UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХАЛИФ НА ИСТОРИЧЕСКИЙ ЧАС ЗАГАДОЧНАЯ СТРАНА И ЕЕ ВОЖДЬ ТУРКМЕНБАШИ

Чужестранцу туркменская столица представляется сказкой из «Тысячи и одной ночи». Белокаменный город с мраморными дворцами и бьющими прохладной водой фонтанами возникает среди пустыни, как мираж...

Автор: Майя Кадырова
Сапармурат Ниязов

Чужестранцу туркменская столица представляется сказкой из «Тысячи и одной ночи». Белокаменный город с мраморными дворцами и бьющими прохладной водой фонтанами возникает среди пустыни, как мираж. Широкие проспекты упираются в роскошные сады, и, кажется, вот-вот откроется потайная калитка шахского сада и на улицу выйдет переодетый простолюдином халиф, чтобы потолкаться среди торговцев на людном базаре да разузнать, чем живет его народ.

Но халифа нет, а есть президент Сапармурат Ниязов, который пытается в своей стране воплотить восточную сказку. Но если присмотреться, нынешний Туркменистан представляет собой затейливый симбиоз советского образа жизни и элементов восточной фантазии.

Дворцы и портреты

Каждый крупный правитель в Средней Азии пытался оставить о себе такую память, чтобы о нем говорили тысячелетия спустя. Так появились в средние века архитектурные ансамбли Самарканда, Бухары, Хивы, которые покоряют своей красотой наших современников. Династии тимуридов и саманидов увековечили свое правление, возведя мавзолеи, медресе (духовные учебные заведения), мечети. Ниязов, как подобает светскому, современному правителю, строит в Ашгабаде дворцы и пяти-, шестизвездочные гостиницы. В центре Ашгабада возведен необычный памятник —
12-метровая позолоченная фигура президента поставлена на
23-метровый постамент. Фигура повторяет движение солнца с востока на запад, поэтому памятник в дневное время всегда обращен к светилу. Аналогов подобных памятников нет в истории Средней Азии: исламская религия запрещала изображения людей. Памятники Туркменбаши, многочисленные портреты, развешанные на улицах и площадях, публикуемые на страницах газет и журналов, отчеканенные на монетах, — дань прошедшей советской эпохе. Древние правители строили архитектурные ансамбли в честь своих близких — в Туркмении улицы, площади и даже первый нефтеналивной танкер названы именами отца и матери президента. Ниязов продолжил традицию восточных правителей еще в одном — создал уложение, по которому должен жить каждый туркмен. Книга названа «Рухнама» — «Духовная книга».

На ее презентации, состоявшейся год назад, автор заявил, что «Рухнама» станет второй после Корана книгой заветов для туркменского народа. Она была представлена на десятом совместном заседании членов Госсовета, депутатов Народного Совета, Меджлиса, Совета старейшин и национального движения «Возрождение» аудитории, насчитывающей три тысячи человек. По словам президента Ниязова, в «Рухнаме» собраны воедино все нравственно-философские черты туркменского народа. На примерах исторического становления туркменской нации и ее государственности сделаны выводы о том, что только при внутренней сплоченности народа, всех его племен на единой платформе нравственных устоев и традиций государство может быть стабильным. «История нашего народа знает много примеров межплеменных войн, которые зачастую были следствием интереса к этому наших внешних врагов. И на это не надо закрывать глаза», — отметил Ниязов. Однако сегодня эта опасность может исходить изнутри, на основе желания личной наживы, для достижения которой люди перестают думать о своем государстве и судьбе народа, предупредил Ниязов. «Поэтому «Рухнама» провозглашает главное правило для туркмен — верно служить своему народу и государству». Чтобы воспитать эти чувства, по мнению президента, «Рухнама» должна стать настольной книгой в каждой семье, коллективе, организации.

Чувяки в приемной президента

В громадной комнате, где посетители дожидаются аудиенции у президента, на дорогом настенном ковре висит пара чувяков, самодельной национальной обуви, которую носили бедняки. Заинтересованному этой диковинкой гостю рассказывают восточную сказку о некоем простом человеке, которому очень повезло: на его голову опустилась птица счастья, и народ, посчитав, что это знак свыше, избрал его своим шахом. Новый предводитель быстро вошел в роль и забыл о своих друзьях-бедняках, но судьба в отместку за это повернулась к нему спиной. Пристыженный шах поклялся всегда помнить о бедных людях и, в конце концов, вернул себе трон. Возвратившись во дворец, он приказал повесить на ковре старые чувяки, чтобы не забывать, из каких низов вышел.

