UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГЕРМАНИЯ НАРУШАЕТ ТАБУ

На этой неделе в Германии бушевали две страсти — спортивная и политическая. Пока тренер сборной Ф...

Автор: Михаил Соколовский

На этой неделе в Германии бушевали две страсти — спортивная и политическая. Пока тренер сборной ФРГ по футболу Руди Феллер ломал себе голову над тем, как его подопечным добиться приемлемого результата в дортмундской встрече с украинцами, канцлер Герхард Шредер решал не менее судьбоносную задачу для своей страны — как добиться принятия парламентом решения об отправке германских воинских подразделений на афганский фронт.

О намерении существенным образом изменить свою политику в вопросах внешней и внутренней безопасности Шредер объявил еще месяц назад во время выступления перед делегатами бундестага. В обнародованном канцлером правительственном заявлении было без обиняков заявлено, что сложившиеся после 11 сентября обстоятельства требуют от Германии более активной роли в международных отношениях.

«Принятие международной ответственности при одновременном стремлении избежать непосредственно связанных с этим рисков не может и не должно оставаться лейтмотивом немецкой внешней и оборонной политики, — подчеркнул Шредер. — Мы, немцы, стоим в первом ряду в деле последовательного обеспечения мира на планете».

Новая, или, как это официально называется, «продвинутая» немецкая оборонная политика, в частности, предполагает большую степень независимости правительства от общественного мнения в вопросах участия бундесвера в операциях за пределами Европы.

В связи с этим канцлер призвал к новому диалогу между обществом и государством. Однако с самого начала было ясно, что этот диалог будет непростым. Дело в том, что в стране существует мощное пацифистское движение, традиционно выступающее против участия Германии в НАТО, а также против военного союза с Соединенными Штатами. Сильная оппозиция такой политике существует и в стане многих германских политических сил, особенно на территории бывшей ГДР. Интересно, что в их число входит и ряд праворадикальных организаций, в том числе скандально известная национально-демократическая партия, запрет на деятельность которой рассматривается в настоящее время в конституционном суде.

Тем не менее Шредер настроен весьма решительно. Если он своего добъется, германские войска впервые с 1945 года могут принять участие в боевых действиях. Вспомним, что конституция ФРГ после Второй мировой войны запрещала использование вооруженных сил страны в международных конфликтах. Это положение было изменено в 1994-м, и немцы впервые послали своих миротворцев на Балканы.

Сразу же после событий 11 сентября официальный Берлин заявил, что в случае необходимости Германия окажет Соединенным Штатам полную поддержку, причем оперативно и без лишних бюрократических проволочек. Одним из элементов такой поддержки уже можно считать участие немецких экипажей в пилотировании натовских разведывательных самолетов системы AWACS, которые, начиная с 12 октября, дежурят в воздушном пространстве США.

Однако этим немцы, очевидно, не ограничатся. Германии придется в ближайшее время реализовать свое обещание оказать безоговорочную поддержку американским союзникам, ведущим военные действия в Афганистане против террористов. Администрация президента Буша предъявила федеральному канцлеру и министру обороны ФРГ конкретное требование из пяти пунктов.

В соответствии с этим, на прошлой неделе Герхард Шредер объявил о приведении в боевую готовность контингента бундесвера численностью до четырех тысяч человек. ФРГ выделяет в распоряжение союзников 500 солдат, обслуживающих танки химической и бактериологической защиты, и столько же — для воздушной доставки живой силы и техники. Восемьсот военнослужащих войдут в подразделение военно-морских сил для контроля и охраны нефтяных танкеров и других судов. Двести пятьдесят займутся эвакуацией раненых. И наконец, в качестве группы особого назначения готовятся к отправке в зону конфликта 100 профессионалов высокой квалификации, предположительно из состава элитарной группировки Ка-Эс-Ка.

Весь этот контингент втрое превышает численность миссии бундесвера в Македонии. Таким образом, Германия становится одним из основных активных членов антитеррористической коалиции, на плечи которых ложится неблагодарная миссия «зачистки» территории Афганистана.

