UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГУУАМ: ПРЯНИК ОТ ВАШИНГТОНА, КНУТ ОТ МОСКВЫ?

Вместо дружеского квинтета — одинокий дуэт. Вместо сценария — сплошные редакторские правки. Саммит ГУУАМ в Ялте планировался как полноценная встреча в верхах — первая после затяжной реанимации...

Автор: Алена Гетьманчук

Вместо дружеского квинтета — одинокий дуэт. Вместо сценария — сплошные редакторские правки. Саммит ГУУАМ в Ялте планировался как полноценная встреча в верхах — первая после затяжной реанимации. Но конкретные достижения последнего года едва не остались за кадром: урезанный формат саммита никак не соответствовал интеграционному оживлению «пятерки».

Ведь одно дело, когда на встречу не приезжает Гейдар Алиев, состояние здоровья которого само по себе отводит любые «почему». Ладно еще Ислам Каримов — в последние годы у узбекского лидера появились признаки какой-то интеграционной не то аллергии, не то усталости — будь то ГУУАМ или Шанхайская организация сотрудничества. И даже если предположить, что желание активизировать отношения с гууамовцами все-таки имеет место в узбекской столице, тем не менее до сих пор оно не нашло официального подтверждения из уст президента. А значит, «официально» узбекским дипломатам приходится равняться на заявление Каримова двухгодичной давности, коллегам же из других столиц — наблюдать странные метаморфозы узбекской интеграции. Сначала в Ташкенте говорили, что не заинтересованы в ГУУАМ как таковом. Потом — что готовы участвовать в отдельных проектах. Ну а вскоре выяснилось, что на самом-то деле все интеграционные замыслы «пятерки» и представляют для узбеков интерес.

Другое — когда отказ следует от президента Молдовы. Тем более что именно его страна, согласно гууамовским правилам ротации, должна принять бразды правления в ГУУАМ на ближайший год.

Еще в феврале в Киеве подметили, что планы молдавских чиновников относительно ГУУАМ начали корректироваться в зависимости от визитов в Кишинев их российских коллег. И хотя на сей раз партнеры по ГУУАМ в качестве «объяснительной» получили краткий мессидж о болезни Воронина (якобы у президента воспаление легких), злые языки твердят о другом: как-то странно недуг президента совпал с окончанием трехдневного визита в Кишинев замминистра иностранных дел РФ Трубникова.

Более того, имеется информация, что еще задолго до саммита посол Украины в РМ был предупрежден: украинская сторона должна с пониманием отнестись к ситуации, в которой оказалось тамошнее руководство. А ситуация знакома до боли: через слабое молдавское звено россияне намерены расшатать весь ГУУАМ. Благо, рычагов у Белокаменной достаточно. Как и приманок. В минувшую субботу, например (за неделю до саммита ГУУАМ), Кишинев и Москва договорились поэтапно аннулировать изъятия из режима свободной торговли. А уже с пятого июля (вот это оперативность!) специальная рабочая группа займется уточнением размера задолженности Молдовы за российские энергоресурсы. В Кремле тем временем обещают изучить возможность снижения цены на газ и определить свое участие в приватизации некоторых молдавских предприятий. Ну а чтобы между партнерами было понимание, Россия даже готова срочно заменить посла в Кишиневе. По некоторым данным, вместо лояльного (с точки зрения Москвы) в вопросах приднестровского урегулирования Павла Петровского дипломатическую миссию России представит нынешний посол РФ в Литве Юрий Зубаков, зарекомендовавший себя в Вильнюсе как жесткий защитник интересов не только русского, но и русскоязычного населения.

Стало известно и другое: Москва сегодня что есть силы жмет на Кишинев, склоняя его подписать некий документ о военно-гарантийной операции России в Приднестровье. Речь, по сути, идет о легализации военного присутствия россиян на левом берегу Днестра — неприемлемом сценарии для США и Евросоюза.

