UA / RU
Поддержать ZN.ua

Грузия: перегруз ГРУ

Вы ошибаетесь, если думаете, что отношения России и Грузии уже не могут быть хуже. События последних дней показали — могут...

Автор: Владимир Кравченко

Вы ошибаетесь, если думаете, что отношения России и Грузии уже не могут быть хуже. События последних дней показали — могут. И еще как могут. В четверг Кремль принял решение отозвать для проведения консультаций посла Российской Федерации в Грузии Вячеслава Коваленко и частично эвакуировать сотрудников посольства и членов семей дипломатов. Также прекращена выдача виз грузинским гражданам для поездки в РФ.

Реакция Москвы — жесткая форма реагирования, и в дипломатической практике применяется крайне редко. Она стала ответом на задержание грузинскими спецслужбами пятерых российских военнослужащих, которых Тбилиси связывает с главным разведывательным управлением Минобороны России. Как утверждают представители грузинских властей, россияне занимались шпионской деятельностью. Уже в пятницу четверым офицерам было предъявлено официальное обвинение. (Одного военнослужащего, водителя Руслана Скрыльникова, отпустили вскоре после задержания.)

Помимо этого грузинская полиция также оцепила здание штаба Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ). Грузинские правоохранительные органы требуют от россиян выдачи Константина Пичугина, еще одного офицера, обвиняемого в шпионаже.

Чтобы не быть голословным в своих обвинениях, в четверг МВД Грузии обнародовало аудио- и видеоматериалы. В частности, по грузинскому телевидению была показана оперативная съемка, на кадрах которой российские офицеры ходят по улицам в различных городах Грузии, беседуют в ресторане с людьми, которые представлены как завербованные агенты, передают им деньги и получают от них какие-то бумаги.

В Москве подобные обвинения называют «спланированной антироссийской провокацией». Российский министр обороны Сергей Иванов обвинил Грузию в том, что бандитизм там приобрел масштаб государственного, и сравнил происходящее в этой южнокавказской стране с 1937 годом. Помимо этих эмоционально-возбужденных заявлений и жестких дипломатических мер на двустороннем уровне, еще более усугубляющих кризис, Москва пытается привлечь к конфликту международное сообщество. В частности, НАТО и Совет Безопасности ООН.

Но, несмотря на затраченные усилия, российским дипломатам так и не удалось добиться рассмотрения «грузинского вопроса» на внеочередном заседании СБ ООН и принятия соответствующей резолюции. Они утверждают, что всему виной — позиция Вашингтона, поддерживающего Тбилиси: американцы, дескать, затормозили принятие Советом Безопасности ООН документа, осуждавшего действия грузинских властей.

Предпринимаемые сегодня россиянами шаги не следует рассматривать только как реакцию бывшей метрополии. Для Кремля сейчас цена вопроса — сохранение влияния России на происходящие процессы на Южном Кавказе в частности и на постсоветском пространстве в целом. И обострение грузино-российских отношений для Москвы выгодно в первую очередь потому, что позволяет продемонстрировать странам СНГ, как Россия намерена отстаивать свои интересы, применяя весь арсенал дипломатических, энергетических и экономических средств. Тем более в случае с Грузией, в стране, где произошла первая на постсоветском пространстве демократическая революция, а ее лидеры активизируют отношения с НАТО. Чтобы проучить Тбилиси, в назидание прочим странам бывшего Советского Союза, вполне ожидаемо и проведение спецоперации по освобождению офицеров. Не случайно глава российского оборонного ведомства Сергей Иванов заявил, что реакция России будет «адекватной и вменяемой».

В контексте этого было бы заблуждением думать, что действия грузинских властей вызваны только банальными соображениями поднять рейтинг ныне действующего президента и являются попыткой отвлечь внимание своих граждан от проблем в самой Грузии. (Хотя, конечно же, не без этого.) Проблема куда глубже и вызвана активным вмешательством России во внутренние дела этой южнокавказской страны. Надо признать: к сожалению, Россия — основной источник угрозы национальной безопасности Грузии. И Саакашвили, с присущей грузинам чувством национальной гордости, всеми доступными средствами (в том числе, используя и политическую поддержку Вашингтона) пытается отстоять суверенитет Грузии, не позволяя России вмешиваться во внутренние дела своей страны.

Выступая на словах за территориальную целостность Грузии, Москва постепенно интегрирует в свой состав Абхазию и Южную Осетию. Российские миротворцы открыто поддерживают сепаратистов, поставляя им оружие, и покровительствуют нелегальному бизнесу правящей элиты непризнанных республик, а российские власти в массовом порядке предоставляют гражданам непризнанных республик российское гражданство. Не стоит забывать, что вслед за Приднестровьем, проголосовавшим недавно за «независимость с Россией», о своем желании провести референдум по отделению от Грузии заявила и Южная Осетия.

Грузины справедливо подозревают, что за этой инициативой стоят россияне. Задержание российских офицеров-разведчиков — четкий сигнал для ястребов из Кремля: Тбилиси готов любой ценой отстаивать государственный суверенитет и территориальную целостность.