UA / RU
Поддержать ZN.ua

Грузинские мотивы на азербайджанский лад

Обострение ситуации на Кавказе — конфликт в Грузии, действия России и ответная реакция мирового с...

Автор: Алексей Коваль

Обострение ситуации на Кавказе — конфликт в Грузии, действия России и ответная реакция мирового сообщества — вынудили страны, даже не вовлеченные в происходящий кризис непосредственно, круто менять свои внешнеполитические установки и определиться со взглядами на происходящие события.

Утром восьмого августа неожиданно для себя Азербайджан стал заложником действий грузинского руководства по восстановлению территориальной целостности. Среди трех государств Южного Кавказа Азербайджан считается наиболее близким союзником Грузии, соратником по ГУАМ и важнейшим экономическим партнером. Однако действия Михаила Саакашвили в отношении Южной Осетии в Баку не поддержали. Спустя месяц здесь стремятся использовать создавшуюся в регионе ситуацию в таком ключе, чтобы самим не проиграть в борьбе за контроль над аннексированными армянами территориями Нагорного Карабаха и, с учетом повышенного внимания мирового сообщества к проблемам региона, извлечь из сложившегося положения наибольшую выгоду.

Грузия, сделав «пробный выстрел» по непризнанным республикам, фактически уберегла от ошибки Азербайджан. На берегах Каспия увидели, к чему может привести попытка отвоевать захваченную армянами часть азербайджанской территории. Хотя еще весной возможность такого решения проблемы обсуждалась достаточно серьезно. О военном варианте разрешения нагорно-карабахской проблемы публично не раз говорил Ильхам Алиев. К этому шагу Баку подталкивала сложная внутриполитическая ситуация в Армении после президентских выборов и постоянные провокации со стороны сепаратистов.

В сложившихся геополитических условиях азербайджанское руководство постаралось выработать линию поведения, которая позволила бы вести диалог как с Россией, так и с Западом. Да, конечно, экономически Азербайджан сильно привязан к РФ. Но при этом в политике обе страны ведут по отношению друг к другу сложную игру: азербайджанцам приходится лавировать между Москвой и Вашингтоном, а России на Кавказе — между Азербайджаном и Арменией.

Новая ситуация в регионе лишила России преимущества в азербайджано-армянском урегулировании. Глава российского МИДа Сергей Лавров официально заявил в Совете Федераций 18 сентября, что российские решения по Грузии не станут прецедентом для Карабаха. По словам Лаврова, «Россия будет активно содействовать мирному решению всех конфликтов на пространстве СНГ на основе международного права, уважения всех принципов устава ООН, ранее достигнутых договоренностей в поисках согласия между вовлеченными в конфликт сторонами».

Россия готова согласиться с тем компромиссным решением, к которому самостоятельно придут Баку и Ереван. Об этом говорили во время встречи 16 сентября в Москве президенты Азербайджана и России. Дмитрий Медведев не стал в очередной раз озвучивать позицию по Карабаху, но сказал, что ему с коллегой из Азербайджана «нужно сверить часы с учетом проблем, возникших в кавказском регионе». В свою очередь Алиев заметил: «нужно консолидировать усилия» для того, чтобы ситуация стала мирной и предсказуемой.

Россияне сами выступили с инициативой пригласить Ильхама Алиева в Москву после того, как в Баку побывал вице-президент США Ричард Чейни. Сразу после этого визита Дмитрию Медведеву пришлось еще раз по телефону разъяснять азербайджанскому лидеру позицию Кремля. Но потом потребовалась и личная встреча, по результатам которой Алиев заявил следующее: «Несмотря на сложности, нам кажется, что сегодня существуют предпосылки для урегулирования (нагорно-карабахского конфликта — А.К.), которое отвечало бы интересам всех стран и основывалось на нормах международного права».

Парадоксальность ситуации состоит в том, что решение России признать Абхазию и Южную Осетию снизили шансы на международное признание Нагорного Карабаха. И в Ереване, и в Степанакерте теперь тоже говорят, что иного сценария, кроме как переговоры, быть не может — с учетом конфликта в Грузии договаривающиеся стороны стали более осмотрительными. Но, похоже, сегодня тон в возможном азербайджано-армянском диалоге будет задавать Баку, который добивается разрешения конфликта на основе сохранения территориальной целостности страны и предоставления Карабаху максимально широкой автономии.

Эту позицию принимают и на Западе. Практически одновременно с визитом Ильхама Алиева в Москву министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров провел переговоры в Брюсселе с руководством НАТО и Евросоюза. Послы стран НАТО подтвердили свою поддер-
жку Баку, а Евросоюз пообещал рассмотреть вопрос об упрощении визового режима для азербайджанских граждан. Затем азербайджанский дипломат вылетел в США, где в ходе встречи со своим армянским коллегой Эдвардом Налбандяном уточнял график встреч президентов Азербайджана и Армении.

Переговоры начнутся до конца года, после того как в Азербайджане состоятся президентские выборы, намеченные на 15 октября. Судя по всему, они завершатся победой нынешнего президента, поскольку у Ильхама Алиева реальных конкурентов нет. Админресурс и доходы от энергоносителей, сосредоточенные в «семье», т.е. в руках правящей элиты, лишают шансов любого из оппонентов. Но самое сложное на нынешних выборах — добиться их демократичности и прозрачности, а также сохранить стабильность в стране. С этим и связано усиление прозападного вектора во внешней политике Азербайджана.

Заместитель госсекретаря Мэтью Брайза заявил, что грядущие президентские выборы в Азербайджане могут способствовать укреплению отношений между двумя странами, благо Вашингтон и Баку уже являются союзниками «по ряду геополитических вопросов». «Азербайджан сейчас демонстрирует очень высокий экономический рост. В целом политика страны по использованию нефтегазовых доходов успешна, и ее природные ресурсы являются основой для политических и экономических свобод», — резюмировал представитель американской администрации, не скрывая тех аспектов, которые более всего интересуют США на Кавказе. И это при том, что еще в 2007 году госдепартамент констатировал, что ситуация в области прав человека в Азербайджане резко ухудшилась, а выборы президента в 2003 году были признаны не соответствующими демократическим нормам.

Но сегодня ситуация изменилась. Вашингтон готов сделать ставку на Баку в реализации своих национальных интересов и масштабных трансконтинентальных энергетических проектов. А в условиях конфликта с Россией и нового обострения отношений с Ираном заполучить такого союзника на Кавказе становится для американской дипломатии важнейшей стратегической задачей. А вот Баку как раз и не утратил возможности дальнейшего внешнеполитического лавирования. И его сближение с Вашингтоном будет осуществляться лишь до тех пор, пока будет соответствовать интересам Азербайджана и руководству этой страны.