18 лет - столько пришлось ожидать открытия на границе с Польшей второго после Шегинь пункта пропуска (ПП), доступного для пешеходов и велосипедистов.
1 июля 2015 г. пешеходно-велосипедный коридор торжественно открыли на переходе Долгобычув-Угринов, что на севере Львовской области. Коридор заработал как экспериментальный - официально только до 31 декабря, но уже после первого месяца его функционирования люблинский воевода заявил: эксперимент успешный, пешеходные пункты пропуска действительно необходимы.
Руководитель Люблинского воеводства Войцех Вильк признал то, о чем уже давно говорили активисты общественного движения за открытие пунктов пропуска такого типа, - пешеходное движение на границе оправдывает себя, и любые его ограничения безосновательны. Целесообразность сохранения пешеходного коридора в Долгобычуве-Угринове как постоянного и открытия их на других автомобильных ПП признала как польская, так и украинская сторона. И хотя на приведение границы в соответствие с современными стандартами нужно еще много времени, возможно, именно 2015 г. окажется переломным в длительном прощании с "совком" и процессе европеизации западных границ Украины. Наверное, об этом можно будет сказать только при условии, что достигнутые сейчас договоренности действительно будут соблюдаться. А это сейчас не очевидно.
Сталинские стандарты закрытости во времена евроинтеграции
Печально, но факт - "совковая" привычка скрывать информацию о границе от общественности до сих пор не изменилась. Речь не идет о чем-то, что связано с обороной и безопасностью польского и украинского государства или обозначено грифом "совершенно секретно". В таких случаях все понятно. Однако вопрос обустройства пунктов пропуска, планы польского и украинского государств по инвестициям в их строительство, реформирование процесса организации пропуска пассажиров к такой категории не принадлежат.
Подчиненные МВД Польши и Украины структуры как огня боятся общественных консультаций, которые уже стали стандартом в едва ли не всех остальных ведомствах, по крайней мере в Польше. Например, в том же министерстве экономики или министерстве инфраструктуры такие слушания устраивают, и эти ведомства становятся все открытее для граждан. С вице-премьером - министром экономики Янушом Пехоцинским простой поляк или украинец может связаться хотя бы в Фейсбуке, и их мнение, если оно справедливое, учтут. Хотя польские чиновники очень часто относятся к обязанности организовывать общественные слушания сугубо формально - например, дают объявление о них так, чтобы их никто не заметил. Однако только два польских ведомства полностью пренебрегают общественным мнением и не дают гражданам даже формальной возможности повлиять на принимаемые ими решения. Это - МВД и еще в большей степени - МИД Польши.
Такое впечатление, что эти министерства - этакий остров "совка" в океане евросоюзовской современности. Понурые функционеры в униформах пограничной стражи, всевластные директора департаментов МИД, многие из которых - с прошлым в коммунистических спецслужбах. Этим офицерам и директорам никакие общественные слушания ни к чему. Возможно, и из-за этого ситуация на границе и с визами такова, как сейчас. Кто пробовал открыть польскую шенген-визу или постоял несколько часов на автомобильном ПП, знает, о чем идет речь.
Именно закрытость структур МВД и МИД от общественности и является ответом на вопрос, почему к таким очевидным выводам, о которых пойдет речь ниже, чиновники пришли только теперь. А тем временем о необходимости открыть пешеходные пункты пропуска и ввести совместный польско-украинский паспортный и таможенный контроль активисты говорили еще в начале 1990-х…
О чем договорились польские и украинские чиновники
Информацию о договоренностях и планах, о которых - ниже, вы напрасно будете искать на страницах польского и украинского министерств внутренних дел. И это несмотря на то, что в Польше такие документы должны были обнародовать в государственном Бюллетене публичной информации.
Итак, попробуем кратко описать наиболее существенные договоренности подчиненных МВД структур Польши и Украины в вопросах, связанных с реформированием общей границы.
Во-первых, во всех пунктах пропуска будет наконец введен совместный польско-украинский контроль. Сейчас он функционирует на ПП Кросценко-Смильница, Зосин-Устилуг, Будомеж-Грушев и Долгобычув-Угринов. На очереди - ПП Медика-Шегини, Корчова-Краковец, Гребенное-Рава-Русская и Дорогуск-Ягодин. Для этого нужно провести их реконструкцию, которая будет продолжаться по меньшей мере несколько лет и на что необходимы средства, которых в госбюджетах Польши и Украины в ближайшие годы точно не будет.
