UA / RU
Поддержать ZN.ua

Греция обнадежила Европу

Как в случае с Грецией, так и в еврозоне в целом, только чудо поможет исправить ситуацию, очень быстро становящуюся критической.

Автор: Алексей Коваль

Результаты досрочных выборов в Греции 17 июня получились почти такими, какими их хотели видеть те, кто принимал решение об их проведении в прошлом месяце, и такими, как ожидали в Европе. Правоцентристская партия «Новая демократия», набрав на выборах 29,7%, с 129 мандатами упрочила свои лидирующие позиции и получила возможность сформировать новое правительство со своими давнишними оппонентами - социалистами ПАСОК, которые провели в парламент 33 депутата. Кроме того, к коалиции привлекли 17 парламентариев от партии «Демократических левых». Они выступают за сохранение членства Греции в еврозоне, хотя и не поддерживали политику жесткой экономии, которую Брюссель и кредиторы навязали Афинам.

Таким образом, коалиции будет обеспечена поддержка 179 депутатских голосов из 300. В то же время блок СИРИЗА (Коалиция радикальных левых сил) хотя и улучшил свой результат с 17% на предыдущих выборах до 27% на нынешних, будет теперь в оппозиции. У европейцев прошла головная боль от требований лидера левых Алексиса Ципраса пересмотреть договоренности Афин с иностранными кредиторами, которые могли привести к политическому кризису в Греции, рассорить страну с МВФ и Брюсселем, углубить европейский кризис.

Однако греческие выборы так и не дали ответы на главные вопросы, стоящие на повестке дня в Афинах, и не приблизили Евросоюз к пониманию, как противостоять кризису, который только усугубляется.

Можно сказать, что в Греции все вернулось на круги своя: политические силы, которые брали займы и обещали иностранным кредиторам выполнить программу жестких экономических мер, снова оказались у руля власти. Греческое правительство «национального единства» сменило вывеску на правительство «национального спасения», отражая тем самым кризис, в котором находится страна. Но, видимо, самое главное - в Афинах будет сохранена преемственность политического курса.

Европейские политики и кредиторы из МВФ и Европейского центрального банка так обрадовались этому обстоятельству, что уже спустя несколько часов после завершения выборов намекнули: если греки быстро сформируют «проевропейское» правительство, то они готовы пересмотреть ряд положений Меморандума о взаимопонимании Греции с кредиторами и чуть ослабить свое давление на Афины. То есть Европа и МВФ теперь согласились на то, что еще месяц считали невозможным, когда такого пересмотра требовала СИРИЗА.

Несмотря на такой неожиданный подарок будущему греческому правительству, переговоры о формировании коалиции продолжались все положенные по закону три дня, и только вечером в среду лидер «Новой демократии» Антонис Самарас принес присягу в качестве нового греческого премьера.

Политические баталии последних месяцев позади, но с повестки дня не сняты самые острые вопросы: каким образом греческое правительство собирается выполнять обязательства перед кредиторами (ведь оно и ранее их нарушало), где возьмет деньги для того, чтобы уже в июле выплатить зарплату госслужащим и пенсии пенсионерам. К власти в Греции снова пришли политические силы, которые в целом несут ответственность за то, что греческая экономика доведена до бедственного состояния.

Главный итог греческих выборов в целом не утешителен. Избиратели в Греции, несмотря на общее неудовлетворение политикой «жесткой экономии», не воспользовались шансом изменить политический ландшафт страны. Но что также интересно, ведущие греческие политики не предложили избирателю каких-либо новых идей, которые стране так необходимы - поиск внутренних резервов и стимулов для исправления экономической ситуации, слом старой политической системы, в которой доминируют партии, созданные по семейному или клановому принципу.

В этом смысле в ходе выборов и 6 мая, и 17 июня греки упустили возможность задать для своей страны несколько иную траекторию движения. Ведь даже появление блока СИРИЗА, который из разношерстного объединения левацких и троцкистских партий, вдруг превратился в мощного конкурента Всегреческого социалистического движения (ПАСОК), при определенных условиях мог быть такой альтернативой. И даже неожиданные результаты ультраправой партии «Золотой рассвет», которая получила 7% и в мае, и в июне, также должны быть серьезно проанализированы, поскольку эта партия смогла сформировать свою альтернативную повестку дня для части избирателей, показав крупным партиям, как конкретно следует вести борьбу за голоса на локальном уровне.

