UA / RU
Поддержать ZN.ua

Германские промахи европрагматика

Во время визита Виктора Януковича в Германию в Берлине сделали все возможное, чтобы украинский премьер не чувствовал себя обделенным по сравнению с украинским президентом...

Автор: Алена Гетьманчук

Во время визита Виктора Януковича в Германию в Берлине сделали все возможное, чтобы украинский премьер не чувствовал себя обделенным по сравнению с украинским президентом. Ангела Меркель предпочла одну и ту же форму общения — деловой ланч. Кроме того, украинский гость имел возможность выступить перед представителями немецкого бизнеса.

В какой-то мере Виктору Януковичу повезло: состоявшийся ранее визит Виктора Ющенко в Берлин, по нашей информации, не произвел должного впечатления на тамошних полисимейкеров. На их взгляд, украинский президент был крайне неубедительным, а его пассажи во время встречи с Меркель и после нее, по словам одного из наших собеседников, больше напоминали отрывки из проповеди, чем конструктивные предложения. Больше всего, как нам известно, немецкую сторону раздражало то, что Ющенко пытался откровенно замаскировать истинное положение вещей в украинской внутренней политике. Из его слов можно было без особых усилий подумать, что помаранчевая революция в Украине окончательно победила, а в его отношениях с премьером вот-вот установится полная гармония. Но ведь где-где, а в Берлине с реальной ситуацией в Украине ознакомлены. О чем, кстати, свидетельствует сам факт того, что немецкая сторона настояла на проведении двух одинаковых по форме встреч с президентом и премьером в течение одного месяца.

Таким образом, после общения (фактически знакомства) с бундесканцлером Виктору Федоровичу сам Бог велел разыграть свой любимый из предназначенных для внешнего пользователя образ эдакого европрагматика, который никогда не позволяет себе гоняться за ветряными мельницами членства в Евросоюзе. Еще до визита Януковича в Берлин широко анонсировалось, что в немецкой столице глава правительства намерен реанимировать вопрос создания трехстороннего газотранспортного консорциума. Тем самым как бы намекали: никаких пространных разговоров о «перспективах членства», никаких размышлизмов о вкладе Украины в энергетическую безопасность Европы — только конкретные проекты и конкретные предложения.

Но, как оказалось, Меркель — это не Дмитрий Медведев, с которым можно спокойно обсудить «трубные» дела в крымской Мухалатке или уютном ресторанчике в Давосе. Ее реакция на вопрос о газотранспортном консорциуме на совместной пресс-конференции после встречи с Януковичем продемонстрировала, что эта тема, вопреки распространенному в украинских правительственных кругах мнению, если и находится среди интересов Германии, то не решается подобным кавалерийским наскоком. Меркель, напомним, лишь сухо заметила, что этот вопрос будет обсуждаться, когда в мае в Киев приедут министры экономики и энергетики. К тому же, напомнила она, у немецкого правительства нет политической возможности давать поручения германским предприятиям.

И правда: как может немецкое правительство давать какие-либо «поручения», если в Берлине до сих пор не могут понять, чем, например, объясняется привязанность украинских властей к «РосУкрЭнерго», кто стоит за этой структурой и какое отношение к ней имеют отдельные представители украинского правительства. К тому же немецкая сторона, собственно, никогда не имела ничего против реанимации беседы на тему трехстороннего газотранспортного консорциума. Это россияне убеждали немцев, что сначала они должны разобраться с украинцами, а потом уже подключать Германию и других европейских партнеров. В свое время даже доходило до того, что германской делегации, отправляющейся на консультации в Киев, приходилось в последнюю минуту сдавать билеты на самолет, дабы не мешать российским партнерам разбираться с украинскими коллегами. Кроме того, многие эксперты — как украинские, так и европейские — до сих пор сомневаются, что консорциум в трехстороннем украинско-российско-германском формате выгоден для Украины. Ведь ни Германия как потребитель, ни Россия как поставщик никогда не будут заинтересованы в поднятии Украиной транзитных ставок. Соответственно — постоянно будут оказывать давление на Киев с целью не допустить такого шага с ее стороны.