Чувяки в богатой президентской приемной — это восточный символ единения власти и народа, и появились они во дворце, конечно, не случайно. Сапармурат Ниязов тоже вышел из «низов» и не забывает об этом. Он родился в 1940 году в Ашгабаде, отец его был служащим и погиб в 1943 году на фронте. Мать — Гурбансолтан-эйдже и двое братьев — оказались заваленными во время ашгабадского землетрясения 1948 года и погибли. Сапармурат воспитывался в детском доме, окончив школу, пошел в рабочие. Его стали продвигать по профсоюзной линии, в 1962 году он стал членом Коммунистической партии и поехал в Ленинград для поступления в Политехнический институт. Одновременно он работал формовщиком на одном из ленинградских заводов, а получив диплом инженера-энергетика, вернулся в Ашгабад. Карьера его строилась по кирпичику: был мастером цеха на Безмеинской ГРЭС имени Ленина (Ашгабадская область), затем избран освобожденным секретарем парткома этого предприятия. Работал в
ЦК КП Туркмении, был первым секретарем Ашгабадского горкома партии, в начале перестройки — в 1984—85 годах несколько месяцев проработал инструктором отдела организационно-партийной работы ЦК КПСС, окончил заочно Высшую партийную школу при ЦК КПСС.

Взлет его карьеры приходится на 1985 год: Ниязов назначен председателем Совета министров республики, а затем избран первым секретарем ЦК Компартии Туркмении. 27 октября 1990 года стал первым президентом Туркменской ССР (безальтернативно получил 98,3% голосов).
В последние годы существования СССР Ниязов побывал на его политическом олимпе в качестве члена Политбюро ЦК КПСС и члена ЦК КПСС.

В конце 1991 года развалился Союз, и Сапармурат Ниязов оказался в свободном плавании. В июне 1992 года он всеобщим голосованием был избран президентом независимого Туркменистана на пятилетний срок (согласно Конституции). На безальтернативных выборах Ниязов получил 95,5% голосов. Срок полномочий не истек, однако проведенный в январе 1994 года референдум продлил их еще на пять лет, до 2002 года. Создавалось впечатление, что туркменские власти решили и дальше работать на опережение: за два года до окончания полномочий президента (в декабре 1999 года) Халк Маслахаты (Народный Совет) Туркменистана постановил, что Сапармурат Ниязов «не ограничен в сроках президентства». И, наконец, в 2002 году Народный Совет принял решение объявить Ниязова пожизненным президентом.

Баши — по-тюркски «голова»

Почему второе имя Сапармурата Ниязова — Туркменбаши — вызывает взрыв негативных эмоций за пределами Туркмении, остается загадкой. В Азербайджане и Турции башканом называют главу партии, председателя правительства. Правда, в этих странах не наблюдается культ личности. Имя Туркменбаши, что в переводе означает глава всех туркмен, было присвоено Ниязову в 1993 году. Дело в том, что Туркменистан, единственное постсоветское государство, имеет ярко выраженное племенное деление. Насчитывается около 30 племен, наиболее крупных — пять. Племена имеют четкие географические ареалы размещения, «свои» земли. В соответствии с ними республика разделена на пять крупных областей — велайятов. Так, самое крупное племя ахалтеке, к которому принадлежит Ниязов, владеет территорией столицы Ашгабада и территорией вокруг нее. Поэтому в поистине грандиозных ниязовских планах благоустройства столицы есть элемент и «племенного» желания украсить свою территорию так, чтобы это соответствовало главенствующему месту племени в государственном управлении.

Племенное устройство туркмен нашло отражение на государственном флаге: пять пестрых орнаментов, которые обычно используются в ковроткачестве, символизируют пять крупных племен. Каждый орнамент — своеобразная визитная карточка одного из них.

Объединение туркменских племен под эгидой самого крупного из них — вполне объяснимое желание Туркменбаши. Правда, в своих планах он пошел дальше: туркменская дипломатия утверждает, что в мире проживает 22 миллиона туркмен, представители которых вошли в гуманитарную ассоциацию туркмен. Президентом ассоциации избран Сапармурат Ниязов.

