Саммит ГУУАМ, проведенный месяц назад (6—7 июня 2001 г.) в Ялте, вызвал со стороны отечественных и зарубежных наблюдателей немало полярных оценок, чрезмерно оптимистических и резко негативных прогнозов. Опытная в международных проблемах украинская элита живо обсуждала итоги встречи лидеров «пятерки» на побережье Черного моря. А население... Как показали результаты социологического исследования, до Ялтинского саммита большинство наших граждан (63%) ничего не слышали о ГУУАМ.
Очевидно, «информационный пробел» нужно заполнять. Хотя контакты в рамках ГУУАМ не относятся к ключевым внешнеполитическим приоритетам Украины, сотрудничество в пределах объединения имеет далеко не второстепенное значение для нашего государства. Также очевидно, что анализ процессов, происходящих внутри ГУУАМ, не должен основываться на крайних оценках.
ГУУАМ находится на сложном этапе становления. Его дальнейшее развитие зависит прежде всего от результатов внутренних трансформаций в странах-участницах. С другой стороны, реализация базовых проектов ГУУАМ (при ограниченности внутренних ресурсов) в значительной, даже определяющей степени зависит от влиятельных зарубежных государств.
Каким быть ГУУАМ? Каковы перспективы регионального объединения? Что определяет нынешнее состояние сотрудничества и что сдерживает развитие контактов в рамках «пятерки»?
Эксперты Центра Разумкова попытались найти ответы на эти вопросы. Подготовлен аналитический доклад по проблемам ГУУАМ, параллельно проведены социологические опросы населения Украины, а также экспертов — представителей государственно-политического истеблишмента, отечественных специалистов по вопросам внешней политики. Материалы исследований Центра, выступления президентов стран-участниц ГУУАМ, позиции известных дипломатов, отечественных и зарубежных экспертов, официальные документы объединения опубликованы в №7 журнала «Національна безпека і оборона», который был представлен на проведенном 4 июля 2001 г. «круглом столе». Наиболее важные положения аналитического доклада, подготовленного Центром Разумкова, мы предлагаем вниманию читателей «ЗН».
От Страсбурга до Ялты: этапы становления
10 октября 1997 г. президенты Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины на встрече в Страсбурге создали политико-консультативный форум ГУАМ, о чем заявили в Совместном Коммюнике. Появление новой «четверки» в значительной степени было обусловлено желанием использовать эффект объединения для поиска новых аргументов в диалоге с Россией. В то же время подкрепление идеи южной альтернативной дуги совместными подходами к формированию стратегически важного транспортного коридора Европа—Кавказ—Азия объективно подталкивало к дальнейшей региональной интеграции.
Постепенно налаживалась система разноуровневых консультативных контактов. Формат политико-консультативного форума позволял не только формировать общую позицию в ООН и ОБСЕ, но и переводить ее в определенные согласованные решения.
24 апреля 1999 г. на Вашингтонском саммите НАТО к ГУАМ присоединился Узбекистан, и президенты «пятерки» приняли заявление, в котором определялись основные направления сотрудничества теперь уже ГУУАМ. В сентябре 2000 г. во время проведения Саммита Тысячелетия лидеры «пятерки» подписали Нью-йоркский меморандум ГУУАМ, провозгласили «новую фазу развития объединения».
Следующим шагом на пути углубления сотрудничества в рамках ГУУАМ стал Ялтинский саммит (6—7 июня 2001 г.). На нем президенты стран-участниц подписали Ялтинскую Хартию ГУУАМ — документ, в котором определены основные цели, принципы, направления сотрудничества, организационная структура ГУУАМ.
Привлекает внимание тот факт, что, в отличие от прежних документов, в Хартии нет упоминания о совместной миротворческой деятельности, помощи в урегулировании региональных конфликтов, активизации сотрудничества с евроатлантическими структурами.
Ялтинский саммит ГУУАМ выявил следующие тенденции. Во-первых, несколько сокращен перечень сфер сотрудничества — четко обозначены приоритетность экономического направления сотрудничества (стороны категорически отмежевались от перспектив преобразования ГУУАМ в военно-политическую структуру), открытость деятельности этого объединения, невозможность противостояния с Россией и СНГ.
