UA / RU
Поддержать ZN.ua

И снова не Джонсон: что обещает Украине премьерство Риши Сунака?

О новом главе правительства Великобритании и стоящих перед ним вызовах

Автор: Виктор Константинов

Великобритания — с новым премьер-министром. Правительство возглавил Риши Сунак, занимавший в кабинете Бориса Джонсона пост министра финансов. Полтора месяца назад Сунак уже пытался стать премьером, но проиграл на выборах Лиз Трасс. Ныне у Сунака не было конкурентов — в буквальном смысле. О желании выставить свою кандидатуру заявляли только двое — Джонсон и лидер парламентской фракции Пенни Мордонт, но они не смогли собрать необходимое для выдвижения количество голосов однопартийцев.

Но триумфом произошедшее назвать сложно: власть Сунак получил на фоне тяжелого экономического и политического кризиса. Неудивительно, что в огромной фракции консерваторов — а у них 357 депутатов в британской Палате общин — нашлось так мало желающих взвалить на себя ответственность за страну. Ведь правительству необходимо тушить столько пожаров сразу, что это занятие кажется заранее обреченным на провал, за который новый глава кабинета будет в ответе.

Сунаку достался несбалансированный бюджет, в котором не хватает денег ни на одну из важнейших статей расходов, например, на субсидии британцам для оплаты дорожающих энергоносителей. Новый премьер высказывался в пользу правительственной поддержки беднейших сограждан на протяжении всего следующего года, хоть и в более скромных масштабах, чем планировала его предшественница. Но значительная часть консерваторов — включая большинство сторонников нового премьера — категорически не согласны дотировать эти расходы за счет бюджета так долго. Вероятно, Сунаку придется принять их точку зрения и прекратить выплату помощи с началом весны.

Сунак, как и Трасс до него, рассчитывает оживить экономику страны за счет снижения налогов, однако, чтобы не повторить судьбу предшественницы (чья отставка стала прямым следствием необеспеченного снижения налогов), делать это ему придется с оглядкой, понемногу — значит, положительный эффект от этого шага если и получится, то не сразу и не в том масштабе, чтобы избирателям можно было предъявить неоспоримый экономический успех. И все-таки, снижать налоги премьеру придется, следовательно, придется «резать» социальные статьи бюджета (больше обеспечить снижение налогов нечем), что не добавит новому правительству популярности.

Читайте также: Объединиться или умереть: Риши Сунак выступил перед консерваторами и расхвалил Джонсона и Трасс

Да, Сунак в бытность министром финансов находился в похожей ситуации, когда боролся с экономическими последствиями пандемии коронавируса и карантинных мер — и, по всеобщему признанию, с тем вызовом справился. Однако основной удар критиков жестких финансовых мер тогда принял на себя не Сунак, а Джонсон, еще не до конца растерявший кредит доверия избирателей и однопартийцев. Теперь же отвечать за все придется Сунаку, и это может стать для него настоящей проблемой — потому что полученная им власть с политической точки зрения чрезвычайно слаба.

Пожалуй, главная проблема нового кабинета — вопрос его легитимности. Сунак, в отличие от Джонсона, не привел партию к победе на парламентских выборах и не получил таким образом от британцев мандат доверия. Он встал во главе страны, не получив даже формальной поддержки от правящей партии — его предшественницу выбрало большинство членов Консервативной партии, а Сунака премьером сделали чуть больше сотни депутатов, выдвинувших его в кандидаты на пост премьера. Почти 60% британцев сегодня считают, что Сунак должен провести внеочередные выборы. Конечно, Сунак выборов сейчас не хочет (уровень поддержки консерваторов низок, и выборы они вероятно проиграют), но ценой сохранения власти для него станет отсутствие надежной опоры правительства.

Getty Images

А ведь кроме экономических, кабинету придется разбираться и со сложнейшими политическими вызовами: с последствиями Брекзита и ирландской таможенной границей, с угрозой независимости Шотландии и расколом внутри партии, с политикой в отношении беженцев и укреплением национальной безопасности. Не случайно в период краткосрочной агитационной кампании последних дней Сунак не сделал ни одного публичного заявления о приоритетах своей политики — отсутствие надежных тылов не позволит новому премьеру выстраивать собственную стратегию по этим острым вопросам.

