UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГОВОРИМ О РОССИИ — ПОДРАЗУМЕВАЕМ УКРАИНУ...

Русская мафия существовала всегда. Во времена бывшего СССР она действовала под крышей компартии и...

Автор: Вадим Нефедов

Русская мафия существовала всегда. Во времена бывшего СССР она действовала под крышей компартии и КГБ, во времена перестройки судорожно искала новые формы и сферы деятельности, а в постсоветский период, не довольствуясь рамками СНГ, прочно основалась за рубежом, заполнив в преступном бизнесе ниши, свободные от влияния Коза-Ностры, Якудзы и других известных мафиозных организаций. Основными действующими лицами российского преступного мира стали не убийцы и воры в законе, а бывшие секретари и инструкторы комитетов партии и комсомола. Имея необходимые связи еще со времен советской власти, отмыв партийные деньги, они нахрапом бросились в бизнес, игнорируя общепринятые нормы ведения дел и заключения договоров. Председатель комиссии Палаты представителей США Бенджамин Гилман очень точно заявил, что КПСС была единственной партией в современной истории, которая обогатилась за счет своих собственных похорон.

Закончились времена, когда русскую мафию окутывала дымка романтизма, когда о ней только писали книги, снимали фильмы и рассказывали анекдоты. Организованная преступность в благоприятной среде становления новых экономических отношений прочно стала на ноги и потянулась к штурвалу государственной власти. Одновременно, она стала проникать во все большее число зарубежных стран, действуя на сегодня в более чем 50 из них. Размещая свои штаб-квартиры в России, преступные картели создают угрозу для формирования молодых демократий в развивающихся странах Центральной Азии и Латинской Америки, в то же время составляя прямую и непосредственную угрозу для развитых стран Запада.

Используя современные возможности по быстрому перемещению товаров и финансовых средств по всему миру, мафиозные группировки растут, как на дрожжах, подкупая парламентариев, манипулируя рынками, валютами, внедряясь в банковские компьютерные сети, участвуя в контрабанде наркотиков и незаконной торговле оружием.

Как и следовало ожидать, наибольшая волна организованной преступности из стран бывшего СССР (кстати, именно она ассоциируется с понятием «русская мафия») охватила Североамериканский континент и, прежде всего, США, куда направляется наибольшее число эмигрантов из нашей бывшей общей родины.

По словам генерального прокурора Калифорнии Лангена, преступные группировки из России за последние несколько лет нанесли убытки штату на сумму в 2 млрд. долларов, в основном за счет утаивания налогов на нефтепродукты в то время, когда на них был наивысший спрос. Вообще, махинации на рынке топлива являются любимой сферой деятельности русских мафиози. Однако они не брезгуют и торговлей наркотиками, финансовыми махинациями, кражами автомобилей, проституцией и т.д. Генеральный прокурор был шокирован теми способами, которыми пользуются русские. Кроме утаивания налогов с помощью подложных документов, они создают фиктивные компании, которые фальсифицируют топливо, подмешивая в него различные добавки, сбивают градуировку счетчиков на бензоколонках и просто продают топливо низкого качества по цене высокого. Часто эти группировки стараются вытеснить с рынка своих честных конкурентов, используя запугивание, похищения людей и взрывы бомб в офисах и домах несговорчивых бизнесменов.

Не лучше обстоят дела и в штате Нью-Йорк. Заместитель генерального прокурора штата по борьбе с организованной преступностью Эрик Сейдел заявил, что здесь русские также создают компании, которые являются крышей для различного рода незаконной деятельности. Так, один из русских эмигрантов за период 1993-1995 годов создал около 3500 различных фиктивных компаний. Через их финансовые счета прошли миллионы долларов прибыли, полученной от преступной деятельности в бывшем Советском Союзе. Фиктивные компании использовались также для оформления вызовов российским гражданам для незаконного получения ими виз для въезда в США и разрешения на работу в них. Для обслуживания банковских счетов этими компаниями были получены кредитные карточки, которые затем были проданы третьим лицам для пользования ими в России. Естественно, счета за товары, приобретенные по этим карточкам, не были оплачены. Другие области преступной деятельности русской мафии в Нью-Йорке - это медицина и фальсификация медпомощи, когда получаются деньги за неоказанные услуги и непоставленные товары; получение страховок и пособий по подложным документам; изготовление фальшивых бланков, чеков, кредитных карточек и денег. И, наконец, русские преступные группировки просто совершают убийства, торгуют наркотиками, занимаются рэкетом, грабежом, кражами автомобилей и товаров в магазинах самообслуживания, контролируют проституцию. По утверждению Сейдела, русские мафиозные группы отличаются от итальянских или латиноамериканских тем, что они не построены по принципу «семьи», в них отсутствует иерархия и они собираются вместе только для совершения очередного преступления.

