UA / RU
Поддержать ZN.ua

Форсированный бег на месте

Для Киева крайне важно получить приглашение к ПДЧ именно в декабре на встрече министров иностранных дел стран — членов НАТО и Украины...

Автор: Владимир Кравченко
Чем дороже нефть и газ, тем уверенней на мировой арене чувствует себя Москва. И первыми это ощущают страны из бывшего СССР, которые Россия рассматривает как свою историческую сферу влияния. На прошедшей неделе подконтрольная Кремлю Госдума обратилась к Дмитрию Медведеву с предложением выйти из украинско-российского договора о дружбе в случае, если Украина присоединится к Плану действий относительно членства в НАТО (ПДЧ) или предпримет другие «форсированные шаги» по вступлению в Североатлантический альянс. И хотя крайне маловероятно, что Кремль пойдет на этот шаг, обращение российских парламентариев — это предупредительный выстрел, демонстрирующий Киеву, что Россия готова пойти на крайние меры, лишь бы только не допустить вступления Украины в альянс. (Более подробно «ЗН» осветило эту тему в статье «Объект размена» от 5 апреля 2008 года после проведения первого апреля в Госдуме парламентских слушаний, во время которых собственно и был выработан документ, на который наш политикум обратил внимание лишь спустя два месяца, когда он был передан президенту и правительству России.)

Но россияне, похоже, поспешили с подобным демаршем. За последние два месяца Киев сделал все, чтобы присоединение Украины к НАТО стало крайне проблематичным. По мере усиления противостояния секретариата президента и Кабинета министров, углубления конфликта в отношениях Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, у нашей страны остается все меньше шансов присоединиться к ПДЧ на декабрь­ском заседании комиссии Украина—НАТО (КУН) на уровне глав внешнеполитических ведомств.

Одной из необходимых предпосылок присоединения Киева к ПДЧ является политическая стабильность. Об этом постоянно говорят наши партнеры из альянса. А вот стабильности-то как раз и нет в стране, где между лидерами государства идет острая внутриполитическая борьба, а правящая коалиция не может прийти к согласию по ключевым вопросам. Усугубляют ситуацию и другие моменты: отсутствие ощутимой работы со стороны власти по информированию населения о НАТО, а также низкий уровень подготовки страны к проведению чемпионата по футболу Евро-2012.

Все эти факторы трактуются партнерами Киева как отсутствие у правящей коалиции командного духа, а также как неспособность, а то и нежелание высшего политического руководства страны реализовывать политику евроатлантической интеграции. Ведь, по существу, эта политика заключается в том, чтобы проводить экономические, политические и военные реформы в стране, дабы приблизиться к стандартам и ценностям, общим для стран трансатлантического сообщества. Ситуация становится настолько критической, что эксперты и дипломаты даже из стран, последовательно поддерживающих нашу страну, недоуменно пожимают плечами и задаются вопросом: остается ли членство в НАТО и далее приоритетом для Украины, как об этом многократно заявлял Виктор Ющенко?

Неудивительно, что внутриполитическая ситуация в Укра­ине, а также непоколебимая позиция Германии дает многим украинским экспертам основание сделать неутешительный прогноз: в декабре министры иностранных дел стран —членов альянса проведут только первую оценку достигнутого Киевом в реформировании экономической, юридической и оборонной сферах, а также области безопасности. А вот само решение о присоединении Украины к ПДЧ возможно будет приниматься на юбилейном саммите НАТО, который состоится в апреле 2009 года во французском Страсбурге и немецком Киле.

Правда, не все разделяют такие прогнозы. Некоторые представители стран —членов Организации Северо­атлан­тического договора настроены куда оптимистичнее и полагают: существует вероятность, что Украина сможет присоединиться к ПДЧ на декабрьском заседании КУН в Берлине.

Между тем для Киева крайне важно получить приглашение к ПДЧ именно в декабре на встрече министров иностранных дел стран — членов НАТО и Украины. Потому что если это не произойдет в конце 2008-го, то вопрос о присоединении нашей страны к Плану действий относительно членства в альянсе может быть поставлен в повестку дня только через два-три года. Это же мнение, не раз озвучиваемое украинскими экспертами, в апреле высказал группе украинских журналистов и один из высокопоставленных американских дипломатов. Существует несколько причин, дающих основание для подобных утверждений.