Во-вторых, заложена определенная организационная основа для дальнейшей институциализации ГУУАМ, в частности определены высший, исполнительный и рабочий органы организации, периодичность встреч, механизмы принятия решений.
В-третьих, между странами ГУУАМ остались существенные расхождения, в частности, в вопросах создания зоны свободной торговли, «глубины» институциализации ГУУАМ, перспектив и субъектов возможного расширения объединения.
ГУУАМ в оценках экспертов и населения Украины
Для выяснения позиций населения Украины и экспертов относительно ГУУАМ Центр Разумкова в конце апреля — начале мая 2001 г. провел два социологических исследования: общенациональный опрос и опрос 100 экспертов. Некоторые результаты были опубликованы в «ЗН» (№21 от 2 июня 2001 г.), поэтому мы рассмотрим лишь основные результаты опросов.
Первое. Ни население, ни государственно-политическая элита не относят сотрудничество в рамках ГУУАМ к внешнеполитическим приоритетам Украины — на важность контактов со странами ГУУАМ указало только 3% экспертов и 1,8% опрошенных граждан. В то же время, по оценкам и населения, и экспертов, в списке 22 стран мира государства ГУУАМ занимают позиции после России, США и ведущих стран ЕС.
(Скепсис населения в значительной степени объясняется тем, что граждане мало знают об этом региональном объединении: не слышало о ГУУАМ 62,6% опрошенных).
Второе. Большинство экспертов (68%) считают, что ГУУАМ — это «экономическое объединение стран вокруг проекта транспортного коридора Азия—Европа» (это мнение разделяет четверть населения — 24,9%). Половина экспертов (50%) убеждена, что ГУУАМ — это «группа государств, которые объединились с целью политического противостояния российскому влиянию на постсоветском пространстве» (с этим согласны 16,1% граждан). Примечательно, что только 4% экспертов и граждан считают ГУУАМ «военно-политическим объединением государств для углубления контактов с НАТО».
Третье. По мнению специалистов, ГУУАМ как международная структура должна укрепляться за счет участия в ней Польши (39%), Турции (34%), Румынии (21%), Болгарии (18%). В общем, это корреспондируется с известными предложениями Зб. Бжезинского о возможном ассоциированном членстве этих государств в ГУУАМ. Позиции населения иные — первые места как возможные члены ГУУАМ заняли: Россия (36,7%), Беларусь (21,8%), Казахстан (15,5%), Польша (9,5%), Туркменистан (9,4%), Армения (6,8%), Таджикистан (6,3%).
Четвертое. Большинство экспертов (73%) и почти треть населения (34,4%) считают перспективы ГУУАМ неопределенными. Очевидно, подобная сдержанность в оценках обусловлена пониманием внутренних и внешних факторов, объективно препятствующих углублению региональной интеграции в рамках «пятерки».
Пятое. Несмотря на такое осторожно-скептическое отношение к будущему ГУУАМ, ни эксперты, ни население не считают, что сотрудничество в рамках объединения не нужно Украине. Наоборот, абсолютное большинство экспертов (79%) и четверть опрошенных граждан (25,5%) уверены, что Украина должна углублять контакты в рамках ГУУАМ.
Портрет ГУУАМ
в разных ракурсах
В течение 2000 г., по мнению государственно-политической элиты Украины, контакты нашего государства со странами ГУУАМ в политической сфере развивались динамично. Это объясняется общими интересами в обеспечении стабильности в регионе, необходимостью углублять торгово-экономические связи между странами-участницами, потребностью поддерживать общие позиции в международных организациях.
Важной для стран ГУУАМ является возможность совместно способствовать принятию международными организациями выгодных для них решений. Но констатировать эффективную трансформацию общих позиций в серьезные внешнеполитические результаты пока преждевременно. Реализация инициатив ГУУАМ в международных финансовых институтуциях, ЕС, НАТО сдерживается отсутствием у стран «пятерки» реальных рычагов влияния на решения этих организаций.
В свою очередь, несмотря на развитую договорно-правовую базу двухсторонних отношений (она охватывает практически все сферы сотрудничества со странами ГУУАМ и насчитывает сотни документов), нормативная база многостороннего сотрудничества пока ограничивается рамочными документами, требующими дальнейшей конкретизации.
