UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гонка за лидерство

Что предвещает развивающимся странам саммит глав государств по климату

Автор: Дмитрий Ефремов

Прошедший саммит глав государств по климату выглядел как очередной форум деклараций лидеров о важности борьбы с изменениями климата, очевидными для всех.

Все страны согласны с тем, что эта проблема является общезначимой, имеет тенденцию к усугублению и требует коллективных усилий для преодоления. Большинство глав государств озвучили свои намерения по решению острой проблемы, но в то же время нового скоординированного плана действий и механизмов его обеспечения пока нет.

Из уст генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша прозвучали интересные идеи о необходимости восстановления «природного капитала», смещения налогообложения с доходов на выбросы, прекращения субсидирования добычи полезных ископаемых, отказа от угольных электростанций к 2030 году в самых богатых странах, а к 2040-му — повсеместно, увеличения инвестиций в зеленую инфраструктуру. Тем не менее крупные страны и их лидеры не демонстрируют готовности объединяться, разрабатывать и осуществлять совместные меры, которые помогут приблизиться к желаемому сокращению температуры на 1,5 ⁰С от доиндустриального уровня.

Европейский Союз, представленный на саммите главами Германии, Франции, других стран, а также Еврокомиссии, озвучил весьма конкретные планы по борьбе с изменением климата. Европа раньше всех поставила себе цель превратиться в «климатически нейтральный континент» к 2050 году, для чего на рубеже 2019–2020 годов сформулировал и утвердил свой экологический курс, известный как Green Deal.

Задача по достижению нейтральности подверглась коррекции в связи с пандемией COVID-19. Теперь ЕС хочет использовать озеленение экономики как «двигатель» своего посткризисного возрождения: из Европейского плана по восстановлению стоимостью 1,8 трлн евро, 30% намечено использовать в рамках экологических программ.

Естественно, что зеленый переход «создает новые рынки, мобилизует инвестиции в новых индустриях и высвобождает инновации». В итоге Европа, задавая ритм, за следующие десять лет хочет сократить свои выбросы парниковых газов на 55% от уровня 1990 года. Для этого в июне Еврокомиссия выпустит рекомендации для стран-членов Союза под названием «Соответствует-55». Цель весьма амбициозная, учитывая, что за предыдущие 30 лет ей удалось сократить выбросы лишь на четверть от того же уровня.

Президент Франции Эмманюэль Макрон вообще призвал страны делать поправку на экологию при подсчете расходов на инвестиции и торговлю: «Если мы не установим цену на углерод, перехода не будет». К социальной справедливости, по его словам, теперь следует добавить справедливость климатическую, чтобы достичь «надежного и устойчивого экологического эффекта».

Хотя никто из европейцев не произнес этого вслух, под «ценой на углерод» следует понимать углеродный налог, к введению которого ЕС с технократической настойчивостью двигается. Насколько обременительным он будет в отношении развивающихся стран, станет ясно очень скоро, вместе с рекомендациями «Соответствует-55».

Хотя многие главы государств открыто приветствовали возращение США к глобальному экологическому лидерству, в неструктурированной речи американского президента Джо Байдена конкретики было мало.

Экономический императив, нацеленный на внутреннего потребителя, был перемешан с футурологическим визионерством о желаемых изменениях окружающей среды в самих Соединенных Штатах. Спич был наполнен фразами «я вижу кабелеукладчиков, прокладывающих новые линии электропередач», «я вижу рабочих, строящих электромобили нового поколения», «я вижу фермеров, использующих передовые инструменты, чтобы сделать почвы нашего Хартленда следующим рубежом в области углеродных инноваций».

В выступлении Байден пытался не столько очертить глобальный план действий, сколько убедить своих избирателей в целесообразности предложенного им плана по модернизации инфраструктуры США на 2 трлн долл. Хотя он и обозначил цель Штатов — за текущее десятилетие сократить выбросы на 50% и выйти на углеродную нейтральность к 2050 году — спасение планеты по американскому президенту больше выглядит как спасение американских рабочих.

