Под звуки польского оркестра и украинского хора Александр Квасьневский и Леонид Кучма открыли Год Польши в Украине. В Варшаве такой музыкальный тандем сочли символичным. Как и то, что закрывать год Польши будет новый президент Украины, а в девизе акции звучит — «Польша и Украина вместе в Европе». Тут же заметим: привязать украинско-польское мероприятие к Европе Варшаву еще в июне прошлого года попросили из Киева.
Все остальное — в том числе сокращение визита Квасьневского в Украину и историю с Гутой Ченстоховой — принято заносить в список неприятных случайностей. Напомним: трансформировать официальный визит в рабочий польского гостя вынудил внутриполитический кризис в его стране.
Накипавшее в последний год недовольство поляков правительством Лешека Миллера (старого друга Квасьневского, с которым в последнее время он был в ссоре) вылилось в раскол правящего Союза демократических левых сил (СДЛС). Пока нынешний премьер обсуждал в Брюсселе последние детали вступления Польши в ЕС, ряды СДЛС покинули сторонники спикера парламента Марека Боровского. И тут же объявили о создании новой партии левого толка «Социал-демократия Польска». Лешек Миллер оставит свой пост 2 мая — на следующий день после вступления Польши в Евросоюз. Если на протяжении двух недель после этой даты парламентские фракции не смогут договориться между собой и утвердить кандидатуру нового премьера, в РП состоятся досрочные парламентские выборы. Среди претендентов на премьерский пост значились министр внутренних дел Йозеф Олексы и министр иностранных дел Влодзимеж Цимошевич. Квасьневский же остановился на наиболее компромиссном варианте — бывшем министре финансов, а со второго июня прошлого года еще и председателе комитета временной администрации Ирака по сотрудничеству с иностранными государствами и неправительственными организациями Мареке Бэльке. Свой выбор польский президент объяснил предельно лаконично: «Марек Бэлька достаточно политичен и достаточно аполитичен, чтобы занять этот пост».
И все же большинство польских экспертов склоняется к варианту досрочных выборов. «Левым сегодня не доверяет 92% польского населения, так что обойтись малой кровью — сменой премьера — им вряд ли удастся», — так прокомментировали «ЗН» ситуацию в одном варшавском аналитическом центре. Насколько Бэлька аполитичен, в Украине могли убедиться несколько лет назад: он был единственным министром в правительстве Миллера, кто открыто поддерживал строительство «Газпромом» второй ветки газопровода Ямал—Западная Европа в обход Украины.
…Правительственный кризис в РП внес коррективы не только во временные рамки визита Квасьневского в Украину. Пришлось отказаться и от предложенной украинской стороной поездки в Донецк. А заодно сохранить тематическую стерильность хотя бы на время торжественного начала Года Польши в Национальном театре оперы и балета. Потому что на следующий день словосочетание «Гута Ченстохова» все-таки всплыло на поверхность. На встрече Квасьневского с высшим руководством государства. Польский президент заявил, что приватизация комбината приостановлена до завершения работы специальной комиссии, изучающей правильность соблюдения процедуры.
На самом деле шум, поднятый Киевом вокруг приватизационной судьбы предприятия, не вызывает у большинства польских чиновников ничего, кроме искреннего недоумения. А в неформальных беседах сводится к едким замечаниям по поводу недавней приватизации Крымского содового завода, когда польская компания «Чех» просто вынуждена была покинуть тендерное поле боя.
Кроме того, по мнению одного высокопоставленного чиновника, «ситуация с Гутой Ченстоховой лучше любых теорий должна была продемонстрировать Киеву, что в Польше сегодня работают законы, а не понятия». Украинские власть имущие смогли воочию убедиться, что телефонным звонком президента или премьера такие вопросы в Варшаве не решают. И если уж что-то и объединяет наши страны — так это сохранившее свои позиции российское экономическое лобби. Как поведал автору этих строк один из участников украинско-польского межпарламентского заседания, состоявшегося недавно в Варшаве, депутаты сейма РП пофамильно назвали своих соотечественников, которые, по их информации, заблокировали вхождение крупного украинского инвестора на польский рынок.
Хотя нельзя исключать и простого перевода стрелок. Злые языки поговаривают, что Польша, инвестиционный взнос которой в Украину за все годы составил чуть больше 150 млн. долларов, априори не могла «принять» одну украинскую инвестицию размером в 80 млн. долларов. И в этом свете довольно красноречивым может показаться заявление замминистра иностранных дел Польши Богуслава Залеского, сделанное на встрече с украинскими журналистами: «Польша сегодня эмоционально не готова, чтобы экономически слабая Украина приобрела такой комбинат».
