UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИЛЛЮЗОРНОЕ ПЕРЕМИРИЕ

В очередной раз создается впечатление, что на Ближнем Востоке появилась слабая надежда на улучшение ситуации...

Автор: Михаил Соколовский

В очередной раз создается впечатление, что на Ближнем Востоке появилась слабая надежда на улучшение ситуации. Впервые за последние месяцы мы стали свидетелями проявления хотя бы намеков доброй воли одной стороны по отношению к другой.

В минувшее воскресенье после официального предупреждения Соединенных Штатов по поводу того, что палестинцы находятся на грани гуманитарной катастрофы, премьер-министр Израиля Ариэль Шарон объявил об ослаблении ограничений, введенных на занятой израильскими войсками территории Палестинской автономии.

Канцелярия премьера обнародовала заявление, в котором говорится, что Шарон распорядился разморозить часть принадлежащих Палестинской автономии денежных средств. Речь идет о собранных налогах на 15 миллионов долларов, которые будут переведены палестинцам в ближайшие дни. Следует отметить, что это лишь незначительная часть из общей суммы в 430 миллионов долларов, принадлежащей палестинским властям, которая была заморожена израильтянами в 2000 году после начала интифады.

Кроме того, для облегчения экономического положения палестинцев были приняты решения об ослаблении режима блокады палестинских городов; о расширении рыболовной зоны у палестинского побережья; выдаче двенадцати тысячам палестинцев разрешений на работу в Израиле и об ослаблении военного режима в районе города Рамалла.

Одновременно свой жест доброй воли по отношению к палестинцам продемонстрировал и Вашингтон. Госсекретарь США Колин Пауэлл заявил на днях, что в ближайшее время встретится в американской столице с палестинской делегацией. Очевидно, это будет первый контакт такого высокого уровня между сторонами после того, как Джордж Буш в июне этого года призвал к смене руководства Палестинской автономии.

Я думаю, мир уже привык к тому, что такие шаги сначала выглядят весьма обнадеживающе, но в конце концов разочаровывают тех, кто ожидает от них многого. Вот и сегодня мало кто из израильтян и палестинцев верит в то, что насилие на Ближнем Востоке будет наконец остановлено.

Палестинцы до сих пор не могут отойти после беспрецедентной израильской операции по ликвидации основателя и лидера военного крыла экстремистского исламского движения ХАМАС в секторе Газа шейха Салаха Шехады, на котором лежит прямая ответственность за многочисленные теракты и убийства израильтян.

В ночь на 23 июля израильские боевые самолеты нанесли ракетный удар по кварталу в городе Газа, разрушив трехэтажный дом, где жил Шехада. Погибло не менее 15 человек, среди которых сам шейх, члены его семьи и восемь детей, ранены более 140 человек.

Израильтяне долго охотились за Шехадой. Несколько покушений на него оказались безрезультатными. В декабре 2000 года израильские войска разрушили его дом в селении Бейт-Ханун в секторе Газа, однако оказалось, что лидера ХАМАС в этот момент в деревне не было. В мае планировалась очередная операция по захвату Шехады, но до ее реального воплощения дело так и не дошло.

Убийство Шехады премьер-министр Израиля назвал большим успехом армии и служб безопасности. Однако гибель гражданских лиц и разрушения в центре густонаселенного города вызвали резкое осуждение европейских стран и недовольство США. ЕС традиционно выступает против целенаправленного устранения боевиков, практикуемого Израилем. Назвав убийство внесудебной расправой, координатор ЕС по внешней политике Хавьер Солана заявил, что акция израильтян не способствует мирному урегулированию и примирению на Ближнем Востоке.

Ожидаемой была и реакция на трагедию палестинцев. И если на улицах звучали призывы к мести, члены ХАМАС клялись отомстить за смерть Шехады, то лидер Палестинской автономии Ясир Арафат потребовал срочного созыва Совета Безопасности ООН и обратился к этому органу с просьбой немедленно ввести в регион международный контингент.

Внеплановое заседание Совета Безопасности ООН по проблемам Ближнего Востока прошло в минувшие выходные. Как и ожидалось, оно завершилось безрезультатно. Несмотря на то, что представители многих стран, в особенности арабских государств, резко осудили действия Израиля, по окончании встречи не было принято никакой резолюции.

Представитель Палестинской автономии в ООН Насер аль-Кидва назвал ракетный удар израильских ВВС вопиющим военным преступлением, которым должен заняться недавно созданный Международный уголовный суд. Представители Израиля в свою очередь обвинили палестинские власти в том, что те не предпринимают никаких попыток предотвратить террористические нападения на израильские поселения и города. По их словам, бездействие палестинских официальных лиц не оставляет Израилю никакого выбора.

В конце концов вариант резолюции, предложенный представителями арабских стран, не получил должной поддержки. Определяющей в этом стала, как обычно, позиция Соединенных Штатов. Американский посол в ООН Джон Негропонте заявил, что уже имеющиеся резолюции Совета Безопасности являются вполне адекватной основой для поиска решения ближневосточного вопроса. Кроме того, Негропонте вполне обоснованно выразил неудовольствие тем, что заседание сконцентрировалось на недавней атаке израильских войск и не было уделено достаточно внимания террористическим акциям исламских экстремистов из движений ХАМАС и «Исламский джихад».