Ссылаясь на соображения секретности, канцлер успешно уклонился от конкретизирующих вопросов. По словам Шредера, где, когда и в каком объеме будут использованы приводимые в боевую готовность части бундесвера, предстоит решать командованию НАТО. Более подробно о требованиях союзников он информировал представителей парламентских фракций, за исключением ПДС. Согласно конституции, новую внешнеполитическую ситуацию должен обсудить бундестаг, а затем канцлер выступит с правительственным заявлением.

Полемика по этому вопросу ожидается крайне бурная. Число противников продолжающихся бомбардировок Афганистана увеличивается не только в партии зеленых, но и среди членов фракции СДПГ. Чтобы успокоить пацифистов, министр обороны Германии Рудольф Шарпинг в интервью германской прессе обрисовал более конкретные контуры будущего германского контингента в составе международных сил. По его словам, из 3900 военнослужащих, вошедших в возглавляемую США антитеррористическую коалицию, только 100 солдат специальных войск бундесвера будут посланы в районы боевых действий в Афганистане. Помощь Германии союзникам выражается только в поддержке, а размещение солдат в Афганистане или соседних странах будет ограничено.

Однако пояснения министра вряд ли могут обмануть общественность страны. Несмотря на все ограничения, о которых он говорил, большинство комментариев германской прессы остаются достаточно определенными — журналисты убеждены: военный вклад Германии «нарушает все табу», добровольно взятые на себя страной со времен основания ФРГ в 1949 году. Однако повышенного беспокойства в обществе это не вызывает. Более того, германские газеты соглашаются с тем фактом, что особая сдержанность, проявляемая Германией, прошла положенные стадии, и теперь уже нет никаких физических препятствий для рассмотрения вопроса о размещении военных сил Германии за рубежом.

Да и сам германский канцлер показал своим оппонентам, что своего он намерен добиться любой ценой. Шредер даже пригрозил, что уйдет в отставку, если правящая коалиция не получит большинства голосов при голосовании по вопросу о мобилизации войск бундесвера для участия в афганской военной кампании.

В случае, если бы предложение об участии в военной операции прошло только за счет помощи правых партий, коалиции социал-демократов и зеленых угрожал бы распад. Дело в том, что последняя обладает в бундестаге большинством всего из 16 мандатов. Вообще-то предложение канцлера наверняка получило бы в парламенте поддержку, ибо за посылку войск выступают германские консерваторы. Однако один из ведущих лидеров правых, глава христианско-социального союза Эдмонд Штойбер заявил: в том случае, если правительство не сумеет обеспечить большинство без поддержки правых, администрация Шредера должна уйти.

Утром в минувший понедельник состоялась встреча Шредера с руководством социал-демократической партии, которую он возглавляет. На ней канцлер предупредил своих однопартийцев, что если предложение о посылке в Азию военнослужащих бундесвера не пройдет, он должен будет покинуть свой нынешний пост. На то время 20 социал-демократов еще не знали, как они проголосуют по данному вопросу, а восемь из 47 парламентариев от Партии зеленых уже заявили, что определенно проголосуют против.

Однако Шредер провел «обработку» парламентариев — членов своей партии. В конце концов все они пообещали поддержать его инициативу. Наконец, и руководство Партии зеленых после напряженных дебатов решило поддержать предложение правительства. Возможно, этому решению способствовало заявление самого заметного представителя зеленых в германском правительстве — министр иностранных дел Йошка Фишер, как и Шредер, пригрозил своей отставкой в случае, если будет принято другое решение.

Решающее голосование по вопросу участия вооруженных сил ФРГ в антитеррористической операции запланировано на пятницу, 16 ноября. Когда этот номер газеты увидит свет, результаты голосования будут известны. Скорее всего, правительство все же получит санкцию парламента на использование солдат бундесвера, в основном, конечно, за счет поддержки либерально-консервативной оппозиции. А участников «красно-зеленой» коалиции ожидают новые драматические разногласия, последствия которых пока трудно предугадать.