В руках Туркменбаши сконцентрирована вся полнота власти. Он — президент республики, глава Кабинета министров, руководитель высшего органа представительной власти — Народного Совета (Халк Маслахаты), фактически инкорпорировавшего в себя и Меджлис, председатель Совета старейшин, председатель единственной в стране Демократической партии.

Он же — Верховный главнокомандующий в чине генерала армии, председатель Совета обороны и национальной безопасности, начальник Гражданской обороны.

Ниязов является также действительным членом академии, профессором Стамбульского университета, доктором политологии и экономики Национальной академии наук Туркменистана (хотя исследовательской школы по этим двум видам наук в республике не существовало и исследования не проводились, а Академия наук фактически ликвидирована). Культ личности Ниязова оказался для определенной части интеллигенции страны «золотой жилой», ибо появилась возможность получать заказы на песни, стихи, повести, скульптуры, картины, памятники, прославляющие и отображающие образ президента.

В чем феномен культа личности Туркменбаши? Ответ, видимо, надо искать в особенностях азиатского менталитета: вождь может быть только один, а соплеменники должны безоговорочно признавать его верховенство. Следуя этой логике, можно предполагать, что все граждане Туркменистана должны быть довольны и счастливы. Однако беседы с ними убеждают в обратном.

Примечательно, что сельские жители в первую очередь указывают на низкий уровень доходов, тотальное взяточничество и низкий уровень обслуживания в социальной сфере. При этом они редко высказывают недовольство... Представители городской интеллигенции, наоборот, начинают с жалоб на культ личности Туркменбаши, отсутствие свободы слова и только затем переходят к «хлебу насущному». Получается, что основная масса населения вполне могла бы смириться с культом вождя в том случае, если бы он обеспечил приемлемый уровень жизни.

Досье: страна Туркмения

Республика расположена в Центральной Азии, занимает площадь, чуть превышающую территорию американского штата Калифорния. Граничит с Афганистаном (744 км), Ираном (992 км), Казахстаном (379 км), Узбекистаном (1 621 км). Туркменские земли и племена были присоединены к России в результате военных походов 1865—1885 годов. В 1925 году Туркмения стала республикой в составе СССР. Получила независимость после развала Советского Союза. Туркменистан является преимущественно пустынной страной с кочевым скотоводством, интенсивным ведением сельского хозяйства в орошаемых оазисах и огромными ресурсами газа и нефти. Половина орошаемых земель занята хлопком, производителем которого, десятым по величине в мире, является страна. Она также владеет ресурсами природного газа (5-е место в мире) и значительными запасами нефти. При авторитарном, трансформировавшемся из коммунистического, режиме и клановой социальной структуре Туркменистан избрал чрезвычайно осторожный подход к экономическим реформам, надеясь использовать продажу газа и хлопка для поддержания в общем неэффективной экономики. Успехи приватизации ограничены. В 1998—2000 гг. Туркменистан столкнулся с падением доходов из-за отсутствия достаточных возможностей транспортировки газа на экспорт и необходимости высоких выплат по внешнему долгу. Законодательная власть: по Конституции 1992 г. существуют два парламентских института — однопалатный Народный совет (более 100 мест, некоторые члены избираются всеобщим голосованием, другие назначаются) и однопалатный меджлис (50 мест; члены избираются всеобщим голосованием на пять лет. Все 50 избранных официально предварительно одобрены президентом Ниязовым; большинство из DPT (Демократическая партия Туркменистана, правящая партия, возглавляемая президентом Ниязовым). Судебная власть: Верховный суд, судьи назначаются президентом. Перспективы на ближайшее будущее неутешительны из-за массовой бедности населения и тяжелого давления внешнего долга.

Без оппозиции

Летом нынешнего года в Комитете национальной безопасности для сотрудников был организован закрытый просмотр документального фильма. Показывали старую хронику — заседание парламента, на котором министры и депутаты наперебой уговаривали президента согласиться на то, чтобы назвать его именем целый ряд населенных пунктов, предприятий и улиц. Зрелище оказалось занимательным — выступавшие старались перекричать друг друга, пытаясь завоевать внимание любимого вождя. В этом театре абсурда среди громких ораторов, предлагавших Ниязову все новые варианты увековечения его имени, особенно выделялся своим темпераментом Борис Шихмурадов, занимавший в то время высокие посты в правительстве. Спустя несколько лет после описываемых событий Ниязов пообещал разобраться с Шихмурадовым, который был обвинен в незаконной продаже тяжелой военной техники талибам, и отозвал его из Пекина, где тот пребывал в должности посла Туркмении в Китае.

