UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГРУЗИНСКАЯ ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ

В минувшее воскресенье граждане Грузии избирали свой новый парламент — четвертый за всю историю независимости страны...

Автор: Михаил Соколовский

В минувшее воскресенье граждане Грузии избирали свой новый парламент — четвертый за всю историю независимости страны. От выборов ожидали многого — в том числе и очередных скандалов. Не зря же грузинский законодательный орган получил славу самого скандального на просторах СНГ — решение спорных вопросов здесь нередко переходило в массовые потасовки в зале заседаний при участии чуть ли не половины депутатов. Однако большинство ожиданий все же было связано с изменением системы власти, сложившейся в Грузии в постсоветский период.

Ведь целые поколения граждан этой страны родились и выросли под руководством сначала первого секретаря ЦК, а затем президента Эдуарда Шеварднадзе. В стране сформировалась целая система, суть которой сводилась к тому, чтобы обеспечить стабильность президентской власти. Совершенно очевидно, что сегодня эта система переживает глубокий кризис. По мнению большинства грузин, она наглядно продемонстрировала свою неспособность улучшить положение в стране.

Именно потому выборы 2 ноября рассматривались как возможный первый шаг к смене поколений в грузинской политике. А еще выборы, без сомнения, можно было бы назвать генеральной репетицией президентских выборов 2005 года.

Вместе с голосованием за состав законодательного органа проходил и референдум о целесообразности сокращения количества парламентариев с 235 до 150 депутатов. Однако сокращение коснется лишь следующего парламента, который будет избран только в 2007 году. А парламент, избранный в воскресенье, неизбежно вынужден взвалить на себя бремя проведения глубинной конституционной реформы.

Пока что в грузинском парламенте 235 мест, из них 85 депутатов избирались по мажоритарным округам, остальные — по партийным спискам. Главными претендентами на места в законодательном органе претендовали семь избирательных объединений: один пропрезидентский — «За новую Грузию» и шесть оппозиционных, правда, каждый оппозиционен по-своему.

Блок «Бурджанадзе-демократы», название которого многими на слух воспринималось как «буржуазные демократы», получил его благодаря своему лидеру Нино Бурджанадзе — председателю парламента предыдущего созыва. Однако на самом деле лидер этого образования не Бурджанадзе, а бывший спикер парламента Зураб Жвания. Еще одной равной по влиянию оппозиционной силой является «Национальное движение», возглавляемое бывшим министром юстиции Михаилом Саакашвили.

Особой разницы между группами Зураба Жвания и Михаила Саакашвили не существет. И тот, и другой начинали в «Союзе граждан Грузии», созданном под Шеварднадзе в девяностых годах после возвращения последнего в Тбилиси. Созревшие и политически окрепшие под сенью Эдуарда Амвросиевича бывшие соратники теперь стали его оппонентами — налицо обычный конфликт «отцов и детей». Найти доктринальные отличия «бурджанадзевцев» от «националов» или тех и других от шеварднадзевского корня представляется невозможным. Ведь руку к возникновению и углублению экономического, политического и общественно-нравственного кризиса, в котором пребывает сегодня Грузия, приложил не только Шеварднадзе — законодательные органы страны под руководством Жвания и Бурджанадзе также ничего существенного по выходу из создавшегося положения не предложили.

В бурлящем море грузинской оппозиции выделяется «Трудовая (или лейбористская) партия» бывшего парткома республиканской прокуратуры Шалвы Нателашвили. Наблюдатели в один голос называют ее «популистской», а такое клеймо никому еще не помогало на выборах. Как, впрочем, особо и не мешало.

Есть в оппозиции и блок «Возрождение» аджарского властителя Аслана Абашидзе. Оппозиционность которого зиждется на принципе: «Меня не трогайте, и я не трону». Абашидзе имеет всю полноту власти в наиболее богатой ресурсами автономии, за счет чего справляется с социально-экономическими проблемами достаточно успешно.

Наконец, на выборах были представлены такие экзотические образования, как «Новые правые» Давида Гамкрелидзе — аналог российского Союза правых сил, и «Промышленники» Гоги Топадзе — партия грузинских олигархов.

Законность нынешних парламентских выборов в Грузии ставилась под сомнение еще до их начала. Списки избирателей трижды менялись, их формирование поручалось МВД и в них было до трети «мертвых душ», в то же время отсутствовали имена даже некоторых ведущих политиков, включая самого Эдуарда Шеварднадзе. Из голосования выпали две грузинские автономии — Абхазия и Южная Осетия, а в Аджарии число подавших голос за блок Абашидзе превысило число избирателей. Кроме того, в районе Квемо Картли, населенном этническими азербайджанцами, избирателям «выкрутили руки» настолько, что готовые, согласно опросам общественного мнения, голосовать за оппозицию, они, в конце концов, отдали свои голоса пропрезидентскому блоку. Добавьте сюда и такие нарушения, как начало голосования в Кутаиси в три часа дня (вместо девяти утра), и окончание голосования в Тбилиси в девять вместо восьми — и вы получите красочную картину нынешних грузинских парламентских выборов, которые, по мнению многих экспертов, не преодолели даже элементарный технический барьер.