Не только греки, но, очевидно, и европейцы в целом, боятся перемен. Так, уже после греческих выборов между политиками Евросоюза произошла острая дискуссия по поводу того, следует ли ускорить выделение грекам финансирования и какие положения из прошлых договоренностей Афин с тройкой кредиторов могут быть пересмотрены. Грекам сразу дали понять, что жесткие требования в сфере урезания госрасходов, «замораживания» социальных выплат и непопулярную пенсионную реформу (которые в Афинах хотят пересмотреть в первую очередь) кредиторы менять не будут ни при каких условиях. Максимум на что пойдут - дадут грекам больше времени на выполнение уже достигнутых договоренностей и выход греческой экономики на согласованные с кредиторами рубежи. Дальнейшие послабления и выделение для Афин очередных траншей финансовой помощи будут зависеть от успехов реформ, а фактически от выполнения договоренностей с кредиторами.

В то же время канцлер Германии Ангела Меркель выступила с однозначной критикой существенных «поощрений» для греков. Таких широких жестов не поняли бы ее избиратели, а также, по мнению главы немецкого правительства, «поблажки» для Греции подорвали бы общеевропейскую систему антикризисных мер, жесткой финансовой дисциплины и бюджетной экономии. К тому же, например, для Ирландии и Португалии, также получивших помощь, никто никаких поблажек делать не собирается.

Однако на практике все эти защитные барьеры против кризиса, которые с такой тщательностью возводили в Берлине и в Брюсселе, не работают. Пока все следили за Грецией, ситуация в еврозоне в целом продолжала ухудшаться, прежде всего в периферийных странах юга континента. Так, стоимость обслуживания долговых обязательств Испании и Италии достигла критических уровней, и Мадриду уже в ближайшие дни потребуются многомиллиардные вливания для поддержания на плаву финансовой системы. Ухудшились экономические показатели и самой немецкой экономики. Но Евросоюз продолжает спасать отдельные страны, отказываясь признать общеевропейский и системный характер кризиса.

Видимо, поэтому европейские политики оказались под шквалом критики со стороны близких и далеких партнеров. Это в полной мере проявилось в ходе встречи лидеров «большой двадцатки» в Мексике в начале недели. Руководители Соединенных Штатов, Китая и Индонезии не стали скрывать раздражение по поводу того, что европейцы уже два года не могут выработать действенные меры для обуздания проблем еврозоны. По мнению лидеров этих стран, затянувшийся европейский кризис уже имеет глобальные измерения, а посему может потребовать участия в его разрешении других государств и международных организаций, а также мер всеобщего характера по его нейтрализации. Впрочем, пока все еще верят, что монетарный союз и сама идея евро будет спасена, причем самими европейцами.

В Мексике европейские лидеры оправдывались тем, что в глобальных антикризисных мероприятиях ЕС является одним из основных участников, и, например, общий взнос стран Евросоюза в увеличение антикризисного фонда МВФ на 450 млрд. долл. составляет почти половину от данной суммы. Однако в основном партнеры давили на европейцев за то, что за прошедшие месяцы политики Европейского Союза так и не смогли разработать стратегию роста и стимулирования для экономики Еврозоны, могущей стать альтернативой мерам экономии, которые, по сути, загоняют Европу все глубже в трясину кризиса.

Европейцы сообщили, что у них уже идет работа, как дополнить монетарный союз стран еврозоны более широким экономическим союзом, а на первом этапе создать в его рамках фискальный и банковский союз и, как следствие, затем более интегрированную политическую организацию. Однако все это весьма отдаленная перспектива, и единства по эти всем проектам нет. Кроме того, за последние месяцы согласия между лидерами ЕС не стало больше, а даже наоборот - Германия хочет, чтобы политические решения предшествовали экономическим, Франция же за то, чтобы экономические решения принимались быстрее остальных. Как выразился уходящий на покой глава Всемирного банка Роберт Зеллик, мир ждет от европейцев ответа, что они собираются делать. И предсказал: если мы не увидим решительных шагов со стороны ЕС в ближайшее время, МВФ может пересмотреть свое участие в программах помощи странам еврозоны или потребует от них дополнительных финансовых обязательств за свое участие в программах кредитования таких стран, как Греция.

Сделать свой выбор европейские политики смогут 28-29 июня в ходе очередного саммита ЕС. Однако, как в случае с Грецией, так и в еврозоне в целом, только чудо поможет исправить ситуацию, очень быстро становящуюся критической.