Шихмурадов не доехал до Родины, став невозвращенцем. Он перешел в оппозицию, создал интернетовский сайт и теперь клеймит «культ личности Ниязова», не стесняясь в крепких выражениях.

Туркменская оппозиция, проживающая за пределами страны, представлена, с одной стороны, разбогатевшими бывшими чиновниками, типа Шихмурадова, не поладившими с вождем, и с другой, — несколькими представителями творческих профессий, которые не видят возможности заниматься любимым делом у себя на Родине.

Каковы их шансы прийти к власти? По оценкам политологов — нулевые. Однако разговоры о том, кто бы мог сменить Ниязова, время от времени возникают. Недавно российская «Независимая газета» опубликовала заметку, в которой приводится некий сценарий государственного переворота в Туркмении. Газета предполагает, что вначале команда оппозиционеров пробирается в республику и объявляет о себе. Американский десант, возможно, вылетевший с американской базы в Узбекистане, высаживается в Ашгабаде и ниспровергает Туркменбаши. Москва не успевает среагировать, поскольку операция может быть приурочена к моменту, когда напряженность между Россией и Грузией из-за чеченских боевиков, укрывшихся в Панкисском ущелье, достигает пика, и все оказываются заняты этой проблемой. Авторы этого фантастического сценария не указывают, что же произойдет с самим Туркменбаши.

Понятно, весь этот сценарий не что иное, как блеф. США, занятые подготовкой операции в Ираке, конечно, не могут планировать такой серьезный сценарий, как смена режима в суверенном государстве, чей нейтралитет признан ООН. Да и зачем ниспровергать Туркменбаши? Если судить по заявлениям высокопоставленных американских чиновников, проводивших серию переговоров с Ниязовым, отношения двух государств находятся на подъеме. Помощь, оказанная Туркменистаном США, оценивается американскими официальными лицами очень высоко. Но, может быть, кого-то в Москве не устраивают перспективы сближения США с Ашгабадом, и потому Туркменбаши решили так незатейливо попугать?

Группы влияния

Туркменистан примечателен тем, что фактически в целостности сохранил советскую структуру управления. В отличие от коллег-президентов других постсоветских государств президент Ниязов не сформировал вокруг себя никакой группы (партии, «семьи», «клана»). Его режим неустойчив и не имеет ни преемников, ни сторонников, утверждает один из туркменских политологов. В стране нет и оформленной оппозиции, которая могла бы служить политическим стабилизатором на случай кризиса. Здесь практически отсутствуют не только сформировавшиеся политические группировки, но даже и политически мыслящие лидеры, утверждает политолог. У большинства представителей элиты практически отсутствует какая-либо идеология, кроме самой примитивной — «бытовой». Политический кругозор элиты ограничен и сосредоточен на сиюминутных проблемах. Ее устремления, можно сказать, чисто рефлекторны, сужены желанием стать богаче, а для этого — укрепить свою власть.

Тем не менее в Туркмении уже появляются прообразы политических группировок. Они состоят из удачливых предпринимателей, и правильнее было бы их назвать группами влияния.

Первая группа — «самостийники». Они не имеют идеологии, их цель — получить власть и использовать ее максимально эффективно лично для себя, прежде всего в целях обогащения. Это разобщенная, но самая большая, влиятельная и состоятельная группа туркменских лидеров.

Вторая группа — «турецкая», в настоящее время являющаяся самой мощной экономической группировкой в Туркмении. У турков налажены хорошие отношения с Ниязовым, можно сказать, они работают с ним «в связке» и контролируют значительную часть здешней экономики (в некоторых отраслях — до 70 процентов и более).

Турок поддерживает некоторая часть не самых влиятельных чиновников, связанная с ними «деловыми интересами». Но эти чиновники гибче «самостийников» и в большей мере способны к просчитыванию ходов, анализу ситуации и составлению прогнозов. Поэтому «турецкая» группа — самая организованная, хотя не пользуется большим авторитетом в народе. У простых туркмен за последние годы сформировалось твердое убеждение: турки приехали в их страну, чтобы грабить и обирать местных жителей.