По итогам саммита Соединенные Штаты запускают «Глобальную инициативу климатических амбиций», в рамках которой обещают помогать развивающимся странам через USAID, Корпорацию финансирования развития DFC, Корпорацию вызовов тысячелетия МСС и другие агенции, двигаться к углеродной нейтральности. Из бюджета 2021 года администрация Байдена изыскала дополнительно 14 млрд долл. на климатические цели. Какая часть этих денег достанется развивающимся странам не озвучено, но в ближайшие годы планируется ее двукратное увеличение.

Деньги будут распределяться через готовящийся «Американский международный климатический финансовый план» на проекты по масштабированию зеленых технологий, умной инфраструктуры, превращению энергетических систем и транспорта в экологически чистые, поддержке уязвимых экосистем в других регионах мира. По оценкам Блумберг, речь пока идет о 6 млрд долл. ежегодно — сумме, несущественной как для нужд развивающихся стран, так и для бюджета Соединенных Штатов.

Выступивший после Байдена председатель КНР Си Цзиньпин, страна которого сегодня создает больше четверти общемировых парниковых выбросов, оказался более системным и последовательным.

Опираясь на национальную традицию поиска гармонии между природой и человеком, он предлагал мировому сообществу искать всеобщий баланс в экосистеме через системное управление. Фундаментом для него должны служить институты ООН. Что же касается США, то Китай лишь «приветствует их возвращение к многостороннему процессу управления климатом». 16 апреля спецпредставители двух стран подписали общее заявление, направленное на расширение сотрудничества по вопросам климата и вынесение его за скобки противостояния.

Политика самого Китая по зеленому переходу органично вписывается в недавно заявленный курс «Новой философии развития». По словам Си Цзиньпина, страна приложит «экстраординарные» усилия, чтобы ужесточить контроль над работой угольных электростанций (сейчас на них приходится около 2/3 энергогенерации), пройти пик выбросов СО2 к 2030 году и достичь углеродной нейтральности к 2060-му.

Объявив, что в климатических вопросах должен действовать принцип общей, но дифференцированной (по уровню развития) ответственности, а страны «должны воздерживаться от создания зеленых торговых барьеров», лидер Китая перед лицом американцев и европейцев претендует на симпатию и роль защитника интересов развивающихся стран. Планов их финансовой поддержки в климатических вопросах Пекин пока не озвучил, чтобы на организованном США саммите это не расценивалось как уступка под давлением.

Принявший участие в саммите российский президент Владимир Путин также засвидетельствовал «искреннюю заинтересованность в активизации международного сотрудничества» своей страны, поставившей в 2020 году углеводородов на мировой рынок на 150 млрд долл., «по поиску действенных решений проблемы изменения климата». Конкретных обязательств он не озвучил, лишь упомянув о задаче «к 2050 году существенно сократить объем накопленной эмиссии» выбросов.

По заверениям Путина, Россия в сравнении с 1990 годом уменьшила выбросы парниковых газов в два раза — с 3,1 до 1,6 млрд тонн эквивалента СО2, что стало следствием «кардинальной перестройки промышленности и энергетики, ведущейся последние 20 лет», в период его руководства страной. Данные Мирового банка по эмиссии Россией углекислого газа показывают другую картину: радикальное падение объема производимых РФ загрязнений пришлось на 1991–1998 годы, с 2000-го они медленно, но стабильно подросли на 11%.

В целом Россия декларирует готовность присоединяться к проектам, создавать преференции для иссякших от санкций инвестиций и технологий других стран. В вопросах же общемирового развития обитатели Кремля скорее будут отдавать приоритет поддержке разговоров, а не обязательств.

Целостное представление о серьезности экологических намерений принявших участие в саммите лидеров можно будет сформировать к концу 2021 года. Конференция ООН по изменению климата в Глазго в ноябре позволит оценить, насколько «Соответствует-55», «Глобальная инициатива климатических амбиций» и «Новая философия развития» будут наполнены реальными предложениями и финансами. Очевидно, что США, Европейский Союз и Китай уже сегодня позиционируют климат как главный приоритет не только своей внутренней, но и внешней политики. Вместе с технологическим и торговым соперничеством экология становится главным нарративом борьбы за лидерство. Вопрос о том, преследуют ли лидеры свои узконациональные, а не международные интересы, остается открытым.

Все статьи Дмитрия Ефремова читайте здесь.