UA / RU
Поддержать ZN.ua

Громкое эхо "Триумфа"

Индия покупает российские С-400.

Автор: Тантели Ратувухери

В ходе визита российского президента Владимира Путина в Индию, состоявшегося в начале октября, был подписан контракт на поставку в эту страну пять полков новейшего зенитно-ракетного комплекса С-400 "Триумф".

Стоимость контракта - около 5,5 млрд долл., начало поставки - 2020 г. Дели также планирует закупить у России четыре военных корабля общей стоимостью 2,5 млрд долл. Однако контракт на поставку С-400 является не столько военно-экономической сделкой, сколько геостратегической игрой Москвы с Вашингтоном.

Индия стала третьим покупателем этого зенитно-ракетного комплекса после Китая и Турции. Но сделка с Россией по покупке С-400 удивляет многих тем, что ее совершило правительство, которое в Индии считают проамериканским. Дели же обосновывает свое решение тем, что советское и российское вооружение составляет свыше 60% индийского арсенала и нуждается в обновлении. Это обстоятельство должно, по задумке индийских политиков, служить смягчающим основанием в вопросе американских санкций против России.

Теоретически сделка может вызвать раздражение у Китая - главного регионального соперника Индии. Но, судя по всему, она прошла при молчаливом согласии Пекина: министр обороны КНР побывал в Индии буквально за месяц до заключения российско-индийского договора. К тому же и Москва, и Дели, скорее всего, будут представлять данную сделку в контексте конфликтных отношений между Индией и Пакистаном, а также угрозы безопасности стран региона, исходящей от Афганистана. Россия, в свою очередь, будет заверять Китай в том, что данная ракетная система выполняет сугубо оборонительные функции.

Похоже, Россия стремится вовлечь Индию в некий многосторонний региональный альянс с Китаем в Азиатском регионе. Для этого ей необходимо унять страхи Дели в отношении своего соседа. В принципе, Дели усматривает в деэскалации противостояния с Пекином возможность кардинально снизить военно-политическую напряженность в регионе, что избавит от необходимости отвлекать ресурсы на формирование широкого альянса с другими странами - от Вьетнама до Австралии и Японии - в противовес КНР.

Китай же, в случае стабилизации отношений с Индией, получает в Юго-Восточной Азии союзника в реализации своей долгосрочной стратегической программы "Один пояс - один путь", более известной как "новый Шелковый путь". Ведь стороны заинтересованы в том, чтобы взять под контроль ситуацию в Афганистане, особенно в противовес США.

Реализация региональной модели безопасности с участием Дели и Пекина и при посредничестве Москвы (а такова, по всей видимости, стратегическая цель Кремля) открывает путь к реализации в Азии масштабных энергетических проектов России, включающих и газопровод из России в Индию через Афганистан.

Соглашения в сфере энергетики стали еще одним звеном в укреплении "особо привилегированного стратегического партнерства" между Индией и РФ, помимо ВТС. Согласно подписанным соглашениям, "Росатом" поставит шесть новых ядерных реакторов в Индию в ближайшие два десятилетия. Стороны намерены сотрудничать в реализации ядерно-энергетических проектов в третьих странах (Индия и Россия подписали в марте 2018 г. меморандум о партнерстве с Бангладеш в строительстве первой в этой стране ядерной станции).

Также Индия будет наращивать объем инвестиций в нефтегазовую отрасль России. С крупными российскими энергокомпаниями "Роснефть", "Газпром", "Новатэк" подписаны соглашения об инвестициях и сотрудничестве в разработке новых месторождений на Дальнем Востоке России, а также в производстве сжиженного газа. Российский президент пригласил Индию к участию в разработке арктических энергетических ресурсов; сотрудничество в этой сфере, в частности, предполагает и развитие Северного морского пути с Дальнего Востока в Европу.

Кроме того, договоренности с Путиным подготавливают почву для новой сделки между Дели и Тегераном о поставке иранской нефти. Решение по этому вопросу ожидается уже в ноябре 2018 г.

Решение Индии о покупке российской системы вооружения поставило США в щепетильное положение. Санкционная политика Соединенных Штатов в этой сфере уже столкнула их с Турцией и Китаем: из-за аналогичного контракта Вашингтон в сентябре ввел санкции против Пекина. США же не хотят портить отношения с ключевым партнером в регионе Юго-Восточной Азии и Индийского океана.

Реакция США по горячим следам сделки более чем сдержанная. Но, скорее всего, жесткий ответ Белого дома будет иметь отсроченный характер, пока не будут зафиксированы первые реальные шаги по поставке вооружения. Так, хотя российско-китайский контракт на поставки С-400 был подписан еще в 2015 г., санкции против Китая были введены только в 2018 г.

Но более серьезный вызов для американской внешней политики предъявляет согласование допустимой уступки в этой сделке с комплексом международной санкционной политики США, прежде всего против России и Ирана. Планы Индии по приобретению российского вооружения и по дальнейшей покупке иранской нефти идут вразрез с политикой американской администрации.

В случае острой реакции США, дальнейшее сближение России и Индии послужит реализации российских планов по подрыву позиции доллара на международных рынках. Индийские и российские партнеры уже обсуждают пути перехода в торговле на национальные валюты или на любую другую валюту, в том числе в евро, для преодоления американских санкций. (По данным индийских источников, соглашение предусматривает 15% авансовых платежей. Для расчета может быть задействован механизм "рубль - рупия"). Дели также изучает на правительственном уровне механизм взаиморасчета с Тегераном в национальных валютах в обход американских санкций; Индия и в дальнейшем намерена покупать иранскую нефть, несмотря на угрозы Америки.

Шум вокруг визита российского президента и подписания контракта на поставки С-400 затеняет то, что вес России во внешних отношениях Индии в последние десятилетия постепенно снижается. Так, торговый оборот между Индией и США превышает 120 млрд долл., в то время как российско-индийский едва достигает 15 млрд долл. Большинство же соглашений, подписанных в ходе нынешнего визита российского президента, имеют чисто декларативный характер.

Но Россия наметила шаги для изменения баланса сил в азиатском регионе в свою пользу. Просматривается ее желание использовать опыт, приобретенный в Сирии, который позволил застолбить свою роль в отношениях между основными игроками ближневосточного региона, в том числе между Турцией и Ираном. Соединенным Штатам необходимо серьезно и обдуманно относиться к этому вызову и его проявлениям в других макрорегионах мира.