UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГРУЗИЯ ПРЕДЛАГАЕТ РЕЦЕПТ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Грузино-абхазский конфликт является одним из наиболее болезненных на территории бывшего СССР. Более двух лет продолжаются переговоры, которые до сих пор не принесли желаемого результата...

Автор: Валерий Чечелашвили

Грузино-абхазский конфликт является одним из наиболее болезненных на территории бывшего СССР. Более двух лет продолжаются переговоры, которые до сих пор не принесли желаемого результата. Около 2/3 населения региона изгнано с мест постоянного проживания и не может вернуться к родным очагам. Захватившее с помощью внешних сил власть агрессивное меньшинство не желает принимать во внимание политические реалии и всеми силами пытается заблокировать мирный процесс.

Вокруг позиций сторон на переговорах много спекуляций, в связи с чем представляется полезным вынести на суд широкой общественности предложения правительства Грузии по мирному урегулированию конфликта, которые сепаратисты считают для себя неприемлемыми.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Грузии в Украине Валерий ЧЕЧЕЛАШВИЛИ

Уже несколько лет территория Абхазии, исконная часть Грузии, где тысячелетиями совместно проживали два братских народа - абхазы и грузины, является зоной конфликта, угрожающего миру и стабильности во всем Кавказском регионе.

Группа сепаратистов, опираясь на поддержку реакционных сил из-за рубежа, сумела временно установить свой контроль почти над всей территорией Абхазии. Осуществляя этническую чистку, фактически уничтожив несколько тысяч грузин и изгнав не только свыше двухсот тысяч лиц грузинской национальности, но и более ста тысяч жителей других национальностей, в результате чего за пределами Абхазии оказалось три четверти населения региона, в том числе и половина самих абхазов, сепаратисты пытаются добиться признания со стороны мирового сообщества самопровозглашенного «независимого государства».

Режим, пришедший к власти в результате мятежа и осуществивший геноцид невинного мирного населения, насильственно изменивший демографический состав на контролируемой им территории, не может претендовать на признание.

Однако, исходя из создавшихся реалий, Грузия предпринимает максимальные усилия для мирного урегулирования конфликта на основе определения статуса Абхазии в составе Грузии, как рекомендуют ООН, ОБСЕ и СНГ, что будет способствовать незамедлительному возвращению беженцев и перемещенных лиц, стабилизации обстановки в регионе и, в конечном счете, положит начало строительству в Абхазии демократической государственности.

К сожалению, абхазские сепаратисты отвергают все предложения и даже парафированные их представителями документы, искусственно затягивают переговоры, терроризируют стихийно вернувшихся беженцев, усиленно пропагандируют тезис, что Грузия якобы намерена вернуть Абхазию в прокрустово ложе унитарного государства.

На деле в политической жизни Грузии набирает силу тенденция построения государственности на федеральных началах. В Конституции Грузии вопрос государственно-территориального устройства специально оставлен открытым.

Предлагаемые предложения демонстрируют позицию Грузии в отношении будущего статуса Абхазии в рамках федеративного государства.

1. Создание единого федеративного государства в границах бывшей Грузинской ССР на 21 декабря 1991 года.

2. Абхазия, как субъект федерации, имеющий широкие полномочия, будет иметь свою Конституцию, гимн, флаг, герб, парламент, высшие исполнительные и судебные органы власти, другие атрибуты государственности, компетенция которых будет определяться Конституцией федеративного государства, Конституцией Абхазии, Договором о разграничении полномочий органов государственной власти федеративного государства и Абхазии.

3. К исключительной компетенции Абхазии будут относиться:

а) формирование своих высших центральных и местных государственных органов, местное самоуправление;

б) формирование своего бюджета;

в) установление и взимание местных налогов;

г) Верховный суд и прокуратура;

д) вопросы адвокатуры и нотариата;

е) вопросы культуры, образования и здравоохранения;

ж) торговля;

з) дороги и транспорт местного назначения;

и) бытовое обслуживание;

к) социальное страхование;

л) физкультура и спорт;

м) наука;

н) природопользование;

о) гостиничное дело.

Абхазский язык будет государственным языком наряду с грузинским на всей территории Абхазии.

4. К компетенции федеральных органов власти будут относиться:

а) внешняя политика и внешние экономические связи;

б) определение и осуществление оборонной политики;

в) вооруженные силы и безопасность;

г) валютно-финансовая система;

д) таможенная служба;

е) федеральный бюджет;

ж) определение статуса и защита государственной границы федеративного государства;

з) энергетика, транспорт, связь;

и) экология и ликвидация последствий стихийных бедствий;

к) обеспечение прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств;

л) а также ряд других полномочий, без которых создание федеративного государства теряет всякий смысл (например, вопросы гражданства, уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное законодательство, основы других отраслей законодательства).

Вопросы введения единой валюты, банковского дела, строительство единых вооруженных сил, организации пограничной и таможенной службы предлагается решать поэтапно на основе переговоров и с учетом складывающихся реалий.

5. В пределах своей исключительной компетенции Абхазия вправе заключать международные соглашения, о чем информирует соответстующие федеральные органы.

Федеративное государство будет представлено в качестве единого субъекта в международных отношениях, включая членство в международных организациях.

6. Федеральный законодательный орган будет действовать в пределах, согласованных сторонами и включенных в Договор о разграничении полномочий, и его решения будут обязательны на всей территории единого федеративного государства.

За Абхазией резервируется подлежащая согласованию часть депутатских мест в федеральном законодательном органе.

Решение федерального законодательного органа по вопросам, затрагивающим непосредственно интересы Абхазии, имеют силу с согласия простого или квалифицированного большинства депутатов от Абхазии в зависимости от того, каким большинством - простым или квалифицированным - принимается решение по данному вопросу в федеральном законодательном органе.

7. Вопросы, связанные с подготовкой Договора о разграничении полномочий, а также структуры и функции федеральных органов, станут предметом отдельных переговоров.