Во-первых, в следующем году в Украине начнется предвыборная кампания. И крайне маловероятно, что политики, реально претендующие на должность главы государства, в год выборов будут поднимать вопрос о присоединении Украины к ПДЧ, поскольку это может негативно сказаться на их рейтинге популярности. Во-вторых, в ряде европейских стран также пройдут парламентские и президентские выборы. В-третьих, существует вероятность, что на юбилейном саммите НАТО не будет подниматься вопрос о расширении альянса.

Поэтому, если вопрос вступления Украины в НАТО для политического руководства страны и далее остается стратегическим приоритетом, на Банковой и Грушевского должны постараться максимально эффективно использовать оставшееся время. Для начала Киев должен еще раз публично продемонстрировать консолидированную позицию власти в вопросе евроатлантической интеграции и, наконец, начать серьезную работу по информированию населения.

Правительство 28 мая приняло госпрограмму относительно информирования населения по вопросам евроатлантической интеграции на 2008—2011 года, с бюджетом 40,5 млн. гривен. Хотя финансирование и возросло, но этих средств явно недостаточно. К тому же, в этой программе те же недостатки, которые были и в предыдущих правительственных документах: эта информационная кампания нацелена преимущественно на чиновников и экспертов. Кроме того, она слабо учитывает возможности телевидения. С таким подходом к информационной кампании Киеву трудно будет достичь поставленной цели: в 2011 году вступление Украины в НАТО должны поддержать 55% украинцев.

Возможно, власти надеются, что основная работа будет проделана неправительственными организациями и политическими партиями. Во всяком случае, «Наша Украина» уже начала свою информационную кампанию в поддерж­ку вступления страны в альянс, организовав презентацию во Дворце «Украина» общеукраинской кампании «НАТО — так!». Возможно, эта акция была бы куда эффективнее, если бы затраченные средства на аренду зала в «Украине» были потрачены на рекламные ролики в поддержку политики евроатлантической интеграции…

Но только этих шагов Киева мало, чтобы заседание КУН в декабре было результативным. В кулуарах немцы говорят: чтобы вы, украинцы, не делали, а решение по ПДЧ будет политическим. Поэтому Киеву, помимо стабилизации политической ситуации в стране, необходимо активно работать с Берлином и Парижем, основными оппонентами присоединения Украины к ПДЧ. Эти усилия будут куда эффективнее, если в Германии уже в ближайшее время появится украинский посол.

Для дальнейших евроатлантических перспектив Украины знаковым будет визит в нашу страну канцлера Ангелы Меркель: она прибудет в Киев 21 июля. Однако определяющим в формировании дальнейшей позиции «железной фрау», склонной внимательно прислушиваться к Москве, будет встре­ча с Юлией Тимошенко. От того, что и как говорит украинский премьер-министр, сейчас многое зависит. Не только как от главы правительства, который должен работать на реализацию провозглашенного курса, но и как от одного из наиболее вероятных кандидатов на пост главы государства. Кстати, от Тимошенко зависит и дальнейшая позиция ее друга Николя Саркози, а значит, и Пари­жа: визит украинского премьера во французской столице ждут в ближайшие недели.

Тем не менее было бы ошибкой концентрироваться только на работе с французским и немецким истеблишментом. Киев не должен забывать и о других странах, входящих в альянс.

Повторимся: в последние месяцы там растет скепсис относительно необходимости предоставления ПДЧ Украине. И здесь важно максимально полно использовать приезд 16 июня в Украину генсека НАТО Яапа де Хооп Схеффера, а также делегации послов, представляющих свои страны в Североатлантическом совете. Одной из целей приезда в Украину дипломатов, которые будут формировать позицию своей страны, является опять-таки встреча с Юлией Тимошенко. Но захочет ли премьер сама говорить о вступлении в НАТО с послами? Или, исходя из своих стратегических целей, вновь отправит на встречу вице-премьера Григория Немы­рю, как это произошло на открытии международного форума «Евро­атлан­тическое будущее Украины»? Но если встреча послов с Юлией Тимошенко не состоится, то о перспективах декабрьского заседания КУН можно будет забыть уже в июне. И тогда депутаты Госдумы будут избавлены от необходимости реагировать на «форсированные шаги по вступлению Украины в НАТО».