За полтора десятилетия, прошедшие после окончания холодной войны, мир уже привык к периодическим изменениям ядерных доктрин двух главных государств мира, обладающих самым разрушительным оружием на планете. США и Россия делали это гласно и фактами самого объявления о таких шагах достигали определенных политических целей.
В прошлом году в странах ЕС развернулась широкая критика решения Вашингтона о начале проведения так называемого «пересмотра ядерного состояния» (ПЯС). Такой шаг ознаменовал новый этап глубокого поворота в американской военной стратегии, начавшегося после окончания противостояния между Востоком и Западом. Эти перемены стали отражением как смены угроз для национальной безопасности США, так и роли этой страны в формировании «нового мирового порядка» — ведь после окончания холодной войны изменился список не только потенциальных противников Соединенных Штатов, но и военных средств, находящихся в распоряжении этих противников. Имеются в виду, конечно, «государства-изгои», обладающие баллистическими ракетами, способными нести оружие массового уничтожения — и ядерное, и химическое с бактериологическим.
ПЯС США зафиксировал резкое снижение вероятности военной конфронтации с Россией, наметил первоочередные шаги по снижению роли ядерного оружия в сравнении с другими видами оружия, зафиксировал одностороннее сокращение американских стратегических ядерных боеголовок оперативного использования. И, несмотря на то, что новый документ провозгласил отказ США от пополнения своих арсеналов за счет нового ядерного оружия, он задекларировал намерение Пентагона модернизировать имеющееся оружие с целью создания вооружений, способных разрушать бункеры — хранилища оружия массового уничтожения, расположенные глубоко под землей.
В общем, суть возражений европейских союзников США в отношении новой стратегии Вашингтона сводилась к неприятию декларации американского руководства о возможности применения ядерного оружия против государств, им не обладающих. Пусть даже эти государства и обладают химическим или биологическим оружием и входят в число так называемых «стран-париев».
И вот, Евросоюз сегодня имеет свою ядерную «головную боль». На этой неделе сразу несколько французских газет опубликовали информацию о том, что Париж также приступает к пересмотру «святая святых» — ядерной доктрины сдерживания по всем азимутам, бывшей краеугольным камнем национальной обороны со времен генерала де Голля, который в 60-х годах дал Франции это средство устрашения.
Как стало известно, президент Жак Ширак в ближайшее время обозначит основные направления новой концепции, которая окончательно будет утверждена в начале 2004 года. Новая французская доктрина исходит из последних геополитических реалий. Суть ее изменений новизной не отличается — если на протяжении последних десятилетий французские ядерные силы были негласно нацелены преимущественно на Советский Союз, то теперь они возьмут на мушку «страны-изгои», не только располагающие ядерным оружием, но и на те, которые могут использовать против Франции свои химические и биологические арсеналы. Кроме того, в качестве долгосрочного сценария предполагается учитывать потенциальную опасность, которая может исходить от Китая.
Премьер министр Жан-Пьер Раффарен, выступая на днях в Институте высших исследований национальной обороны своей страны, заявил, что ядерные силы должны быть приспособлены к различным сценариям, связанным с шантажом и угрозами в адрес Франции. А концепция и доктрина их применения будут меняться «в зависимости от окружения и возникновения угроз».
Следует отметить, что дискуссии о пересмотре ядерной доктрины во Франции ведутся за закрытыми дверями в высших эшелонах власти с середины 90-х годов. Тем временем французские военные без лишнего шума пересматривали свой ядерный потенциал и разрабатывали новые виды оружия. При этом расходы на боевой атом продолжали расти и в настоящее время достигли около 10 процентов 32-миллиардного (в евро) военного бюджета и около 20 процентов кредитов, выделяемых на новые вооружения. Многие военные при этом полагают, что было бы лучше потратить эти деньги на обычные вооружения и оборудование для проведения гуманитарных операций, число которых постоянно растет. Однако политическое руководство страны это мнение не воспринимает.
Сегодня на повестке дня во Франции стоит строительство четвертой ядерной субмарины, создание стратегической ракеты М-51, способной достичь азиатских берегов; новейшей ракеты класса «воздух—земля», а также проведение новой серии ядерных испытаний. Общее число ядерных боеголовок хранится в тайне, но французские специалисты называют цифру 250.
Пересматривая доктрину, Париж, по мнению некоторых экспертов, в какой-то мере следует американской модели. В частности, французы намерены сделать акцент на миниатюрном ядерном оружии, которое можно использовать при нанесении превентивных точечных ударов по таким целям, как президентский бункер или подземный ядерный завод, сведя к минимуму потери среди мирного населения. Иными словами, так же, как и в американском ПЯС, речь идет о создании так называемой «чистой» бомбы. В генеральной дирекции по вопросам вооружения, являющейся подразделением минобороны, признают, что они изучают американский опыт в этой области, но на какой стадии находятся французские разработки, остается государственной тайной.
Впервые о «чистой» бомбе заговорили во время американской охоты на бин Ладена в горах Тора-Бора в Афганистане. Тогда помощник директора Центра стратегических исследований Ив Боер сообщил о возможности использования войсками США ядерного оружия, чтобы разрушить этот непроходимый лабиринт бункеров. «Существует миниатюрное ядерное оружие с ограниченной мощностью, которое может быть применено американцами без нанесения существенного ущерба», — заявил он. В то время к его словам отнеслись скептически.
Однако с некоторых пор французские военные задумываются над использованием подобного оружия. Во всяком случае, местная пресса приводит заявления некоторых генералов о том, что при необходимости вооруженные силы Франции смогут применить мини-заряды с ядерной начинкой. Оптимальным средством транспортировки таких боеголовок являются модернизированные боевые самолеты Mirage-2000N и Super-Etendard, способные совершать перелеты на средние и дальние дистанции и наносить удары по целям в регионе Ближнего и Среднего Востока.
По мнению аналитиков, решение о пересмотре ядерной стратегии не только перевернет с ног на голову всю сорокалетнюю политику Франции в этой сфере, основанную на принципе сдерживания по отношению к ядерным державам. Оно также добавит седины президенту Жаку Шираку. Ведь он неизбежно станет объектом дальнейшей критики противников использования ядерной энергии. Вспомним, как гневно осуждали французского президента в 1996 году, когда он решил возобновить ядерные испытания в Тихом океане.
Во время холодной войны целью Франции было доказать свою независимость от Америки и НАТО путем создания собственных ядерных сил для сдерживания Советского Союза. Предлагая сегодня новую ядерную стратегию, предполагающую возможное применение ядерных сил против стран, обладающих ОМУ, Ширак снова поставит Францию в один ряд с Америкой. И пока что не ясно, как новую стратегию воспримут в Вашингтоне — как еще одну попытку французов исключить США из европейской обороны или как желанное признание стратегического значения ядерного оружия и опасностей, исходящих от «государств-изгоев».