Преступная деятельность этих группировок обрела такой размах, что проблемой их нейтрализации вынуждены были заняться представители высших кругов исполнительной и законодательной власти страны. 30 апреля этого года в комитете Палаты представителей Конгресса США по международным отношениям прошли беспрецедентные слушания по проблеме угрозы национальной безопасности государства со стороны российской организованной преступности. В слушаниях приняли участие директор ЦРУ Джон Дойч и директор ФБР Луис Фри.

По заявлению Дойча, деятельность преступных группировок из России действительно ставит под угрозу национальные интересы США. Она находится под пристальным вниманием ЦРУ по двум причинам. Во-первых, исходя из того, что США заинтересованы в поступательном движении России, страны, обладающей значительным ядерным потенциалом, к демократии и рыночным отношениям в экономике, они весьма озабочены подрывным действием, которое оказывает криминализация всех сфер российской жизни на политическую, экономическую и социальную стабильность страны. Во-вторых, криминальные группировки из России представляют собой значительную опасность и за границами РФ и других стран бывшего СССР. Участвуя в контрабанде наркотиков, оружия и другой запрещенной продукции, они проникают в другие страны, и в США в том числе.

Оценивая угрозу организованной преступности демократическому развитию России, Джон Дойч заявил, что связь, существующая между руководящей элитой государства и, криминальными элементами сводит на нет все усилия руководства РФ заставить ее граждан поверить в социальную справедливость, равность возможностей и перспективу повышения их жизненного уровня. По мнению директора ЦРУ, мафия получила возможность внедрения в постсоветскую экономику по таким причинам:

1. Стремительный развал системы центрального планирования и быстрая приватизация государственных предприятий создали обширные возможности для личного обогащения отдельных личностей.

2. Это создало благоприятную почву для процветания взяточничества и коррупции среди представителей властных структур России.

3. В РФ до этих пор не созданы государственные структуры, которые могли бы взять эти процессы под контроль.

4. Российские структуры борьбы с преступностью страдают недостатком квалифицированного персонала, финансирования и ко всему этому поражены коррупцией сверху донизу.

По признанию самих русских бизнесменов, 70-80% частных компаний вынуждены тратить на взятки 10-20% получаемой прибыли, а структуры теневой экономики ежемесячно переводят на счета зарубежных банков до $1,5 млрд. Мафия установила контроль над такими прибыльными отраслями экономики России, как энергетика, металлургия, строительство, банковский бизнес, розничная торговля и транспорт.

Коррупция, пронизавшая все элементы государственной власти, благоприятствует безнаказанной деятельности криминальных группировок. Так, директор ЦРУ заявил, что его организация располагает достоверными сведениями о связях даже представителей Государственной думы с преступным миром. А насилие, вызванное мафиозными разборками, стало обычным явлением российского бытия. Число убийств в России за последние три года удвоилось и сегодня почти в два раза превышает их количество в США.

Все это порождает у населения уверенность в том, что демократия и рыночные реформы явились единственной причиной растущего беззакония, и увеличивает численность сторонников возвращения к политике «твердой руки».

Распространение преступности в России значительно усложняет деятельность здесь американских и других западных компаний. Сомнительные фирмы местного происхождения, имеющие тесные связи с мафией, обставляют их в конкурентной борьбе, пользуясь своим влиянием на представителей власти. Это, конечно, усложняет приток зарубежных инвестиций в российскую экономику, которая в них так нуждается.

Другой особенностью деятельности «русской мафии» является ее международный характер. Русские криминальные картели активно занимаются незаконной торговлей оружием, поставляя его представителям враждующих сторон в регионах локальных конфликтов по всему миру, а также вооружая бандитские группы в различных странах. В эту деятельность вовлечены и российские военные, в среде которых также процветает коррупция. Нищенское существование офицерского корпуса толкает его представителей на сотрудничество с преступниками, продавая им краденые образцы вооружений. Все это сейчас является обычной практикой в вооруженных силах России.

По оценкам Дойча, основными регионами деятельности российских преступных групп являются страны Центральной и Восточной Европы, где, кроме контрабанды оружия и наркотиков, они контролируют такие сферы, как кражи автомобилей и переправка их для реализации в страны СНГ, а также валютные махинации. Разведывательное сообщество США не имеет непосредственных доказательств того, что они занимаются торговлей сырьем для ядерного и химического оружия или сотрудничают с террористами. Однако такая их деятельность директором ЦРУ не исключается.

