статистики) можно записать, что Дания стала первой европейской страной, испытавшей на себе последствия событий 11 сентября, в частности, волну ксенофобии, прокатившуюся по миру. Именно тема иммиграции, вернее антииммиграции, доминировала над всей предвыборной кампанией в маленькой скандинавской стране, где и населения всего-то 5 млн. 352 тысячи.

Народ, который все предыдущие 77 лет отдавал предпочтение партиям левого толка, в этом году решил, что социал-демократы, находившиеся при власти девять лет подряд, не смогут достаточно хорошо защитить их благополучие от «рвущихся» в страну иммигрантов. «Нет, мы не ксенофобы, — заявлял будущий премьер за день до выборов, будто пытаясь смягчить имидж страны в глазах более просвещенных соседей. — Просто многие датчане опасаются за собственную безопасность и благосостояние страны, которая может пострадать от наплыва иммигрантов».

На прошлой неделе Андерс Фог Расмуссен и его либеральная партия выиграли всеобщие выборы в Дании, удачно воспользовавшись просчетами одной партии и публичной кампанией другой. Можно даже сказать, что либералам-центристам повезло.

Предыдущий премьер-министр, лидер социал-демократической партии Пол Найруп Расмуссен (однофамилец — стране не придется запоминать новую фамилию) решил созвать быстрые выборы. Он был в полной уверенности, что авторитет, заработанный на антитеррористической кампании, обеспечит ему победу. Однако под влиянием глобальной охоты на террористов настроение электората, вдруг изменилось: почувствовав неприязнь к иностранцам, ищущим убежища, избиратель в своем большинстве развернулся вправо. Выиграла центристская либеральная партия (33%), которая из 179 мест в парламенте получит 56. За ней следуют проигравшие социал-демократы — с 29% и 52 местами.

Сюрпризом данных выборов стал прорыв в число лидеров ультраправой датской народной партии. ДНП прочто утвердила за собой славу антииммигрантской силы. Собственно, она и раскрутила спокойную страну на истерические всплески нетерпимости. Например, этим летом «народники» опубликовали списки 5 тысяч иммигрантов, получивших датское гражданство в 2001 году. А в качестве предвыборной агитации использовался плакат с изображением молодой девушки-блондинки со следующей надписью: «Когда она выйдет на пенсию, в Дании будет мусульманское большинство». Усилия не пропали даром. Всего лишь второй раз участвуя в выборах, партия поднялась с 13 до 22 парламентских мест, и стала третьей среди крупных партий в стране.

Однако главные плоды ее усилий пожали более опытные товарищи из либеральной партии. Фог Расмуссен сориентировался в настроениях сограждан и отразил их в главных пунктах своей предвыборной программы: создание специального министерства по делам иммиграции, ужесточение иммиграционных законов, уменьшение пособий для беженцев, усложнение параграфов по воссоединению семей, семилетний срок проживания в стране, необходимый для прошения о получении гражданства.

Итак, впервые с 1926 года датское правительство будет формировать правоцентристская коалиция. Либералам, для создания большинства в парламенте, понадобятся партнеры. В первую очередь это консервативная партия и еще две-три мелких партии из правого крыла. Логично, что лидер народной партии харизматичная Пия Кьерсгаард также претендует на коалицию. Но Расмуссен еще до выборов заявлял, что не намерен приглашать ультраправых. Хотя без них, что стало ясно после подсчета голосов, не получится полноценное большинство. Расмуссена поджидает непростой выбор.

Безусловно, напрашиваются однозначные паралели — 1999 год, парламентские выборы в Австрии, неожиданное появление среди лидирующих партий ультраправой народной партии Йорга Хайдера. И главное, тематика предвыборных дебатов та же — иммигранты. Политические обозреватели из Копенгагена поспешили разогнать политические тучи. Они считают, что сходство с «эпизодом Хайдера» лишь внешнее. У Дании, к примеру, нет нацистского прошлого. И, в отличие от партии Хайдера, датские праворадикалы не войдут в правительство...

Тем не менее для датского общества наступают непростые времена — идентификации и принадлежности. В Дании всего 7,4% иммигрантов, меньше, чем в любой другой западноевропейской стране. Но она, кажется, надолго утратила возможность полноценно интегрировать их в свое общество. Коренные датчане опасаются, что пропорция будет возрастать за счет более быстрой рождаемости в иммигрантских семьях, за счет смешанных браков. Кроме того, их волнует рост криминала, и они напрямую связывают его с безработными иностранцами. Поэтому жаждут жесткого иммиграционного контроля.

Блестя глазами, победитель Расмуссен заявлял, что главным заданием для него будет объединение всей нации. И тут же обещал выстроить иммиграционную политику на основе своих предвыборных обещаний. Хотя как их выполнить, не нарушая подписанные международные конвенции, он сам еще не знает.

А во всем остальном новый Расмуссен из либералов очень мало отличается от предыдущего Расмуссена из соцдемов. Оба обещали сократить очереди в госпиталях, улучшить систему ухода за детьми и стариками и так же оба умолчали, откуда возьмутся деньги для социальной сферы. Либеральная партия, кроме всего, собиралась еще реорганизовать систему налогообложения и приватизацию.

Говорят, избирателю надоело одно и то же правительство в течение девяти лет. Резонно, что даже нордически сдержанному датчанину захотелось перемен. Правда, новым министрам не грозят эксперименты, разве что в вопросах иммиграции. Поскольку экономика Дании в лучшем состоянии, чем у многих соседей, безработица всего на уровне около 5%, инфляция низка и долги невелики, то новому правительству, по мнению экспертов, нет надобности изобретать чудеса экономического велосипеда, а лучше сохранить и удерживать механизм в рабочем состоянии.

Следует заметить, что 48-летний Андерс Фог Расмуссен — политик с принципами, которые он еще в 1993 году изложил в книге «От государства благоденствия к минималистическому государству», где представил довольно скромную модель общества. Но понял, что сегодня эти идеи не покорят общество, граждане которого привыкли жить гораздо лучше, чем он предлагал. И он свои принципы если не изменил, то придержал. Кроме того, Расмуссен — убежденный европеец и сторонник единой евровалюты. Но после прошлогоднего «нет» на датском еврореферендуме вновь избранный премьер не намерен искушать судьбу новыми опросами. Хотя уже сегодня страна готова сказать «да».

Атмосфера прохождения и результаты выборов в Дании — урок для других европейских социал-демократов во Франции, Германии, Швеции, которых в следующем году ожидают перевыборы. Тревожные сигналы получила Швеция — в начале сентября выборы проиграли норвежские лейбористы, почти через три месяца — датские соцдемы. Такая скандинавская традиция должна насторожить действующего премьера социал-демократа Йорана Перссона. Над болезненным вопросом иммиграции особенно стоит задуматься правительствам левых партий. Из-за боязни быть не понятыми средним бюргером и рабочим классом, они редко обращаются к интеллектуальной и моральной основам иммиграции. А между тем нет иного выхода, как найти пути интеграции иммигрантов в общество, давшее им убежище.