Политика Украины в Африке до настоящего времени не имеет ярко выраженной стратегической концепции. Иными словами, создается впечатление, что наша страна сама для себя до сих пор не решила, что ей нужно делать в Африке. А между тем Черный континент развивается, и сегодня говорить о том, что он служит только сырьевым придатком крупных капиталистических стран — бывших метрополий, — значит мыслить категориями двадцатилетней давности. Да, конечно, во многих африканских странах и сегодня действуют прежние соглашения, по которым мировые компании контролируют разведку, добычу и переработку полезных ископаемых, население в большинстве своем неграмотно и страдает от массы заболеваний, в том числе и СПИДа. Но это не значит, что сегодня этот регион закрыт для сотрудничества — наоборот, все большее количество стран ищет в нем рынки сбыта и поощряет проекты, направленные на развитие этого рынка.
Особенно показателен в этом отношении пример Арабской Республики Египет, которая географически принадлежит к этому материку, но в политическом отношении является одной из ключевых стран ближневосточного региона. Эта страна имеет достаточно высокие показатели роста, получает значительную помощь со стороны США, ее авторитет в регионе и в мире высок, она имеет свои запасы нефти, за счет доходов от туризма получает около 4 млрд. долларов чистой прибыли ежегодно, и тем не менее в 1997 году на правительственном уровне было принято решение о создании под патронажем МИДа Египта межведомственной комиссии, которая периодически разрабатывает для своего правительства перечень рекомендаций по африканской политике.
Украина же в Африке по-прежнему остается малозаметным партнером. И дело здесь не только в том, что до 1996 г. наша страна была представлена в Африке всего тремя посольствами, до 1999 г. — четырьмя, не только в том, что в Украине мало квалифицированных африканистов, которые могли бы четко обозначить ориентиры для развития партнерского диалога (хотя это тоже не способствует укреплению сотрудничества с африканскими странами). Дело в отношении к этому вопросу. Удивляют неповоротливость и безынициативность наших государственных структур в развитии «африканского» направления в экономическом сотрудничестве. Порой нашу страну в Африке так и хочется сравнить с человеком, разбросавшим камни и стоящим на месте в молчаливом созерцании того, как другие собирают эти камни и потихоньку пытаются вытащить даже те, что лежат у него под ногами, а он все стоит…
На сегодня с африканскими странами в Украине сотрудничают только те бизнесмены, которые на свой страх и риск готовы искать партнеров, трейдеров, заказчиков, потребителей своей продукции где угодно, лишь бы не дать погибнуть своему бизнесу. А между тем, такая деятельность могла бы принести больше пользы, если бы украинские производители пользовались государственной поддержкой или хотя бы получали льготы, позволяющие им избежать двойного налогообложения, поскольку с подавляющим большинством африканских стран Украина не подписала соответствующих двусторонних документов. Но для принятия такого решения необходимо иметь хотя бы намерение не закрывать для себя рынок африканских стран, позиции на котором нашей страной уже в значительной степени утеряны. Конечно, можно много говорить о поддержке в первую очередь государственных предприятий и о защите государственных интересов в случае, если государственное предприятие начнет искать возможности сбыта своей продукции за рубежом. Но давайте будем реалистами: на сегодня в Украине практически нет государственных предприятий, которые могли бы позволить себе оплатить маркетинговые исследования в африканских странах или открыть за рубежом свое представительство. Таким образом, у нас есть люди, имеющие финансовые и производственные возможности, но не относящиеся к государственному сектору и потому не получающие никакой поддержки от государства, и есть предприятия государственного сектора, которые могли бы получить такую поддержку, но не имеют финансовых возможностей развивать подобные инициативы.
Наши бизнесмены не получают поддержки от государства, поэтому на территории африканского государства каждый из них вынужден играть в интересную игру под названием «пан или пропал»: они сами вкладывают свои деньги в дело, и если что-то не получается — сами на свои деньги отстаивают свои интересы в суде. Могут ли они рассчитывать на квалифицированную консультацию в МИД Украины? Могут, но в нашем внешнеполитическом ведомстве всеми африканскими странами, согласно справочнику МИД, занимается только один отдел — не больше пяти человек. Не подвергая сомнению их квалификацию, все-таки рискну усомниться в том, что пять человек физически могут полностью и компетентно выдать всю необходимую информацию по более чем пятидесяти странам. Если они это могут сделать — честь им и хвала.