«Пророссийская» группа. Идеи сближения с Россией близки значительной части интеллигенции и даже сельского населения, которые испытывают ностальгию по прошлым временам. Усиление этой группы целиком зависит от Москвы и ее политики по отношению к Туркмении. В том случае, если Москва начнет работать в этом направлении, к группе могут примкнуть или оказывать ей поддержку авторитетные чиновники и олигархи.

Как же управляет президент Ниязов? Его кадровая политика направлена на укрепление режима личной власти. При этом он использует принцип противовеса, не допуская усиления позиций кого-либо из ближнего круга. Президент открыто дает понять своим чиновникам, что имеет компромат на них, и делает это регулярно. Такой принцип помогает ему «держать в узде» чиновников, которые чувствуют, что находятся «под колпаком». Другое правило кадровой работы вождя — регулярная смена руководящего состава, не дающая никому «укорениться» на одном месте и превратиться в самостоятельный центр силы.

Как живут туркмены

Средняя зарплата примерно 20—25 долларов. Это больше, чем в середине 90-х годов, когда она была настолько низкой, что начались хлебные бунты. В Туркменистане, как когда-то и в СССР, господствует уравнительная система. Дифференциация зарплат для занятых в разных секторах экономики — и в частном, и в государственном — не очень велика и ограничивается туркменским законодательством. Заработной платы достаточно для обеспечения относительно бедного существования. Как и в СССР, в стране дешевые коммунальные услуги, но Туркменбаши пошел дальше — население обеспечено газом и солью бесплатно. При этом дорогостоящие покупки и, к примеру, поездки к родственникам в Россию для многих несбыточная мечта. Эти трудности, конечно, не касаются слоя «новых туркмен» — разбогатевших чиновников и предпринимателей. Страна туркмен похожа на Советский Союз и по закрытости для внешнего влияния и иностранцев. Туркменистан намерен оградить себя от нежеланных иностранных визитеров, заявил Сапармурат Ниязов в январе нынешнего года. Он поставил эту задачу перед Комитетом национальной безопасности (КНБ). В своей речи президент привел такие цифры: около миллиона иностранных граждан посетили Туркмению, почти 10 тысячам было отказано в гостеприимстве, так как их деятельность не согласовывалась в той или иной мере с духовными и моральными устоями туркменского общества. Ниязов привел примеры участившейся пропаганды различных религиозных течений, а также распространения порнографических изданий. Только за прошлый год у иностранных гостей было изъято более 350 тысяч религиозных книг и 80 тысяч видеокассет порнографического содержания. Президент потребовал от КНБ разработать четкую процедуру регистрации иностранцев и следовать ей неукоснительно. Оградить себя от нежелательных визитеров — законное право любого государства, подчеркнул Ниязов.

Туркменистан ограждает себя не только от влияния Запада, но и различных сект, в том числе христианских. Не так давно президент поручил совету по делам религий разобраться с вопросом «необоснованного расширения» сети мусульманских школ — медресе. По словам Ниязова, «хотя религия в Туркменистане отделена от государства и мы в принципе не имеем ничего против духовного образования, тем не менее в последнее время сеть медресе стала необоснованно разрастаться, особенно в некоторых районах Дашогузского велаята, расположенных вдоль границы с Узбекистаном». Причем происходит этот процесс без явной потребности населения в дополнительных медресе, отметил глава государства. Чему и кто там обучает детей — эти вопросы должны беспокоить как местные власти, так и представителей духовенства, совета по делам религий, сказал президент, выступая на совещании с творческими коллективами СМИ, ректорами вузов и руководителями других учебных заведений.

Планов громадье

Отличительная черта современной туркменской власти — гигантомания. По заказу властей искусные ковровщицы выткали ковер размером в 300 квадратных метров. Изделие посвящено правлению Туркменбаши. Второе начинание — искусственное озеро с зеркальной поверхностью в три с половиной тысячи квадратных километров посреди пустыни Каракумы. Его емкость должна превысить 130 кубокилометров воды. Земляные работы уже начались, и официальный туркменский сайт подробно перечисляет количество бульдозеров и другой техники, которая задействована на строительстве.

