UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХАМАС—ФАТХ: чего ожидать от "палестинской договоренности"

Израиль решительно выступает против какого-либо участия ХАМАСа в администрации Палестинской автономии.

Автор: Виктор Каспрук

Конкурирующие палестинские группировки ХАМАС и ФАТХ подписали в Каире соглашение о передаче контроля над пограничными переходами в секторе Газа правительству национального единства. ХАМАС обязался передать контроль над КПП до 1 декабря. После чего пограничные переходы будет контролировать "президентская гвардия" Махмуда Аббаса.

Глава палестинской администрации и лидер партии ФАТХ Махмуд Аббас заявил о заключении "окончательного соглашения" с ХАМАСом и "преодолении палестинского раскола".

Теоретически это подписание стало самым большим шагом вперед во внутренних палестинских отношениях за последнее десятилетие, а Египту удалось продемонстрировать, что Каир возвращает себе возможность вновь стать влиятельным фактором достижения межарабского согласия.

Однако следует вспомнить, что раньше похожие палестинские договоренности, которых удавалось достигать для реализации аналогичных сложных изменений, быстро "ломались". Поэтому мало верится, что согласованные пункты удастся выполнить в полном объеме.

По соглашению, сверхсложные задачи, накопившиеся за последние 10 лет, а именно формирование временного правительства и проведение давно просроченных местных и президентских выборов, должны быть решены в течение одного года с момента его подписания. А это уже само собой закладывает большие разногласия в отношения между ее подписантами.

Ведь и ХАМАС, и ФАТХ надеются, что именно у их кандидатов - самые большие шансы выиграть эти выборы. Если что-то пойдет не так, то готовы ли обе стороны, которые до сих пор никак не могли прийти к соглашению, признать легитимной победу своих оппонентов?

Чего ожидать от "палестинской договоренности"? Ведь ХАМАС, призывающий к уничтожению Израиля, спровоцировал три войны с еврейским государством.

Канцелярия премьер-министра Израиля опубликовала комментарий в связи с объявлением примирения между ФАТХом и ХАМАСом. От имени Биньямина Нетаньяху в этом документе написано, что Израиль не воспримет такого примирения до тех пор, пока ХАМАС нацелен на уничтожение Израиля и не готов разоружиться.

"Примирение с организацией убийц, которые хотят уничтожить Израиль, не приближает мир, а лишь отдаляет его, - сказано в заявлении Нетаньяху. - Что означает примирение с террористической организацией, которая стремится уничтожить Израиль, поддерживает геноцид, обстреливает тысячами ракет гражданское население и роет террористические туннели, убивает детей, притесняет меньшинства, запрещает ЛГБТ-сообщество, не придерживается международных обязательств, отказывается вернуть тела погибших израильских солдат скорбящим матерям и отцам, подвергает пытке оппозиционеров, тоскует по гибели бен Ладена? Объединение с массовыми убийцами является частью проблемы, а не решением".

Израиль, как и раньше, решительно выступает против какого-либо участия ХАМАСа в администрации Палестинской автономии. Он считает ХАМАС террористической группировкой и заявляет, что не будет иметь дела с палестинским правительством, в котором будут его члены.

ХАМАС в целом, а в отдельных случаях - его военное крыло, определяется как террористическая группировка в Израиле, США, Евросоюзе, Великобритании и других государствах.

Продвижение к подписанию соглашения в Каире проходило под пристальным оком египетской разведки и стимулировалось тем, что многие предыдущие палестинские инициативы потерпели неудачу. Но в этот раз ставки для палестинцев были намного выше.

Двум миллионам палестинцев Газы, оказавшимся на крохотной прибрежной полосе, которая часто сравнивается с тюрьмой под открытым небом, Каирское соглашение предложило потенциальное изменение их жизни. Прекращение постоянного недостатка электроэнергии, доступ к воде и медицинским услугам, а также возможность путешествий во внешний мир.

Палестинскому руководству соглашение открывает перспективу ведения переговоров с Израилем "единым голосом". Даже если бы это заставило наиболее радикально настроенные группировки боевиков пойти на болезненные уступки и признать свою неспособность террористическими актами продвигать общее дело - провозглашение государства Палестина.

Хотя не очень понятно, как видит 82-летний Махмуд Аббас восстановление переговорного процесса с Израилем, если в новом палестинском правительстве появятся представители ХАМАСа. Ведь вряд ли израильтяне откажутся от своей позиции относительно хамасовцев и согласятся вести переговоры о мирном урегулировании с их участием.

Таким образом, Аббас сам себя загнал в ловушку - когда примирение с израильтянами вместе с ХАМАСом является нереальным, а без участия ХАМАСа невозможно говорить о восстановлении палестинского единства.