Если работа разведывательных структур по пресечению деятельности «русской мафии» заключается только в сборе информации о ее лидерах, инфраструктуре, сетях и методах деятельности, то непосредственную борьбу с ней ведет ФБР. Кроме выполнения своих непосредственных задач на территории США, ФБР, по словам его директора Луиса Фри, сотрудничает с аналогичными структурами в других странах, в частности с МВД в России, для упреждения проникновения преступных элементов в США. Так, в Будапеште под эгидой ФБР была открыта академия для обучения представителей правоохранительных органов стран ЦВЕ. В прошлом году в ней обучалось около 100 человек, а в этом эта цифра будет удвоена. Среди них значительное число офицеров представляло именно Россию. Л.Фри уверен, что, кроме получения необходимых знаний и навыков, академия способствует созданию своеобразной «сети», благодаря которой представители правоохранительных органов разных стран могут затем контактировать между собой на личном уровне по вопросам, требующим незамедлительного решения.

Кроме этого, ФБР имеет своих представителей в некоторых странах бывшего СССР. Так, в Москве работают сейчас два агента ФБР, которые за два года приняли участие в расследовании более чем 300 дел, имеющих международный характер и затрагивающих интересы США. Исходя из такой огромной нагрузки, Фри запросил у Министерства юстиции и Госдепартамента США место для еще одного своего агента в Москве. Директор ФБР уверен, что такая деятельность ФБР стоит денег, которые на нее тратятся. Ведь она необходима не только для поддержания демократических преобразований в России, а в первую очередь для защиты интересов американских инвесторов в этой стране.

Обсуждение докладов Дойча и Фри конгрессменами было довольно бурным. По мнению большинства членов комитета по иностранным делам, руководители ЦРУ и ФБР оценивают ситуацию слишком оптимистично и приуменьшают ту угрозу, которую для США несет организованная преступность из России. Например, конгрессмен-республиканец Эд Ройс заявил, что по его мнению Россия представляет собой криминальное государство, указывая на работу государственных структур страны в тандеме с преступными группировками. Он отметил, что, рассматривая вопрос выделения $10 млрд. кредитов для России, необходимо иметь в виду, что приблизительно такая же сумма за последние несколько лет была присвоена мафиозными структурами, действующими в этой стране.

Любопытным было выступление бывшей сотрудницы Министерства юстиции профессора Американского университета Луизы Шелли. Она заявила, что характерной чертой деятельности организованной преступности в России является экспорт капитала из страны за рубеж. За время, прошедшее после распада СССР, отсюда было вывезено около $150 млрд., значительная часть из которых принадлежала преступному бизнесу. Мафия прочно обосновалась в банковском деле. По различным оценкам она контролирует от 50 до 80% российских банков. Приватизация привела к перетеканию государственных ресурсов в руки преступных синдикатов. В отличие от других стран, которые имели подобные проблемы (Колумбия, Мексика и Италия), где эти синдикаты со временем стали инвестировать экономику собственной страны, в России они использовали приватизацию исключительно для экспорта природных ресурсов и капитала за рубеж.

«Русская мафия» старается активно влиять на средства массовой информации, причем не только на российские, но и на зарубежные. В России она просто скупила наиболее влиятельные из них, а против зарубежных, пытающихся освещать ее деятельность, выдвигает международные судебные иски. Так, недавно «Уолл Стрит Джорнал» вынужден был потратить сотни тысяч долларов для защиты себя в суде, опубликовав информацию о роли бывших сотрудников КГБ в российском банковском бизнесе и их связях с преступным миром.

По убеждению Л.Шелли, США не могут сотрудничать с Россией в вопросах борьбы с мафией только на государственном уровне, так как приходится чаще всего противостоять либо коррумпированным представителям власти, либо неофициальным лицам, которых властные структуры не в силах контролировать. Она предлагает расширять взаимодействие с влиятельными лицами в России, которые не принадлежат к руководящим кругам страны. Одновременно, необходимо использовать все имеющиеся средства для проверки лиц, прибывающих из стран бывшего СССР и желающих получить вид на жительство в США, на предмет их связи с «русской мафией».

Вот так американцы оценивают уровень преступности в России и так они собираются с ней бороться. Почему же аналогичная проблема не поднимается в Украине, хотя бы на уровне комиссий Верховного Совета? Ведь если действиями русских мафиозных организаций так напуганы в США, с их ЦРУ, ФБР, полицией, таможней и иммиграционной службой, то что же говорить нам с открытыми границами, отсутствием должного финансирования правоохранительных органов и несовершенным законодательством? Ответ на это дал Джон Дойч, заявив, что под термином «русская мафия» ЦРУ понимает организованную преступность во всех странах, входивших в СССР, а все, что он изложил относительно России, характерно и для остальных новых независимых государств без исключения. Комментарии к этому не нужны.