Многостороннее сотрудничество в рамках ГУУАМ нельзя отнести к внешнеполитическим приоритетам стран-участниц. Приоритетами внешней политики Украины определены европейская интеграция, стратегическое партнерство с Россией и США. Молдова взяла курс на активное сотрудничество с Россией, ЕврАзЭС и проявляет признаки дистанцирования от евро-атлантических структур. Остальные страны ГУУАМ в геополитическом плане ориентируются на сотрудничество с европейскими и евроатлантическими структурами, Россией, США; в региональном контексте — с Турцией, Ираном.
Главная задача нынешнего этапа развития ГУУАМ — трансформация политического диалога в весомые практические результаты, прежде всего в экономической сфере.
Нынешнее состояние сотрудничества стран ГУУАМ в экономической сфере нельзя считать удовлетворительным. На сегодня для каждой из стран ГУУАМ торговые связи с другими членами объединения отнюдь не являются приоритетными. Доля ГУУАМ в общем объеме внешней торговли Украины товарами составляет лишь 2,16%, в т.ч. по экспорту — 2,53%, по импорту — 1,77%. (Для сравнения: товарооборот Украины с партнерами по ГУУАМ ($616 млн.) составляет лишь 56% ее товарооборота с Туркменистаном ($1,09 млрд.).
Незначительный потенциал внешнеэкономических связей ГУУАМ обусловлен низким уровнем экономического развития каждой из стран-участниц.
Страны ГУУАМ имеют крайне незначительные поступления прямых зарубежных инвестиций — $5—15 на душу населения (только в Азербайджане, благодаря инвестициям в разработку месторождений углеводородов, — $64, что также на порядок ниже, чем, например, в странах Центральной Европы).
Прослеживаются неустойчивость, значительные колебания объемов торговли Украины со странами ГУУАМ, что отражает «некритическую роль» этой торговли для украинской экономики. В 2000 г. товарооборот внутри ГУУАМ был существенно ниже уровня 1995 г. (74% объема 1995 г.) и составлял только 4% от общего объема внешней торговли стран «пятерки».
Торговые отношения стран
ГУУАМ формируются под влиянием текущего спроса на рынках стран-партнеров, без образования устойчивых отраслевых технологических связей. Значительный удельный вес в экспортно-импортных товаропотоках имеют сырье, полуфабрикаты и продовольствие.
Взаимный интерес к сотрудничеству в технологически емких отраслях сдерживается значительным различием уровней инновационно-технологического развития стран-участниц, отсутствием финансовых ресурсов.
Среди положительных факторов экономического сотрудничества в рамках ГУУАМ следует назвать унаследованную от СССР специализацию стран-участниц и тенденцию к формированию взаимодополняемости их экономик по отдельным направлениям. Углублению экономического сотрудничества в рамках ГУУАМ ссодействуют и внешние факторы: неэффективность СНГ, в частности многолетняя задержка с реализацией соглашения о свободной торговле; фрагментация экономического пространства СНГ; ограниченный доступ продукции стран ГУУАМ на мировые рынки.
Углублению сотрудничества стран ГУУАМ должны способствовать: активизация торгово-экономических связей на основе поэтапной либерализации торговли; согласование концепций структурного развития национальных экономик; активная внешняя политика с целью привлечения инвестиций, реализации больших межгосударственных кооперационных проектов, прежде всего в сфере энергетики и развития международной транспортной инфраструктуры.
В энергетической сфере базой и движущей силой развития ГУУАМ могла бы стать идея создания Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), поскольку у всех стран-участниц и других государств Черноморско-Каспийского региона есть весомые интересы в сфере добычи и транспортировки нефти в Европу.
По своему геополитическому и экономическому значению ЕАНТК относится к стратегическим транснациональным энергетическим проектам, в рамках которого каждая из стран ГУУАМ могла бы реализовать собственные интересы в энергетической сфере. Его создание способствовало бы уменьшению энергетической зависимости стран ГУУАМ от России и повышению конкурентоспособности их экономик.