Во-вторых, все новые пункты пропуска должны быть обустроены по принципу: одно государство (Польша или Украина) строит пункт пропуска полностью на своей территории, где и будет осуществляться совместный польско-украинский контроль. Также во всех новых ПП обязательно должны быть предусмотрены терминал и коридор для пешеходов (именно так поляки запроектировали новый ПП Мальговице- Нижанковичи вблизи Перемышля, который должен заработать в 2017 г.) Последние три ПП (Будомеж, Долгобычув и Мальговице) строили поляки, поэтому, согласно полуофициальным (потому что нигде официально не опубликованы) договоренностям, следующие пункты пропуска должна строить Украина. То есть вопрос открытия давно нужных ПП Збереже-Адамчуки, Крылив-Кречив и Смольник-Боберка (или других вместо них) - полностью в компетенции Украины, которая на принципах паритета должна теперь построить их полностью на своей территории, за свои деньги (одолженные или подаренные, например, из фондов ЕС), включая помещения для пунктов польских таможенной и пограничной служб и обязательными пешоходно-велосипедными коридорами.
В-третьих, приблизительно половина польского 100-миллионного (в евро) кредита для Украины должна быть направлена на приведение украинских пунктов пропуска и подъездных дорог в соответствие с европейскими стандартами. Тут и находим ответ на вопрос, где нищая Украина, которая противостоит российской агрессии, возьмет средства на открытие пешеходного коридора в Раве-Русской или обустройство нового пункта пропуска Збереже-Адамчуки полностью собственными силами на своей территории.
Все это возможно, если перестанут воровать. Вот несколько цифр. Из 100 млн евро польского кредита на пограничную инфраструктуру должна пойти приблизительно половина. Это 200 млн злотых (перерасчет на злотые целесообразен, поскольку исполнителями должны быть в основном польские фирмы - это одно из условий предоставления кредита). Строительство украинской части пешеходной инфраструктуры ПП Рава-Русская стоит приблизительно 3 млн злотых. Весь новый автомобильно-пешеходный ПП Збереже-Адамчуки - это 20–30 млн злотых. Строительство и модернизация подъездных дорог ко всем имеющимся и запланированным ПП с украинской стороны на расстоянии 5–10 км от границы будет стоить приблизительно 100 млн. Таким образом, средств из польского кредита должно хватить и на подъездные дороги, и на Збереже-Адамчуки, и на то, чтобы приспособить Раву-Русскую и еще два автомобильных ПП для пешеходного движения и введения совместного польско-украинского контроля. И еще останется примерно
50 млн на "мелкие расходы".
Кстати, кроме польского кредита Украина еще может рассчитывать на финансовую поддержку фонда ЕС "Польша-Беларусь-Украина" и на госбюджет Украины. Так что можно говорить уже не о 200, а о 500 млн злотых, или 125 млн евро, которые Украина может использовать на улучшение пограничной инфраструктуры только в 2015–2017 гг. Неплохая сумма, в пять раз больше, чем на эти же годы выделила сама Польша для инвестиций в строительство на своей восточной границе (максимум 100 млн злотых на все вместе взятые объекты на границе с Россией, Беларусью и Украиной). Так что аргумент, что "в Украине война и нет средств" не срабатывает - если, конечно, за эти деньги не построят какое-то новое Межигорье, если поляки сдержат свое обещание предоставить кредит, а Украина, взяв его, использует деньги по целевому назначению - на обустройство упомянутых ПП.
И, в-четвертых: по предварительным договоренностям, временный пока что (до 31 декабря
2015 г.) пешеходный коридор на пункте пропуска Долгобычув-Угринов в дальнейшем будет действовать постоянно, а следующие пешеходные коридоры будут открыты на ПП Рава-Русская-Гребенное, Зосин-Устилуг и Дорогуск-Ягодин. Об этом уже официально заявил люблинский воевода Войцех Вильк, а Государственная пограничная служба Украины подтвердила, что идею поддерживает, если, конечно, найдутся деньги. О том, что найдутся (польский кредит и еврофонды), говорилось выше.
И последнее: правительство Яценюка наконец признало, что Таможенная служба Украины коррумпирована и требует радикального реформирования. В связи с этим якобы планируется поручить управление таможней британцам. Что из этого получится и не останется ли все только декларацией - говорить рано. В начале президентства Ющенко также обещали, что будут бороться с коррупцией, и все в те намерения верили. Во всяком случае, хорошо, что хотя бы что-то планируется. Поверим, что после создания новой патрульной службы все же возьмутся за реформирование таможенной и пограничной служб.