Впрочем, есть и положительная сторона медали. Если кремлевские «подковерщики» так расшевелились, значит, что-то в ГУУАМе все-таки происходит. И действительно: «пятерка» оформилась организационно — от наивысшего органа объединения (ежегодной встречи президентов) и Совета министров иностранных дел до Комитета национальных координаторов и Информационного центра ГУУАМ. Действуют семь рабочих групп. На подходе создание Парламентской ассамблеи. Договорной «фонд» гууамовцев на саммите пополнился еще семью новыми документами. Некоторые из них (как-то: Соглашение о создании Виртуального центра ГУУАМ по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, распространением наркотиков и иными опасными видами преступлений и Меморандум о взаимопонимании государств–участников ГУУАМ по содействию торговле и транспортированию) напрямую связаны с реализацией проектов Рамочной программы ГУУАМ—США. (Кстати, на подписание аналогичного меморандума в рамках проекта торговли и транспортирования в Юго-Восточной Европе ушло почти четыре года.) Координационная группа ГУУАМ–США создается в американском Госдепартаменте.

Как обстоят дела в торгово- экономическом сотрудничестве? Товарооборот между Украиной и Грузией увеличился почти вдвое. С остальными — «положительная динамика». Впрочем, для осуществления проекта содействия торговле и транспортированию (СТТ) особого значения это не имеет: он больше ориентирован на реализацию транзитного потенциала «пятерки». В Ялте состоялось учредительное собрание нового органа — Совета представителей президентов стран ГУУАМ по вопросам развития нефтетранспортных коридоров — своеобразный взнос ГУУАМ в «фонд» поддержки Одесса—Броды—Плоцк. В международных организациях — завидное единодушие. В Вене гууамовским послам даже пришлось создать что-то вроде консультативного совета — только благодаря постоянной координации действий гууамовцам удается отбивать участившиеся происки северо-западного соседа в ОБСЕ.

Еще одна любопытная деталь. На прошлогодний саммит президентов приглашения рассылались по усмотрению Киева. На сей раз инициативу проявляли и сами гости: организаторам форума то и дело приходилось вносить коррективы в список приглашенных. В результате на саммит прибыли гости из 19 стран и 10 международных организаций (в прошлом году в Ялте их было соответственно 5 и 10).

Но главная интрига все же в другом. Ни для кого не секрет, что линия гууамовской диаграммы развития резко пошла ввверх после активного вовлечения в дела «пятерки» заокеанского партнера. Более того, как поделился с «ЗН» один западный эксперт, вхожий в Госдеп и Белый дом, поддержка ГУУАМ со стороны Вашингтона — явление не временное. По его словам, политика, которую сегодня проводит администрация Буша в отношении ГУУАМ, отличается от действий предыдущего руководства США тем, что нынешним американским власть имущим абсолютно все равно, что думают об этом объединении в Москве или Брюсселе (это же обстоятельство может положительно отразиться и на наших евроатлантических перспективах).

А если уж соседям не по душе сам факт внимания американцев к ГУУАМу, то здесь нашим парнерам следовало бы лучше присматривать за объединениями «собственного пошива». За той же Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), так рьяно противопоставляемой ГУУАМ российскими медиа. Пока тамошние полисимейкеры думали, как пресечь на корню любые телодвижения гууамовцев, Таджикистан и США подписали соглашение о военном сотрудничестве и реконструкции взлетно-посадочной полосы в аэропорту Душанбе.

«Мы должны приветствовать, что нашлась такая страна, как Соединенные Штаты, которая взяла на себя большую ответственность покончить с международным терроризмом». Думаете, это заявление секретаря национальной безопасности Грузии или министра обороны Азербайджана? Нет, это всего лишь реакция официального представителя Киргизстана на возмущенную реплику А. Лукашенко о появлении иностранных войск на территории стран–членов ОДКБ (в данном случае Киргизстана. — Авт.) «без согласования с другими участниками договора».

Как бы там ни было, ясно одно: Москва по-прежнему не допускает реализации на территории СНГ любых инициатив. Кроме своих собственных. И несмотря на то, что ГУУАМ не намерен изолироваться в реализации своих проектов. Даже наоборот: замысел «пятерки» как раз и состоит в том, чтобы с помощью объединения осуществить те замыслы, которые уже начали разрабатываться в рамках других международных организаций (ООН, ТРАСЕКА, Европол), но требуют усиления. Так, например, гууамовский Центр по борьбе с терроризмом, распространением наркотиков и иными видами опасных преступлений будет создаваться на базе регионального офиса ООН по борьбе с наркотиками и преступностью.