В последнее время появились новые возможности для реализации украинской части ЕАНТК, однако Украина должна выполнить для этого еще много условий. Также очевидно, что для введения в действие этого нефтяного коридора следует учитывать конкурирующие интересы третьих стран в регионе. Чтобы в полном объеме реализовать украинскую часть ЕАНТК, необходимо задействовать нефть из трубопровода Тенгиз—Новороссийск, а следовательно — заручиться поддержкой Казахстана и западных ТНК, добывающих нефть в этой стране.
Многостороннее сотрудничество в военной сфере отсутствует среди определенных в Ялтинской хартии направлений сотрудничества стран ГУУАМ — по причинам внутреннего и внешнего характера. Контакты стран ГУУАМ на военно-политическом уровне, как и военное и военно-техническое сотрудничество, выведены за рамки объединения. Это стало логическим результатом действия как минимум трех факторов.
Во-первых, до сих пор четко не определены объединяющие приоритеты ГУУАМ, а также общие для всех стран-участниц интересы и ценности, требующие военной защиты. Во-вторых, сегодня не существует общей угрозы военного характера, которая побуждала бы страны ГУУАМ к объединению усилий в сфере обороны. В-третьих, резко негативное отношение к сотрудничеству стран ГУУАМ в военной сфере со стороны России, позиции которой в двухсторонних отношениях с каждой страной объединения в последнее время существенно усилились.
Предпосылки для углубления сотрудничества стран-участниц в военной сфере есть. Однако на нынешнем этапе «запас прочности» ГУУАМ оказался недостаточным, чтобы преодолеть препятствия на пути совместной деятельности в этой сфере на многосторонней основе.
Перспективой развития военной составляющей ГУУАМ пренебрегать нельзя. В случае реализации крупных совместных проектов в сфере экономики, энергетики, транспортных коммуникаций и возникновения угрозы военного характера встанет вопрос защиты общих интересов. И тогда формат и масштабы военно-политического сотрудничества будут определять не только члены ГУУАМ, но все участники указанных проектов, другие государства региона.
Всем странам ГУУАМ в той или иной степени угрожают терроризм, наркобизнес, международная преступность, сепаратизм, гуманитарные и техногенные катастрофы. Эти аспекты безопасности отражены в Ялтинской Хартии ГУУАМ.
Что мешает движению
по «шелковому пути»?
Безусловно, движение «пятерки» ГУУАМ по «шелковому пути» не является безоблачным и беспроблемным. Существует множество факторов внутреннего и внешнего характера, сдерживающих развитие сотрудничества. На некоторых из них остановимся подробнее...
Первое. Страны-члены ГУУАМ находятся на сложном этапе внутренних социально-политических трансформаций, сопровождающихся обострением многих проблем, угрожающих внутренней стабильности. Эти процессы объективно сдерживают сотрудничество в рамках ГУУАМ.
Второе. Значительно ограничивает экономическое сотрудничество в рамках ГУУАМ невысокий уровень социально-экономического развития стран-участниц.
По мировым стандартам,
ГУУАМ — объединение бедных стран с невысоким уровнем человеческого потенциала, который в современной глобальной экономике является решающим фактором конкурентоспособности и динамического развития. По среднему индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) ГУУАМ находится на уровне 89-й страны мира — Мальдивских островов, а по уровню среднедушевого ВНП — 145-й страны, за Гондурасом и Гайяной.
ГУУАМ заметно отстает от Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) как по ИРЧП, так и по ВНП на душу населения (35,7% среднего показателя
ЕврАзЭС) — см. таблицу.
Не случайно, по результатам классификации стран по уровню бедности все пять членов ГУУАМ отнесены Мировым банком к категории беднейших стран мира, а три страны ЕврАзЭС (Белоруссия, Казахстан, Россия) находятся в группе государств со средним уровнем дохода. Еще большее расстояние отделяет членов ГУУАМ от стран-претендентов на вступление в ЕС — среднедушевой ВНП в странах ГУУАМ составляет лишь 16,7% среднего показателя шести государств Центральной Европы и Балтии.
Для всех стран ГУУАМ характерен низкий уровень зарплат и пенсий. Этим обусловлена низкая емкость их внутреннего рынка, а, следовательно, — не способствует углублению торговых связей.
