UA / RU
Поддержать ZN.ua

Хроника ухода. Зубков вместо Медведева

Начало предвыборной кампании Дмитрия Медведева ознаменовалось важной корпоративной новостью — появлением среди государственных представителей в совете директоров «Газпрома» главы правительства Виктора Зубкова...

Автор: Виталий Портников

Начало предвыборной кампании Дмитрия Медведева ознаменовалось важной корпоративной новостью — появлением среди государственных представителей в совете директоров «Газпрома» главы правительства Виктора Зубкова. Премьер стал одним из двух новичков, выдвинутых государством в состав совета директоров компании, — вместе с министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной, которая заменит своего предшественника в министерстве Германа Грефа. Но Зубкову-то предстоит сменить в совете своего первого заместителя Дмитрия Медведева! Наблюдатели высказали предположение, что именно Зубков может стать председателем совета директоров «Газпрома» вместо Медведева, отставка которого с этого поста неминуема. И теперь главный вопрос: когда это произойдет? Ведь инаугурация нового президента России состоится в мае, а новый совет директоров, имена членов которого будут обнародованы уже 4 февраля, будет утвержден только на собрании акционеров в конце июня. Сейчас высказываются предположения, что премьера, возможно, придется внепланово кооптировать в состав совета директоров, чтобы обеспечить мягкую передачу газпромовской власти.

За оперативную деятельность «Газпрома», как известно, отвечает правление во главе с Алексеем Миллером. Но если в первый период существования корпорации, когда во главе его был Рэм Вяхирев, совет директоров имел скорее представительское значение, в путинское время должность председателя совета директоров «Газпрома» вряд ли может выглядеть чисто символической. Он сейчас участвует в принятии принципиальных решений, и не случайно в этом кресле можно было увидеть и бывшего российского премьера Виктора Черномырдина, и многолетнего председателя правления газового концерна Рэма Вяхирева.

О том, что многолетнее пребывание на посту председателя совета директоров «Газпрома» помогло увеличению аппаратного веса самого Дмитрия Медведева, я уже и не говорю. Не секрет, что именно в кабинете Медведева решались многие вопросы транзитной и ценовой политики компании. Хотя, конечно, самые главные вопросы решались в кабинете №1. Не нужно забывать, что еще одним кандидатом на пост председателя совета директоров «Газпрома» после ухода с этого поста Дмитрия Медведева считался сам Владимир Путин — кстати, я эту возможность и сейчас не стал бы сбрасывать со счетов. Почему же неожиданно возникла кандидатура Зубкова, о котором после предложения на пост президента Дмитрия Медведева вообще стали забывать?

Возможно, именно потому, что клановая война продолжается — несмотря на то, что кандидатура преемника утверждена. Стоит вспомнить, как вообще появился в большой политике Виктор Зубков. Далекий от публичной политики руководитель Росфинмониторинга возглавил российское правительство именно тогда, когда «питерцы» рассчитывали обеспечить преемственность власти — проще говоря, сохранение своих нынешних возможностей уже после ухода Владимира Путина за счет формирования правительства под будущего президента. Но потом как-то сразу все застопорилось: Владимир Путин и Виктор Зубков в течение нескольких дней не могли обнародовать состав Кабинета, затем оказалось, что почти все министры — несмотря на критику президента — сохранили свои места, а позже Путин, согласившись стать новым премьер-министром при следующим президенте, фактически дезавуировал свое же собственное заявление о том, что Кабинет Зубкова формируется для обеспечения преемственности его курса после президентских выборов.

И вот Зубков возник вновь. Уже как человек, который может занять одну из ведущих должностей в главной российской государственной корпорации. Это означает, что даже в случае ухода с поста премьер-министра Зубков может остаться человеком, обеспечивающим политические и экономические интересы питерской группировки. При этом о положении дел в «Газпроме» — и у менеджеров «Газпрома» — бывший главный финансовый разведчик страны проинформирован неплохо. Показательно, что информация о будущем назначении Зубкова появилась на фоне самой занимательной российской криминальной истории последних лет — задержания Севы Могилевича. И хотя наблюдатели в российской столице до сих пор не могут дать ответ на самый главный вопрос — кто именно организовал и кому выгодно задержание человека, считающегося крупнейшим отечественным газотрейдером, пойдет это на пользу самому Дмитрию Медведеву или, напротив, направлено против будущего президента как председателя совета директоров «Газпрома», — тем не менее сами отношения в корпорации могут после истории с Могилевичем качественно измениться. И обязанность Зубкова (если он действительно возглавит совет директоров «Газпрома») — направлять эти изменения в русло, выгодное «питерской» группе во власти. Не говоря уже о том, что сама возможность контроля за происходящим в «Газпроме» может быть неплохой сатисфакцией за потерю самого главного в современной России — президентской должности.