UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФОНД ФРИДРИХА ЭБЕРТА В УКРАИНЕ

Деятельность Украинского бюро Международного фонда имени Фридриха Эберта достаточно широко известна среди представителей научной общественности нашей страны...

Автор: Рустем Джангужин

Деятельность Украинского бюро Международного фонда имени Фридриха Эберта достаточно широко известна среди представителей научной общественности нашей страны. За несколько лет своего присутствия в Украине представителями фонда была осуществлена обширная программа по реализации главной его цели — содействия в интеграции Украины в европейские структуры. Редакция «ЗН» обратилась к ее руководителю — Винфриду Шнайдер-Детерсу с просьбой прокомментировать период деятельности фонда за время его пребывания в стране. Тем более, что господин В.Шнайдер-Детерс уже закончил срок своего пребывания в Украине и переезжает руководить Южнокавказским региональным бюро фонда в Тбилиси.

— Расскажите, пожалуйста, о приоритетных задачах возглавляемого вами бюро Международного фонда имени Ф.Эберта в Украине.

— Основные усилия деятельности нашего фонда с самого начала были сорентированы на решение двуединой задачи: помочь Украине в достижении совместимости ее с Европой и содействовать росту авторитета державы в системе стран европейского сообщества. Ведь позитивное восприятие Украины в Европе не в последнюю очередь зависит от осведомленности европейцев об этой стране. С этой целью, начиная с 1996 года, в Германии проводятся мероприятия с украинской тематикой. Наиболее интересные выступления на конференциях, проводимых в Украине под эгидой нашего фонда, издаются на английском языке.

По той же причине бюро фонда приняло деятельное участие в издании нового журнала «Диалог». Тематика этого издания посвящена историческим, культурным, экономическим и политическим отношениям между Украиной и Германией. Оно издается на украинском и немецком языках. Значимость этой совместной акции подчеркивает тот факт, что к читателям первого номера со вступительным словом обратились Президент Украины Леонид Кучма и канцлер ФРГ Герхард Шредер. Если же ответить на ваш вопрос, исходя из широкого спектра направлений нашего сотрудничества с общественностью и учеными Украины, то бюро Фонда Ф.Эберта осуществляет свою деятельность по пяти основным направлениям. Одно из этих направлений относится к внешнеполитическому аспекту европейской интеграции, а четыре других связаны с социально-политическими и экономическими процессами, протекающими сегодня в Украине.

Вынужден повторить крайне негативную и во многом, на мой взгляд, несправедливую позицию многих экспертов, с которой, подчеркну, я категорически не согласен: «Украина, в глазах европейцев и немцев, по сию пору остается в тени России. Как это ни странно, но в Западной Европе непозволительно мало что знают об этом новом государстве. Именно поэтому бюро по сотрудничеству Фонда Ф.Эберта (ФФЭ), совместно с Украинским центром по исследованию проблем мира, конверсии и конфликтов, на протяжении последних четырех лет издает информационный бюллетень-справочник — «Мониторинг украинской политики в области внешних отношений и безопасности». Кроме этого, в рамках нашего совместного проекта проводятся регулярные опросы экспертов, а также опросы общественного мнения по территории всей страны и их анализ. К сведению, издание мониторинга стало за рубежом довольно часто цитируемым источником информации об Украине.

Это обстоятельство свидетельствует о набирающем темпы встречном процессе взаимонаправленных интересов Украины и Западной Европы.

На 2001 год достигнута принципиальная договоренность об активизации сотрудничества между бюро по сотрудничеству ФФЭ в Киеве и Комитетом по внешним связям ВР Украины, цель которого состоит в содействии развитию связей между парламентами Украины, стран — членов ЕС и стран, претендующих на вступление в ЕС, а также с Европейским парламентом.

— Насколько мне известно, руководимое вами отделение ФФЭ разрабатывает в Украине целый ряд программ, цель которых не исчерпывается анализом внешнеполитических проблем. Не могли бы вы, хотя бы вкратце, рассказать о них?

— По вполне понятным причинам основное наше внимание привлекают процессы, протекающие в экономике Украины. Нашим первым партнером в исследовании спектра экономических проблем был Центр рыночных исследований, с которым мы организовали серию встреч за «круглым столом», посвященных обсуждению актуальных вопросов украинской экономики. К сожалению, в связи с президентскими выборами в Украине и назначением руководителя центра В.Ланового представителем Президента в Кабинете министров Украины, налаженная связь с этой организацией была прервана, и ее не удалось восстановить до сих пор.

Зато с другим нашим партнером в этой сфере — Центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова — наметились весьма перспективные взаимоотношения. В прошлом году мы провели совместный семинар на тему «Украина на мировых рынках». В наступившем году мы намереваемся провести четыре совместных мероприятия, в том числе, исследовать и представить к широкому обсуждению состояние профсоюзного движения в Украине. В пользу выбора ФФЭ в качестве своего постоянного партнера в Украине фонда им. А.Разумкова говорит то, что этот исследовательский центр располагает вполне квалифицированным коллективом научных специалистов и достаточным технологическим обеспечением для проведения многоуровневых экспертных исследований по всей стране и издает собственный ежемесячный журнал.

В области изучения социальной политики, осуществляемой в Украине, мы провели целый ряд совместных исследований с Федерацией профсоюзов Украины. Кроме того, ФФЭ организовал ознакомительную поездку представителей этой организации в федеральные земли Саксония-Ангальт, Бранденбург и Берлин с целью изучения и заимствования опыта осуществления преобразований в системе социального обеспечения, проводимых в Восточной Германии.

Что касается нашего сотрудничества в области информационной политики, то с 1997 года ФФЭ работает с Комитетом по обеспечению свободы слова и средств массовой информации ВР Украины. Наш фонд поддержал предложения членов украинского парламента по «разгосударствлению» национального телерадиовещания, главным образом, путем ознакомления украинской стороны с опытом построения немецкой «дуальной» системы, предполагающей существование публично-правового телерадиовещания, финансируемого за счет абонентской платы и частных телерадиокомпаний.