Таким образом, внутренние ресурсы, необходимые для экономического подъема объединения, довольно ограничены. По крайней мере в течение следующих 5—7 лет рассчитывать на серьезные взаимные инвестиции стран-участниц или реализацию крупных совместных проектов за счет собственных ресурсов ГУУАМ безосновательно. Поэтому совместными усилиями «пятерки» необходимо создать благоприятные условия для привлечения внешних инвестиций — прежде всего под проекты, представляющие интерес как для стран ГУУАМ, так и для развитых западных государств (или крупных ТНК).
Третье. В течение последних лет в странах ГУУАМ прослеживается незначительная, но положительная динамика экономического роста. Однако эти процессы сдерживают барьеры на пути экономической интеграции.
Новые экономические границы в общем отрицательно влияют на национальных экономиках, ведут к появлению разнообразных таможенных и платежных барьеров на пути традиционных и новосформированных потоков товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Ситуацию усложняет практическое отсутствие развитых транспортных коммуникаций, иных элементов инфраструктуры, что создает значительные проблемы для полноценного функционирования ГУУАМ как экономического объединения.
Развитие торговли стран
ГУУАМ сдерживает отсутствие действенной платежно-расчетной системы с использованием национальных валют. Это вынуждает торговать в свободно конвертируемой валюте, дефицит которой ощущают все страны объединения.
Сохраняются структурные барьеры на пути взаимовыгодного сотрудничества. В 2000 г., по сравнению с 1995 г., в промышленном производстве всех стран ГУУАМ увеличилась доля т. н. ресурсо-производственных отраслей: электроэнергетики, топливной промышленности (Азербайджан, Грузия), черной (Украина) и цветной (Узбекистан) металлургии.
Всем странам ГУУАМ в той или иной степени присуща сырьевая модель развития (в Украине она имеет форму концентрации на выпуске металлургических полуфабрикатов), что не способствует углублению процесса экономической интеграции.
Несовершенна нормативно-правовая база торговых отношений стран ГУУАМ, имеет экономическую подоплеку. Все страны-участницы подписали двусторонние торгово-экономические соглашения, а также соглашения о защите инвестиций и о свободной торговле. Однако это не способствовало переходу экономических отношений на качественно новый уровень, поскольку не все аспекты взаимной торговли согласованы. Различная глубина рыночных преобразований в странах-участницах вызывает серьезные диспропорции в формировании цен на отдельные виды продукции, что создает почву для взаимных обвинений в субсидировании экспортно-ориентированных отраслей и демпинге.
В целом потенциал роста внешней торговли в рамках ГУУАМ с заметным для украинской экономики эффектом низок, по крайней мере в среднесрочной перспективе.
Четвертое. Итоги Ялтинского саммита показали, что сохраняются расхождения в позициях стран-участниц по важным вопросам деятельности ГУУАМ. Несмотря на неоднократные заявления украинской и грузинской сторон о необходимости создания в рамках ГУУАМ зоны свободной торговли, президент Узбекистана накануне саммита заявил о «преждевременности» обсуждения этого вопроса. Президенты Грузии и Молдавии продемонстрировали противоположные позиции по возможному участию в ГУУАМ других стран. Э.Шеварднадзе выступил за расширение ГУУАМ за счет Румынии и Болгарии. В.Воронин, наоборот, заявил о необходимости участия в ГУУАМ России и более тесного сотрудничества с СНГ и ЕврАзЭС.
В свою очередь, обозначились разные подходы к организационному устройству ГУУАМ, его дальнейшей институционализации.
Пятое. Слабость организационного обеспечения многостороннего сотрудничества обусловлена следующими факторами: а) Ялтинская хартия закладывает основы дальнейшего организационного становления ГУУАМ, закрепляет консультативный характер отношений, но подробно не регламентирует организационные и контрольные механизмы реализации принятых решений; б) заседание министров иностранных дел (как исполнительный орган) и Комитет национальных координаторов (как рабочий орган) не имеют действенных рычагов для эффективной реализации экономических решений ГУУАМ — для этого нужна координация усилий экономических, пограничных, таможенных и других ведомств стран-участниц; в) нынешняя организационная структура ГУУАМ едва ли сможет эффективно и в полном объеме обеспечить скоординированную межгосударственную поддержку стержневых транспортно-энергетических проектов, реализация которых — важная составляющая сотрудничества в рамках «пятерки».