Между тем, международное давление на Израиль все же дало свои результаты. Министр иностранных дел Шимон Перес принес извинения за то, что вследствие удара по дому лидера боевого крыла ХАМАС погибли гражданские лица, в том числе дети. А сам Шарон заявил: если бы было известно, что в здании находится так много гражданских лиц, то для устранения Салаха Шехады был бы избран другой путь.

И все же сожаления по поводу физического устранения лидера ХАМАС израильское руководство не испытывает. Более того, оно наращивает свои усилия по ликвидации верхушки этой организации. Спустя неделю после бомбардировки Газы израильские войска арестовали в Рамалле еще двоих высокопоставленных членов ХАМАС. В Израиле считают, что задержанные принимали участие в организации ряда акций боевиков-самоубийц, в частности взрыва в иерусалимском кафе «Момент», унесшего 11 жизней. За одним из арестованных — человеком по имени Абу Квейк — израильская армия охотилась несколько месяцев. В марте этого года его автомобиль обстреляли с воздуха, однако Абу Квейку удалось спастись. Погибли его жена и трое детей.

Ответ на израильские акции палестинских радикалов весьма предсказуем. Так, одна из группировок движения «Фатх» на днях обнародовала список израильских лидеров, которых теперь намерены ликвидировать палестинцы. Список был предан гласности телеканалом организации «Хезболла», вещающим из Бейрута. Все перечисленные в нем лица были названы «сионистскими военными преступниками».

Возглавляет список приговоренных к смерти премьер-министр Израиля Шарон, названный «главой вражеского правительства». Далее поименованы начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля Моше Аялон, его предшественник на этом посту Шауль Мофаз, глава израильской контрразведки «Шабак» Ави Дихтер и ряд высших офицеров израильской армии.

Впрочем, фигурируют в списке и люди вполне штатские, такие как генеральный директор израильского МИД Ави Гиль или бывший генеральный директор канцелярии премьер-министра Ури Шани. Не обойдены вниманием и министры — к смерти приговорены министр просвещения Лимор Ливнат и министр внутренней безопасности Узи Ландау. Есть в списке и просто депутаты Кнессета, например Авигдор Либерман. Приговор вынесен и тем, кто уже покинул политическую и военную арену, в частности бывшему премьер-министру Израиля Эхуду Бараку и ряду генералов в отставке. А военный комендант Западного берега Иордана Джерри Ицхак упоминается дважды.

Многие палестинские источники не придают большого значения этому списку, утверждая, что если бы в планы боевиков действительно входила ликвидация израильских лидеров, они не стали бы об этом предупреждать заранее. Пока же службы безопасности Израиля говорят о несоизмеримо выросшей среди палестинцев мотивации к совершению терактов. Между экстремистскими группировками даже наблюдается соревнование — кто сумеет подготовить и осуществить более глобальный теракт.

Получается, что сегодня говорить всерьез о перспективах перемирия на Ближнем Востоке просто бессмысленно. Однако стоит отметить, что буквально накануне удара по Газе эти перспективы выглядели куда более реальными. Дело в том, что активисты того же «Фатх» в это время призвали все палестинские военизированные организации прекратить без всяких условий теракты, направленные против гражданского населения Израиля.

Судя по всему, это были не пустые разговоры. Все больше и больше представителей руководства «Фатх» понимают бесперспективность вооруженной интифады, принесшей их народу только страдания, разрушения, экономическую катастрофу и потерю международной поддержки.

К тому же в руководстве палестинской администрации идет своя внутренняя борьба перед выборами ее нового руководства. Борьба эта развернулась между ветеранами «Фатх», вернувшимися из иммиграции вместе с Ясиром Арафатом в 1994 году, и новым поколением лидеров, входящих в военизированное крыло организации — «Танзим». Имеются сведения, что последние разработали свой план мирного урегулирования, который предполагает постепенный вывод израильских войск с оккупированных территорий и передачу функций поддержания порядка на них палестинской полиции.

Господин Шарон этот план отверг. Требования премьер-министра остаются неизменными — Израиль выведет свои войска только после полного прекращения силовых действий палестинских боевиков, радикального реформирования палестинской полиции и устранения от власти Ясира Арафата. Палестинцы говорят, что требования эти нереальны и невыполнимы. Многие израильтяне с ними в этом согласны. Другие же полагают, что израильскому руководству следовало бы повременить с авиаударами по жилищу Шехады, чтобы дать шанс новой мирной инициативе. Скорее всего, она не остановила бы насилие на Ближнем Востоке окончательно. Но если бы в результате воплощения ее в жизнь перестали гибнуть невинные люди, едущие на работу в автобусах в Западном Иерусалиме или спящие в своих домах в городе Газа, это можно было бы считать шагом вперед.