Но вернемся к визиту. Виктора Януковича наверняка должны были уведомить, почему Ангела Меркель решила встретиться и с ним, и с Виктором Ющенко именно в начале председательства Германии в ЕС. Другими словами, до того как состоится официальный старт переговорного процесса по новому усиленному соглашению между Украиной и ЕС. Все дело в том, что немецкий канцлер намеревалась убедиться, разделяет ли премьер-министр формулу «политическая ассоциация, экономическая интеграция», ранее озвученную в Берлине Виктором Ющенко. Она также хотела понять, что бы такого могла привнести в политику соседства председательствующая в ЕС Германия, чтобы этот формат удовлетворял Киев. Конечно, кто-то может заметить, что политика соседства в любом ее виде не может устраивать Украину, поскольку не предполагает ничего большего, кроме сопредельного проживания по обе стороны одной границы. Однако, с точки зрения немецких внешнеполитических стратегов, — именно политика соседства предоставляет украинским евроинтеграторам возможность продемонстрировать, что Украина заслуживает большего, нежели простое соседство в компании с Беларусью или Марокко.

Янукович после встречи с Меркель, немного нервничая, сообщил, что в ходе переговоров он получил от канцлера сигнал, что «двери ЕС являются открытыми для Украины». Виктор Федорович говорил это с таким важным видом, как будто бы Ангела Меркель на переговорах с ним персонально пообещала включить слова о «перспективе членства» в новое усиленное соглашение. На самом деле внешнеполитические советники Януковича могли бы подсказать Виктору Федоровичу, что подобные заявления не имеют ничего общего с прогрессом: официальная позиция Германии относительно европейских устремлений Украины не первый год сводится к тому, что «двери в ЕС не закрыты, об остальном не говорим». Это косвенно подтвердила и Ангела Меркель: «Что касается перспективы членства, господин Янукович дал понять, в чем заключаются желания Украины. Мы дали понять, что Евросоюз пребывает в стадии переваривания расширения. И когда мы ведем переговоры об усиленном соглашении, это говорит о том, что Украина занимает особое место во взаимоотношениях с ЕС». В этом контексте, очевидно, следует также заметить, что в последнее время евросоюзовские эксперты самых разных политических мастей все чаще начали говорить о том, что понятие «перспектива членства», о чем говорят украинские политики, весьма туманно. И на самом деле под этим соусом можно подать множество формулировок, включая «дверь в ЕС не закрыта».

Но не исключено, что Виктору Федоровичу просто хотелось продемонстрировать, что уровень его внешнеполитической результативности на порядок выше президентской. Тем более что как раз накануне визита премьера в Берлин Виктор Ющенко популярно разъяснил Financial Times Deutschland, что, согласно Конституции, именно он, а не Янукович, руководит внешней политикой Украины, которая должна быть ориентирована на вступление в ЕС и НАТО.

Но где действительно Виктор Янукович выглядел неубедительно, так это на встрече с немецкими предпринимателями. Да, он точно так же, как Ющенко два года назад, призывал немецких бизнесменов инвестировать в Украину. Точно так же называл правильные цифры о том, что в 2006 году иностранные инвестиции в Украину увеличились на 4,3 млрд. долл. Но когда он начал извиняться «за власть, которая создала немецким компаниям дис­комфортные условия работы в Украине в 2005—2006 годах», то, наверное, помог не одному биз­несмену выйти из состояния полудрема, чтобы поинтересоваться у премьера, не его ли, случайно, правительство установило квоты на экспорт зерна, вследствие чего немецкие компании понесли убытков на более чем пятьдесят миллионов (!) евро. Правда, никто этого не спросил. Немецкие предприниматели сделали вид, что разделяют озабоченность Виктора Януковича по поводу развитой в земельной сфере в Украине коррупции и даже готовы внести свою кандидатуру в созданный при Кабмине совет инвесторов.