Шестое. Значительно влияют на развитие ГУУАМ внешние факторы, поскольку Черноморско-Каспийский регион является перекрестком геополитических и экономических интересов влиятельных государств и международных организаций, в частности США, России, ЕС.
Опубликованные в мае 2001 г. основы Национальной энергетической политики США свидетельствуют о намерениях Соединенных Штатов наращивать свое экономическое присутствие в Каспийском регионе для обеспечения собственных интересов и ограничения доминирования РФ на энергетическом рынке СНГ. США лоббируют проект Баку—Джейхан, в то же время сохраняя эмбарго против Ирана. Эта позиция направлена на создание конкуренции России в транспортировании каспийской нефти, а также на поддержку Турции — союзника США в регионе. Американский фактор влияния, бесспорно, имеет большое значение. К примеру, в вопросе укрепления безопасности в зоне интересов ГУУАМ, поскольку США влияют на ситуацию в регионе как непосредственно, так и используя свои ведущие позиции в международных организациях.
В 2000—2001 гг. заметно укрепились позиции России в евразийском регионе. Повысилась ее политико-экономическая активность, в частности, в направлении наращивания сотрудничества в рамках ЕврАзЭС и минимизации влияния ГУУАМ. Усиление российского влияния происходило в рамках двусторонних отношений на фоне обострения внутренних проблем в странах «пятерки». Это не могло не сказаться на темпах интеграции в рамках ГУУАМ. Российский фактор имеет особое значение для будущего ГУУАМ — учитывая военное присутствие РФ на территории стран-участниц (Грузия, Молдавия, Украина), а также непосредственное участие России в урегулировании внутренних конфликтов на их территориях (Приднестровье, Нагорный Карабах) или в сдерживании возможной угрозы с юга (Узбекистан). Кроме того, Россия сохраняет действенные рычаги экономического и политического влияния на каждую из стран объединения.
«Европейский фактор» в развитии ГУУАМ имеет большое значение — в сущности, реализацию ЕАНТК можно рассматривать как составную глобального европейского проекта TRACECA.
Однако сегодня вряд ли можно говорить об эффективной политической и экономической поддержке становления ГУУАМ со стороны европейских структур, в частности, об инвестиционной помощи в реализации транспортно-энергетических проектов (например, украинской части ЕАНТК). По мнению экспертов УЦЭПИ, тому есть несколько причин. Сегодня главная проблема для Западной Европы — реформирование и расширение ЕС и НАТО, а поэтому поддержка становления нового регионального объединения, еще не подтвердившего свою жизнеспособность, не относится к приоритетам западноевропейских государств. Параллельно продолжается активное сближение ЕС и России в сфере энергетики. (ЕС и ведущие европейские энергетические компании поддерживают строительство Россией газопровода в обход Украины.) В свою очередь европейские институты рассматривают обеспечение демократических свобод в странах ГУУАМ как весьма серьезную проблему, сдерживающую сближение «пятерки» с ЕС.
Среди внешних факторов следует назвать и проблемный характер отношений между постсоветскими региональными объединениями: противостояние между ними, резкие оценки по адресу друг друга вызывают напряженность внутри СНГ и отрицательно отражаются на отношениях между ними. ЕврАзЭС в сущности экономически дистанцируется от ГУУАМ (обозначаются внешние таможенные границы по периметру будущего общего рынка ЕврАзЭС; продолжаются процессы согласования таможенной, торгово-тарифной, антимонопольной, налоговой, денежно-кредитной и валютно-финансовой политики).
Однако следует отметить, что определенные шаги к уменьшению конфликтности были сделаны на Минском саммите СНГ и Ялтинском саммите ГУУАМ. Так, 1 июня 2001 г., после окончания саммита СНГ, президент РФ В.Путин заявил, что «союзы государств на территории СНГ, например ЕврАзЭС и
ГУУАМ, не ослабляют Содружество, а дополняют его». В свою очередь лидеры стран ГУУАМ во время Ялтинского саммита неоднократно подчеркивали, что ГУУАМ — это исключительно экономическое объединение, и его деятельность не направлена против российских интересов.