Впечатляют и масштабы созидания Туркменбашинского нефтеперерабатывающего комплекса, в разработку которого уже вложено 1,5 млрд. долларов инвестиций. Фактически на месте бывшего предприятия создается новый нефтехимический комплекс, объединяющий 14 отдельных заводов-производств. «Этот комплекс будет флагманом отрасли не только в Туркмении, но и во всей Центральной Азии», — подчеркнул Ниязов. Он выразил благодарность специалистам компаний из Франции, Германии, Японии, Ирана, Турции и Израиля «за участие в реализации столь грандиозного проекта, работающего на будущее Туркменистана и всего региона».

Обращаясь к зарубежным участникам проекта, Сапармурат Ниязов заметил, что в обозримом будущем без работы на туркменской земле они не останутся. «Наши нефтяники уже в текущем году выйдут на
10-миллионный рубеж в добыче черного золота, — сказал он. — А с учетом дальнейшего увеличения объемов добычи нефти нам необходимо будет не только продолжать модернизацию Туркменбашинского НПЗ, но и реконструировать второе аналогичное предприятие, расположенное в восточной части страны — в городе Сейди». Туркменский лидер пригласил весь «интернациональный состав» компаний и фирм продолжить взаимовыгодное сотрудничество.

Национальный лидер

Как мы видим, Туркмения представляет сегодня причудливый симбиоз советской республики и восточной деспотии. Но при этом, как ни парадоксально, власти пытаются искоренить все, что напоминало бы о советском прошлом. По сведениям Информационного центра по правам человека в Центральной Азии, базирующегося в Москве, в апреле прошлого года в публичные и школьные библиотеки Туркменистана поступили устные распоряжения из министерств культуры и образования об изъятии из библиотечных фондов книг 19 туркменских писателей, историков и поэтов. В «черный список» вошли А.Велсапар (ныне в эмиграции), М.Дурдыев, Т.Джумагельдыев, А.Хаидов и др. Под запретом оказались и произведения классика туркменской литературы советского периода Х.Дерьяева. По мнению туркменских чиновников, в большинстве изымаемых работ «неправильно освещается история туркменского народа в период Октябрьской революции и во время советского государственного строительства». В частности, это любые описания внутренних проблем сохранявшегося в начале века у туркмен традиционного общества, а также положительные оценки последствий вхождения Туркменистана в состав Российской империи.

Начавшееся изъятие книг — третья акция такого рода за последние 12 месяцев, сообщает Информационный центр.

Сотрудники центра указывают, что власти требуют от историков, чтобы те в своих публикациях следовали «новой концепции национальной истории», провозглашенной Ниязовым, которая обосновывает автохтонность туркмен, отрицая миграцию огузо-тюркских племен в Центральную Азию с Алтая, датирует время образования туркменского народа III тысячелетием до нашей эры, а не средними веками, и декларирует регресс туркменской нации в составе России и СССР.

В действиях Туркменбаши прослеживается четкая логика. Наиболее ярко она чувствуется в книге «Рухнама», о которой было написано выше. Автор сетует на то, что туркмены упали духом, и напоминает своим читателям о величии народа, его исторических (и мифических) героях и указывает на то, что сейчас наступил золотой век в жизни туркменского народа — период его независимости. Бывший советский руководитель, оказавшись во главе страны, не мечтавшей о независимости, а получившей ее нечаянно, становится тем лидером, который соответствует ситуации и времени. Туркменбаши, по сути, призывает элиту и сограждан проникнуться духом национального величия, необходимым для строительства новой страны. Но беда состоит в том, что ни коррумпированные чиновники, озабоченные желанием побыстрее набить карманы, ни замордованные нищетой граждане не готовы к восприятию идей своего вождя. Не исправят положение ни обязательное вывешивание государственных флагов над жилыми домами, вменяемое в обязанность жильцов, ни обязательные экзамены по духовной книге «Рухнама», ни государственный гимн, который учащиеся школы должны распевать перед началом занятий. Туркменбаши, обладающий в рамках своей небольшой страны неограниченными полномочиями, хозяин жизни и судьбы каждого из пяти миллионов своих сограждан, по-человечески трагическая фигура. У него нет единомышленников и духовных наследников, как у Ататюрка, которые могли бы продолжить его дело. Президент, провозгласивший золотое тысячелетие туркмен, может оказаться халифом на один исторический час.