При всем при этом простые украинские граждане уже давно и активно осваивают рынки рабочей силы в африканских странах. Много их трудится в Ливии, это в основном медики и строители, в Марокко работает несколько тысяч украинских моряков, кое-где недалеко от марокканского побережья украинские рыболовецкие суда и экипажи продолжают вести промысел рыбы. В Египет, в Анголу, в Судан и даже в ЮАР едут наши соотечественники по вербовке, но зачастую, оказавшись за рубежом, они остаются беззащитными в чужой стране. Отсутствие посольств, консульских пунктов и даже аккредитации послов по совместительству лишает наших граждан надежд на скорое спасение. И далеко не всегда эти истории заканчиваются так же относительно благополучно, как это было с украинскими моряками в Нигерии (в этой истории обошлось без трагедии только благодаря участию в ней дипломатов из других стран). Сколько подобных историй завершилось трагически — известно одному Богу. И что интересно — на страницах периодической печати Украины практически нет публикаций с рекомендациями МИД или других заинтересованных организаций гражданам Украины о том, как вести себя за рубежом, какие меры предосторожности следует соблюдать, давая согласие на работу за рубежом по контракту, например, в исламских государствах, в странах Азии и Африки. Обо всем этом наши люди узнают порой тогда, когда уже слишком поздно. Нередко единственный выход для них — обратиться за помощью в посольство России и надеяться на благосклонность российских дипломатов.
В некоторых странах, даже если в них есть посольство Украины, наши соотечественники предпочитают обращаться к россиянам, потому что те лучше знают рынок, имеют больше связей, больше опыта в общении с местной полицией, судами, бизнесменами и могут оказать помощь «простым смертным» из Украины в решении любых вопросов. Но далеко не всегда россияне могут прийти на помощь, причем юридически они всегда вправе отказать «незалежным» просителям из Украины. Нередко помощь оказывается на чисто прагматических началах, и поэтому не стоит удивляться, услышав в Африке о русских грузовиках «КрАЗ», о русских легковушках «Таврия», о русском городе Запорожье, где делают хороший металл, и даже о русской футбольной команде «Динамо» из Киева. И если последнее еще можно, хотя и с большой натяжкой, считать достижением (дескать, россияне болеют за наших), то остальное — это не просто упущение, это тревожный сигнал о том, что на африканском рынке нас не знают, а значит, наши товары будут уходить туда через Россию, Польшу, Болгарию, других посредников, но терять от этого будем только мы. Зарубежный посредник не заинтересован в том, чтобы развивать наше производство. Обанкротится «КрАЗ» — всегда есть «ГАЗ», «МАЗ», свято место пустым не останется, а с чем останемся мы? Да, можно согласиться с тем, что на украинских предприятиях нет средств даже на зарплату рабочим, куда уж там по заграницам разъезжать, но где же рассчитывают руководители этих предприятий взять денег? В России, где экономическая ситуация тоже далеко не блестящая, или у западных соседей, которые стремятся войти в европейский рынок и соответственно ужесточают свои рыночные стандарты? Можно еще подождать, пока очередной посредник из России не получит заказа от зарубежного потребителя на приобретение украинских товаров, отдать ему товар, распределить прибыль и ждать дальше.
А можно не ждать. Можно вспомнить о том, что Украина имеет право на владение частью недвижимости, принадлежавшей СССР за рубежом, в том числе и в африканских странах. Что специалистами из нашей страны в Африке построен не один промышленный объект, что оборудование для этих объектов ввозилось из Украины. Что многие африканские специалисты, обученные в Украине, сейчас занимают высокие должности у себя на родине. Все эти возможности существуют, но пока не используются, а время уходит впустую. И если для осуществления наших стратегических планов нам необходимы средства, так может поискать их на рынке Африки? Но для этого сначала надо решить, нужна ли нам Африка, и если нужна, то прежде всего следует поменять свое отношение к ней на всех уровнях, в том числе и там, где это касается поддержки отечественного производителя.