Следовательно, необходимая предпосылка становления ГУУАМ — поиск политических компромиссов, в частности: путем отказа от конфронтационной риторики; ограничения тех направлений сотрудничества, которые вызывают обеспокоенность третьих государств; сосредоточения усилий на продвижении проектов, в которых заинтересованы как «пятерка», так и развитые западные государства и крупные ТНК.
Как нам обустроить ГУУАМ
Главная задача нынешнего этапа развития ГУУАМ — трансформация активного политического диалога в весомые практические результаты. По мнению экспертов УЦЭПИ, для углубления многостороннего экономического сотрудничества в рамках ГУУАМ следует принять следующие меры:
— подготовить тщательное технико-экономическое обоснование создания в рамках ГУУАМ зоны свободной торговли без изъятий или с минимальными временными изъятиями (которые должны быть ликвидированы не позднее пятилетнего периода), поставив целью заключение соответствующего соглашения на условиях, которые приближали бы введение в действие полноценной зоны свободной торговли в рамках СНГ;
— заключить соглашения о проведении согласованной экономической политики в ряде отраслей, скоординированное развитие которых соответствует общим интересам стран ГУУАМ (прежде всего в сфере энергообеспечения, транспорта, туристического и рекреационного бизнеса, пищевой промышленности);
— заключить соглашения об определении правил транспортировки по территории Украины транзитных грузов стран-участниц;
— заключить многостороннее соглашение об условиях взаимной конвертации национальных валют стран ГУУАМ;
— осуществлять координацию позиций стран-участниц по ключевым вопросам переговорного процесса относительно вступления в ВТО тех членов ГУУАМ, которые на сегодня имеют статус наблюдателя (Азербайджан, Узбекистан, Украина);
— согласовывать позиции стран-участниц по ключевым вопросам создания нового международного экономического порядка, являющегося предметом обсуждения на форумах международных организаций, прежде всего ООН и ВТО.
Кроме того, при наличии соответствующей инициативы деловых кругов стран-участниц стоит рассмотреть вопрос о создании международной Торгово-промышленной палаты (ТПП) ГУУАМ — для способствования взаимной торговли стран объединения, разрешения проблем инвестиционного сотрудничества, в частности, привлечения инвестиций для реализации совместных проектов.
На нынешнем этапе особое значение приобретает политическая, дипломатическая, информационная и иная поддержка проекта ЕАНТК с целью привлечения внимания ведущих стран Запада и нефтяных ТНК к его преимуществам. Активная внешняя политика ГУУАМ (прежде всего самой Украины), направленная на продвижение проекта, имеет реальные шансы на успех. (Положения аналитического доклада о сотрудничестве в энергетической сфере будут изложены в последующих публикациях экспертов УЦЭПИ в «ЗН».)
По мнению экспертов Центра Разумкова, совершенствованию механизмов сотрудничества в рамках ГУУАМ будут способствовать следующие меры:
— в соответствии с определенными приоритетами сотрудничества создать специализированные органы ГУУАМ с привлечением бизнес-структур под конкретные проекты в энергетической, торгово-экономической, транспортно-коммуникационной, финансовой, научной, информационной, туристической и прочих сферах;
— ввести практику регулярных рабочих встреч руководителей министерств и ведомств (промышленности, энергетики, финансов, транспорта, телекоммуникаций, науки, образования, туризма, а также пограничных и таможенных служб) стран-участниц;
— первую такую встречу провести в рамках запланированного на 2001 г. правительственного Экономического форума ГУУАМ в Узбекистане. Проанализировать состояние сотрудничества, согласовать предложения по разрешению имеющихся проблем, определить приоритеты сотрудничества и конкретные меры для включения их в перспективный план работы ГУУАМ;
— в рамках правительственного форума в Узбекистане провести встречу представителей финансово-промышленных кругов стран ГУУАМ;
— осуществить комплексную оценку двусторонних документов с учетом определенных в Ялтинской Хартии приоритетов многостороннего сотрудничества. В частности, пересмотреть долгосрочные программы экономического сотрудничества стран ГУУАМ в плане укрепления направлений, которые будут способствовать реализации совместных проектов в рамках объединения;
— инициировать проведение межпарламентской конференции стран ГУУАМ для согласования позиций, гармонизации законодательной базы стран ГУУАМ, налаживания многосторонних межпарламентских контактов;
— В проект положения об информационном офисе ГУУАМ включить следующие позиции: информирование населения стран-участниц, мирового сообщества о деятельности объединения, а также обеспечение информационного обмена в рамках ГУУАМ (путем подготовки материалов для СМИ, выпуска специальных бюллетеней, проведения пресс-конференций, информационной поддержки web-сайта ГУУАМ на двух рабочих языках объединения — английском и русском).