"Итальянская забастовка" польских таможенников
Все вышеизложенное звучит вдохновляюще. Но, учитывая темпы, с которыми открывают новые пункты пропуска, оптимизм уменьшается. Последний пешеходный пункт пропуска, до открытого 1 июля этого года на ПП Долгобычув-Угринов, открыли в далеком 1997 г. (Медика-Шегини). Новый автомобильный ПП открыли в 2002-м (Кросценко-Смильница), а после того следующие - в 2013-м (Будомеж-Грушев) и в 2014-м (автомобильная часть ПП Долгобычув-Угринов). А еще в 2009 г. поляки обещали, что к Евро-2012 откроют восемь новых пунктов пропуска, а открыли только два - Будомеж и Долгобычув, и то после чемпионата.
О необходимости ввести совместные польско-украинские проверки говорилось еще во времена раннего Ющенко. Но реальный график открытия очередных пунктов пропуска имеет такой вид: Мальговице-Нижанковичи- 2017-й, Збереже-Адамчуки - 2018–2020 (если Украина его построит), следующий ПП - уже после 2020-го, а то и, возможно, после 2025 г. Напомним, что согласно европейским стандартам, пункты пропуска должны быть расположены через каждые 15 км (сейчас - через каждые 60 км). С такими темпами достигнем европейского стандарта общей с Польшей границы, вероятно, между 2200-м и 2285 г.
Однако, скажете, поляки и украинцы договорились. Выше говорилось, о чем именно, - и выглядит это весьма оптимистично. Все правда. Но нынешняя "совковая" практика замалчивания структурами польского и украинского МВД и МИД всех решений и договоренностей о развитии пограничной инфраструктуры может все эти планы свести на нет. "Ну, договорились о совместном контроле и пешеходных переходах - и что?.. Это же была неофициальная встреча, нет официальных стенограмм", - скажут чиновники, если планы так и останутся планами. Или, что более вероятно, ничего не скажут. Даже в неофициальном разговоре. Все, не было никаких договоренностей, все выдумали (как это произошло в 2009 г. с государственной программой правительства Дональда Туска по строительству восьми новых ПП к Евро-2012, о которой сейчас не найдете и упоминания на польских официальных правительственных страницах - только архивные отклики в СМИ).
В конце концов, поводов опасаться больше. Каждый, кто часто путешествует на автомобиле в Польшу, знает, что в Медике - Шегинях, Корчовой - Краковце, Гребенном - Раве-Русской и Дорогуске - Ягодине стоять приходится по 3–4 часа, а то и больше. Это связано, с одной стороны, с коррупционными механизмами, с другой - с контрабандой сигарет, с которой поляки на самом деле не борются, и с якобы нарочно медленным обслуживанием путешественников польскими пограничниками и таможенниками. Приезжаешь на границу, будто и нет очереди, перед тобой буквально пять автомобилей - а стоишь два часа. Польские пограничник и таможенник проверяют твою машину полчаса, при этом не так чтобы тщательно осматривали ее, а просто берут паспорт и где-то исчезают на 20 минут. В автобусах тоже такая же ситуация: автобус приезжает на границу первым, а все равно приходится ждать час, пока польский пограничник вообще придет и возьмет паспорта. Следующий час - пока их вернет. И еще час - пока придет таможенник, чтобы провести таможенный досмотр, который происходит намного быстрее, чем его ждешь.
Когда сидишь четвертый час в машине или автобусе на границе, заходишь в Интернет, а там на государственном сайте granica.gov.pl - информация о том, что время ожидания пересечения границы на вашем пункте пропуска именно в этот момент составляет нуль часов нуль минут. Или, реже, 1–
2 часа. И это не ошибка, а стандартная фальсификация. И такие отчеты передаются в варшавскую централу, и руководители МВД и таможенной и пограничной служб в эти данные верят, потому что сами они никогда не были инкогнито на границе, общественных слушаний не признают. Так откуда им знать, что эти официальные данные - просто ложь?
Именно из-за такой постоянной "итальянской забастовки" на автомобильных пунктах пропуска спасением для многих является возможность пересечь границу пешком. Поляки из Кракова или Вроцлава уже давно поняли, что ехать в Украину на машине себе дороже. Лучше поездом до Перемышля, потом маршруткой до границы, пересечь границу пешком (буквально за пять минут), и дальше - маршрутка Шегини-Львов. Возможно, не слишком комфортно, но намного быстрее, чем ехать автомобилем, автобусом или поездом. И к тому же дешевле. Аналогичная схема заработала теперь и на ПП Долгобычув-Угринов и заработает на ПП Гребенное-Рава-Русская, когда там откроют пешеходный переход. Это может произойти в 2016 г. Если, конечно, деньги из польского кредита для Украины пойдут по назначению, а принятые решения не останутся только на бумаге.