В Год Польши в Украине Варшава намерена дистанцироваться не только от таких деликатных тем, как несостоявшийся прорыв ИСД на территорию без пяти минут члена ЕС. Скромное место будет отведено и всем политическим мероприятиям (в чем можно убедиться, ознакомившись с программой акции). Одна из причин — процессы, связанные с предстоящими президентскими выборами в Украине. Пожалуй, наиболее точно видение Польшей того, что происходит в Украине, сформулировал в разговоре с «ЗН» глава межпарламентской украинско-польской группы Ян Быра: «У вас существуют демократические процедуры. Но только для решения тактических заданий».
Осторожность польской стороны объясняют по-разному. Одни говорят, что после запуска конституционной реформы в Украине А.Квасьневскому пришлось выслушать столько гневных отзывов по поводу своей лояльности к «режиму Кучмы», что не подкорректировать подход к украинским властям было бы как минимум непрофессионально. Другое дело, что избегать компании Леонида Даниловича далеко не всегда представляется возможным. И не только потому, что роль посредника — едва не главный козырь Варшавы в диалоге Вашингтона и Брюсселя с Киевом. (Польские эксперты все с большей уверенностью заявляют, что именно «руки Варшавы будут лепить политику США и ЕС относительно Украины в ближайшее время».) Стоит заметить, что присутствие Квасьневского в Украине в рамках Года Польши предусмотрено трижды.
Тот же демонстративный обмен любезностями между другом Квасьневского Мареком Сивецем и его напарником по консультационному совету при президентах Украины и Польши Виктором Медведчуком в кругах близких к канцелярии польского главы государства объясняют необходимостью решения важных для Польши организационных вопросов. Говоря откровенно, в Варшаве понимают: если проведение тех или иных украинско-польских мероприятий — будь-то годовщина трагедии на Волыни (из-за которой, кстати, лишился в РП многих голосов поддержки Виктор Ющенко) или организация года Польши — будет под контролем Медведчука, в административном плане с украинской стороны все пройдет гладко.
Впрочем, возможному ослаблению контактов между Квасьневским и Кучмой в Варшаве не склонны придавать особого значения. В польских аналитических центрах можно услышать, что свою миссию президенты уже выполнили: активный диалог между ними дал толчок развитию польско-украинских отношений на других уровнях. Те же контакты в экономической сфере (как и контакты между неправительственными организациями) сегодня могут развиваться и без дополнительной подпитки сверху. В качестве примера тамошние чиновники приводят лишь один факт: впервые в прошлом году польский экспорт в Украину превысил уровень польского экспорта в Россию (на 60 млн. долларов ). Ну а тем фирмам, которые еще не успели освоить украинский рынок, настойчиво предлагается это сделать в Год Польши. Благо экономических мероприятий (в основном это «круглые столы», бизнес-форумы и выставки) в программе аж целых 45 пунктов. Наиболее амбициозным событием в тамошнем минэкономики считают Польскую национальную выставку, которая состоится в сентябре в Харькове. Ничуть не сомневаясь в важности этого мероприятия для развития торгово-экономических связей между нашими странами, все же заметим: аналогичные выставки в этом году пройдут также в России (причем две — в Калининграде и Екатеринбурге), Минске и Ташкенте.
Действительно эксклюзивным продуктом Года Польши, вне сомнения, станет культурная программа. В Варшаве говорят, что речь идет о самой масштабной зарубежной «импрезе» РП за последние десять лет. Такого разгона поляки не могли себе позволить ни в одной из трех предыдущих акций — года Польши в Швеции, Австрии и Испании. Хотя цель мероприятий в этих странах, как поведал «ЗН» один из членов оргкомитета, была более конкретна: сформировать польское лобби в ЕС. На культурную часть Года Польши выделено 5 млн. злотых. План-максимум — охватить все регионы Украины, включая районные центры. Понятно, что организовать подобное представление за столь короткое время ( готовиться к акции поляки начали в сентябре прошлого года) — та еще задача. Говорят, что напряженный график работы даже вынудил одного из членов оргкомитета за две недели до официального открытия написать заявление об уходе с поста уполномоченного министра иностранных дел по проведению Года Польши в Украине. Речь идет о довольно известном политике Мирославе Чехе. Правда, компетентные источники утверждают, что на такой шаг его вынудила неразбериха, которая творилась в польском оргкомитете и отсутствие необходимых ресурсов для успешной реализации программы. Что ж, искренне хочется верить, что именно эта причина послужила поводом для столь неожиданного шага г-на Чеха. И это ни в коем случае не связано с тем, что бывший уполномоченный министра — украинец по происхождению, а в Киеве и Варшаве его не раз замечали в окружении людей из блока Виктора Ющенко «Наша Украина».