Очевидно, что процесс организационного становления ГУУАМ будет продолжительным; его форсирование — путем образования множества межгосударственных и надгосударственных органов (по примеру СНГ и ЕврАзЭС) — едва ли целесообразно. Перспективно для ГУУАМ использование опыта не постсоветской административно-бюрократической интеграции, а европейской модели, предполагающей поэтапное создание исполнительных институтов на базе профильных экономических объединений в зависимости от объема задач, которые нужно решать.
Сценарии развития ГУУАМ
С учетом нынешнего состояния и тенденций сотрудничества, внутренних и внешних факторов, способствующих или сдерживающих развитие ГУУАМ, а также опыта становления других региональных объединений, можно наметить следующие основные сценарии возможного развития ГУУАМ.
Сценарий 1 (стагнация). Имеющиеся расхождения стран-участниц по ключевым вопросам сохраняются. Задекларированные цели сотрудничества не достигаются. Совместные документы принимаются, но не выполняются. Стороны проявляют неспособность реализовать крупные совместные проекты. Заметны лишь незначительные успехи локального характера. Третьи стороны не проявляют интереса к ГУУАМ, не оказывают ему финансовую поддержку. Сотрудничество на многосторонней основе не дает качественно новых результатов. Накапливаются неудовлетворенность и разочарование. Периодичность встреч руководителей падает, встречи носят формальный характер. Объединение остается маловлиятельной консультативной структурой.
Сценарий 2 (распад). Расхождения стран-участниц усиливаются, изменяются внешнеполитические приоритеты одной-двух стран — вследствие неэффективности объединения или/и под влиянием третьих государств. После принятия Ялтинской Хартии ни одного значимого документа не принимают. Совместные проекты не осуществляются. Страны-участницы сворачивают координацию действий в международных организациях. Третьи стороны игнорируют ГУУАМ. Количество членов объединения уменьшается. Его преобразование в международную организацию теряет смысл. ГУУАМ прекращает существование.
Сценарий 3 (устойчивое развитие). Страны-участницы преодолевают противоречия, мобилизуют внутренние ресурсы и налаживают эффективные механизмы сотрудничества, что убеждает третьи стороны в дееспособности ГУУАМ. Объединение привлекается к стратегически важным проектам. ГУУАМ усиливает позиции на международной арене. Утверждаются уставные документы, предусматривающие углубление интеграции. Растет экономический и научно-технологический потенциал ГУУАМ. Организация демонстрирует устойчивость к внешним влияниям.
Очевидно, что ни один из этих сценариев не будет реализован в чистом виде, однако они обозначают общие черты возможного развития событий.
* * *
Страны-участницы приложили значительные усилия для создания регионального объединения, вышли на этап его организационного оформления и потому не заинтересованы в развитии ГУУАМ по первым двум сценариям. Стагнация, а тем более распад ГУУАМ, поставили бы под сомнение состоятельность стран-участниц в проведении активной и последовательной внешней политики, что ухудшило бы их международный имидж.
Необходимой предпосылкой устойчивого развития ГУУАМ является поиск политических компромиссов, достижение конкретных практических результатов, которые засвидетельствовали бы состоятельность объединения в обеспечении экономического развития, укреплении безопасности в регионе.
Это стало бы достоянием не только стран ГУУАМ, но и других государств региона, и таким образом подтвердило бы неконфронтационный характер объединения, его готовность к взаимовыгодному сотрудничеству с другими государствами и международными организациями. Устойчивое развитие ГУУАМ требует разработки общей стратегии действий, устранения противоречий между интересами стран-участниц и способами их достижения. Результаты Ялтинского саммита доказали, что у ГУУАМ есть потенциал для разрешения этих проблем.