В то же время Египет спешит и установил 21 ноября как дату для следующего шага в продолжении этого процесса. По мнению египтян, встреча в Каире всех палестинских группировок станет началом переговоров о формировании правительства палестинского единства. Некоторые палестинские чиновники заявили, что надеются сформировать такой уже до января 2018 г.

По условиям этого соглашения, ХАМАС и Палестинская администрация образовывают общие полицейские силы из, по меньшей мере, 5 тыс. офицеров и объединят свои министерства. Причем должны обсуждаться усилия, направленные на сокращение с 200 до 40 тыс. количества чиновников раздутой государственной службы.

Египетская инициатива палестинского примирения является частью стратегических шагов, у которых разные цели. Один из таких шагов - первостепенно важен для президента Египта Абделя Фаттаха аль-Сиси. Для него это является замечательной возможностью восстановить отношения между Каиром и Вашингтоном после почти двух десятилетий их относительной прохладности.

Второй шаг предусматривает, что аль-Сиси и Нетаньяху благосклонно относятся друг к другу. И в Израиле крепнет понимание, что президент Абдель аль-Сиси сегодня занят экономическим восстановлением Египта и его строительством. Поэтому закономерно, что когда египетское руководство хочет положительных изменений, оно нуждается в хороших отношениях со своими соседями.

Как стало известно израильским экспертам из конфиденциальных источников в окружении Махмуда Аббаса, тайные разделы этого соглашения содержат положение, что ХАМАС обязуется соблюдать режим прекращения огня на Западном берегу. Иначе говоря, ХАМАС перестанет планировать атаки против израильтян.

Это решение действительно революционное. Хотя оно очень хрупкое в вопросе, сколько времени его будут соблюдать. Поскольку максимальный период пребывания Аббаса на должности главы палестинской администрации остается небольшим, и трудно сказать, как будет работать настоящее соглашение после оставления им своей должности.

Кроме того, ХАМАС согласился на указанное требование, поскольку это на тот момент соответствовало совпадению его интересов с интересами ФАТХ. Если же у хамасовцев возникнут новые расхождения с палестинской администрацией, или они решат углубить напряженность в отношениях Палестинской автономии с Израилем, то в любой момент ХАМАС способен возобновить теракты.

Тем более что в соглашении не было прописано будущее военного крыла исламистской группировки ХАМАСа "бригад Изз ад-Дин аль-Кассам", численность которого составляет 25 тыс. бойцов. Не говоря уже о том, что за годы существования сектора Газы в "независимом режиме" в его жизнь глубоко проникла ливанская террористическая организация "Хезболла", которая финансируется и курируется Ираном.

В Газе Израиль может получить против себя "третий фронт", в добавок к уже имеющимся на Голанских высотах и в Ливане. Не исключено, что Египет, взяв на себя обязательства принести мир палестинцам, пообещал остановить "Хезболлу". Но если египетская разведка и армия не могут прекратить действия "Исламского государства" на Синае, то как им удастся укротить Иран с "Хезболлой" в секторе Газа?

Как считает израильский аналитик Илан Бен Сион, "соглашение отображает изменение динамики региона и следует за шагом, достигнутым Каиром и его союзниками в Персидском заливе, направленным на борьбу с Катаром, самым крупным донором проектов в секторе Газа и приверженцем ХАМАСа".

Вполне очевидно, что ХАМАС согласился на перемирие по чистой необходимости. Тяжелая гуманитарная ситуация - одна из причин. Вторая - такой важный спонсор как Катар был потерян для него.

За подписанием соглашения стоит и то, что президент Абдель аль-Сиси хотел бы увидеть более слабый ХАМАС, маргинализированный Иран и соглашение, возвращающее Египет в центр ближневосточной дипломатии. Что дало бы возможность обновить имидж своей страны и получить шанс на восстановление когда-то центральной роли Египта на Ближнем Востоке.

В то же время по информации, которую получает израильская разведка, снижение активности военного крыла ХАМАСа на Западном берегу не наблюдается. Сам же Махмуд Аббас является "хромой уткой" и способен действовать только в краткосрочной перспективе.

Во всяком случае, в Иерусалиме не верят, что ХАМАС будет соблюдать взятые на себя обязательства относительно Израиля, и прогнозируют крах этого соглашения через три или четыре месяца.

Несмотря на все попытки править в секторе Газа "железной рукой", ХАМАСу так и не удалось справиться с задачей самоуправления. Поэтому его согласие на примирение является наглядной демонстрацией того, что израильская стратегия блокады и нулевой терпимости к террористическим группировкам успешно срабатывает.