Не обойдут стороной проблемы нового правительства и британскую политику в отношении Украины. Разумеется, в Великобритании нет ни одной серьезной политической силы, которая не поддерживала бы нас в войне. Вот и новый премьер поспешил подтвердить неизменность политической позиции Лондона: британцы по-прежнему на нашей стороне и продолжат помогать нам. Но остаются обоснованные опасения о роли Великобритании в мировой «украинской коалиции». С того момента как закатилась звезда «лучшего друга украинского народа» Бориса Джонсона, ни один британский политик не отводил Украине центральное место в своей повестке. Сунак не станет исключением — ему просто будет не до наших проблем на фоне огромного числа внутренних.

Но есть еще одна причина, по которой при новом премьере украинский вопрос может быть отодвинут на второй план. За семь лет своей блестящей политической карьеры Риши Сунак не успел приобрести серьезный опыт во внешней политике. Однако у него есть устойчивые внешнеполитические пристрастия, которые он не менял все эти годы. Сунак — убежденный сторонник Брекзита, и слышать не хочет о возвращении Британии в состав объединения. Да, он не склонен к скандальным выпадам в стиле Джонсона, но по сути его взгляды на Европейский Союз мало в чем отличны от взглядов последнего. В ЕС это прекрасно известно, потому и к Сунаку отношение там настороженное. Доверительного диалога между Лондоном и континентальными столицами в такой ситуации ждать не приходится, следовательно, к британскому мнению — в том числе по политике в отношении Украины — в Европе прислушиваться станут намного меньше, чем даже в короткий период премьерства Трасс.

Сунак известен своими проамериканскими и антикитайскими взглядами — в обоих случаях в степени, значительно превосходящей обычную для высокопоставленных британских политиков. При этом у него неплохие отношения с демократами — в отличие от Джонсона и Трасс. Наверняка Сунак пойдет на сближение с администрацией Байдена, хотя бы потому, что Соединенные Штаты сегодня видятся едва ли не единственной стороной, на поддержку которой в решении экономических проблем может рассчитывать британский кабинет. Но сближение это будет не точечным, как было при Джонсоне, — тогда именно Украина стала основным вопросом, по которому Лондон и Вашингтон сошлись во мнениях. Сейчас Британия может полностью оказаться в кильватере американской политики — сместить приоритеты в Индо-Тихоокеанский регион и сделать акцент на сдерживании Китая. Ведь это и американцев сделает более внимательными к потребностям столь важного союзника и личным убеждениям британского премьера противоречить не будет.

А вот для нас это будет означать, что Лондон полностью продублирует американский взгляд на события вокруг Украины: безусловно важные, но не центральные в мировой политике. Для американцев — в отличие от Британии под руководством Джонсона — противостояние России значительно уступало по важности конфликту с КНР. И разгром России не был (и сейчас не является) главной целью. Вероятно, Британия с правительством Сунака будет придерживаться таких же взглядов, отказавшись от амбициозных планов Джонсона в Восточной Европе, тем более и денег на реализацию этих планов сейчас нет.

В худшем случае мы можем столкнуться с сокращением военно-технической помощи со стороны Великобритании. В отличие от Трасс, новый премьер очень осторожно высказывается об увеличении расходов на оборону. Единственное, что можно вспомнить, — его высказывание двухмесячной давности о том, что неплохо бы повысить планку этих расходов в НАТО по сравнению с нынешними двумя процентами. Но такие слова, скорее, похожи на доброе пожелание, чем на конкретные планы правительства. Здесь и сейчас увеличивать бюджет военного ведомства Сунак, судя по всему, не намерен. А ведь именно из этого бюджета выделяется помощь Украине. Нет, об отказе от уже принятых решений речь не идет. Но сомнительно, что в следующем году масштабы помощи сохранятся — особенно на фоне собственных финансовых проблем нового правительства.

Больше статей Виктора Константинова читайте по ссылке.