Сообщения о грубых нарушениях законодательства в ходе голосования поступали весь день. Несколько избирательных участков были разгромлены вооруженными людьми. В некоторых регионах полиция избила независимых наблюдателей. В течение всего дня грузинские телеканалы демонстрировали архивные кадры гражданской войны 1992–93 годов, как бы напоминая тем самым, чем оборачивается непродуманный выбор и поддержка радикальных сил. А католикос патриарх Всея Грузии Илья Второй даже отслужил в воскресенье молебен во имя спасения страны.

Не помогло. Уже вечером лидер оппозиции — спикер Тбилисской городской думы Михаил Саакашвили — заявил о победе оппозиционных сил и призвал сторонников выйти на улицы и «освободить Грузию от режима Шеварднадзе». Почти одновременно министр госбезопасности Валерий Хабурдзания сообщил о раскрытии заговора с целью покушения на жизнь президента Грузии. Министр рассказал, что в день выборов сотрудники спецслужб обнаружили недалеко от Тбилиси склад оружия, в том числе гранатометы и детонаторы. По сведениям генерала Хабурдзания, преступники планировали заминировать резиденцию Эдуарда Шеварднадзе.

Однако еще большую бурю эмоций вызвали первые данные о результатах выборов. Предварительные итоги засвидетельствовали победу проправительственных сил. Согласно им, около 30% голосовавших отдали предпочтение блоку «За новую Грузию», а «Национальное движение» получило чуть более 20% голосов. Оппозиция уверена, что результаты были подтасованы в пользу партии Эдуарда Шеварднадзе. Ведь опрос на выходе из избирательных участков, проведенный американской фирмой по изучению общественного мнения, показал, что в лидерах были как раз «националы».

Разница между официальными предварительными результатами парламентских выборов, опубликованными ЦИК Грузии, и данными независимых избирателей стала причиной массовых выступлений в Тбилиси и ряде крупных городов Грузии. Лидеры нескольких оппозиционных движений объединились в своем протесте против возможной подтасовки результатов голосования и призвали избирателей защитить свои голоса. Впрочем, несмотря на призывы Зураба Жвания к единству, не все оппозиционеры проявили стремление к сотрудничеству друг с другом. В частности, лидеры блока предпринимателей отказались присоединиться к мирной акции протеста, заявив, что Жвания и его сторонники ведут борьбу не за защиту прав оппозиции, а «за защиту своих собственных интересов».

Итогом акции стал ультиматум правительству и лично президенту. Оппозиция потребовала от властей признания их «тотального поражения» на выборах и прекращения попыток фальсификации результатов. Реакция Шеварднадзе на выступления своих оппонентов была как обычно весьма спокойной и непреклонной. В специальном выступлении он заявил о своей убежденности в том, что прошедшие в Грузии выборы были «самыми прозрачными и самыми честными» и что благодаря им «начался новый этап в развитии демократии в стране». По мнению президента, лидерство «партии власти» вполне логично, а всем, кому это не нравится и у кого есть претензии по этому поводу, он посоветовал подать в суд.

Кроме того, Шеварднадзе заявил, что не испугается никаких выступлений, и выразил готовность уйти в отставку, «если люди потребуют этого». Правда, делать это он явно не собирается, а напротив, призвал оппозицию к сотрудничеству, по-отечески напомнив ей о необходимости совместного управления страной.

А на тот случай, если те самые люди, которые требуют отставки президента, решат вдруг перейти от слов к делу, внутренние войска и спецназ МВД Грузии полностью оцепили здание госканцелярии, где находится рабочая резиденция Шеварднадзе. Министр внутренних дел страны заявил, что в случае дестабилизации обстановки власти страны готовы применить силу.

Чем закончится противостояние, если обе стороны не найдут путей урегулирования кризиса, сказать сложно. Не исключено, что Грузия в очередной раз окажется на грани гражданской войны. Но самое удивительное в этой истории то, что, несмотря на все нарушения, зафиксированные и официально задокументированные в ходе выборов, большинство международных организаций, наблюдавших за их проведением, склоняются к тому, чтобы признать выборы состоявшимися. Западу не нужна дестабилизация в государстве, находящемся в ключевом на сегодня Кавказском регионе. А стабильность в Грузии западные лидеры связывают лишь с нахождением у власти в этой стране Эдуарда Амвросиевича.