UA / RU
Поддержать ZN.ua

Еврозоне нужна Латвия

Отправляя приглашение в Ригу, Брюссель желает улучшить свой имидж

Автор: Алексей Коваль

18-м членом еврозоны уже с 1 января 2014 г. может стать Латвия. Такую рекомендацию 5 июня дала Европейская комиссия после изучения практических шагов по реализации этой балтийской страной положений Маастрихтского договора.

Окончательное решение министры финансов ЕС планируют принять 9 июля - после серии встреч и обсуждений данного вопроса Советом ЕС на будущей неделе и членами Европейского парламента чуть позже. Однако сегодня мало кто сомневается, что решение будет позитивным. Парадоксально, но маленькая Латвия нужна сегодня еврозоне больше, чем самой Латвии и ее гражданам - членство в ней. Европа даже готова закрыть глаза на некоторые внутренние проблемы этой страны ради единственной цели - доказать жизнеспособность своего монетарного союза.

Латвийский урок
для скептиков

В европейской печати появился ряд статей, где Ригу расхваливают за тот урок, который Латвия преподала другим странам еврозоны, экономически даже более состоятельным, чем она. Урок этот состоит в том, что "последовательные структурные реформы по улучшению деятельности рынка товаров и услуг могут улучшить способность экономики реагировать на разные непрогнозируемые ситуации". Это как раз то, что сегодня нужно в Европе в целом. Однако очевидно, что дабы заслужить такую высокую оценку, Латвии пришлось пройти немало испытаний и самой прилежно выполнять рекомендации Брюсселя.

Достаточно вспомнить тот факт, что обещание выполнить условия вступления в еврозону премьер Латвии Валдис Домбровскис сделал в ходе конференции НАТО в Риге 14–15 сентября прошлого года. Это случилось, когда ситуация в еврозоне вызывала опасения всего мира, и для самой Латвии выгоды от этого шага были не очевидны. К тому же и предыдущая оценка перспектив Латвии, сделанная Еврокомиссией в 2012 г., указывала на неготовность страны к вступлению. Это был явно политически мотивированный жест латвийского премьера, которого на тот момент поддерживали лишь 35% граждан, а 59% были против. На данный момент ситуация даже немного ухудшилась: майский соцопрос свидетельствует, что за вступление в еврозону выступают 36% латышей, в то время как противников такого шага стало 62%. Домбровскис не драматизирует ситуацию, полагая, что к концу года общественное мнение может измениться, и приводит в пример соседнюю Эстонию, где общественное мнение накануне 2011 г. не слишком благоволило к вступлению страны в еврозону. В Латвии несколько оппозиционных политиков уже заявили, что готовы провести референдум по поводу сохранения лата в качестве национальной валюты, против чего выступает премьер. Вероятно, что последствия перехода на евро могут сказаться на положении правительства Латвии в канун выборов в сейм, намеченных на будущий год. Муниципальные выборы, состоявшиеся в Латвии в начале июня, показали, что партия Домбровскиса теряет поддержку населения.

Но, в конце концов, от общественного мнения латышей вступление их страны в еврозону мало зависит, и для Латвии, видимо, пути назад нет, поскольку она сама брала обязательство стать членом еврозоны еще перед вступлением в ЕС, в 2003 г. Все страны - члены ЕС (только Великобритания и Дания добились права выбора в этом вопросе) обязаны сделать это, но у многих уйдут годы, чтобы соответствовать жестким критериям еврозоны. В докладе Еврокомиссии особо подчеркивается, что Латвия их полностью выполнила.

Уже сегодня стремление Риги присоединиться к еврозоне заслужило одобрение крупнейших стран "как мужественный шаг", особенно в период европейского кризиса. А в Еврокомиссии этим решением пытаются дать сигнал деловому сообществу и политическим кругам о том, что, несмотря на трехлетний кризис, еврозона способна расширяться вопреки скептикам, полагающим, что монетарный союз находится на грани развала. "Это еще одно свидетельство, что те, кто пророчил дезинтеграцию, оказались неправы", - заявил комиссар по вопросам экономики Олли Рен, явно указывая, что такой шаг будет иметь большее международно-политическое значение, нежели конкретные экономические выгоды как для самой еврозоны, так и собственно для Латвии.

Латвия не Кипр, но…

Эксперты сходятся во мнении, что при вступлении в еврозону страна не получит моментального эффекта, например, притока инвестиций, как это было в 2004 г. после вступления Латвии в Евросоюз. Тогда это была экономика, растущая наибольшими темпами в регионе. Определенный эффект тогда дало решение привязать курс лата к евро, который и после вступления в еврозону будет обмениваться, видимо, по текущему курсу: 1 лат за 1,42 евро. Однако в период кризиса 2008–2009 гг. эта ситуация сыграла с латышами злую шутку. Латвийская экономика обвалилась на 18%, что стало худшим показателем в Европейском Союзе. В результате Латвия стала первой страной в ЕС, попросившей международную финансовую помощь. В 2008 г. страна договорилась о займе в 7,5 млрд евро от МВФ и прочих кредиторов (из него реально было использовано 4,5 млрд евро). Заметим, что Европейский центральный банк тогда не торопился на помощь Риге, в частности, еще и потому, что страна не входила в зону евро. Для того, чтобы сохранить привязку лата к евро и избежать существенной девальвации своей национальной валюты, латвийские власти пошли на непопулярные меры по сокращению государственных расходов. И сегодня эта политика экономии может рассматриваться как наиболее последовательное выполнение предписаний по бюджетной дисциплине - были сокращены зарплаты в госсекторе, заморожено индексирование пенсий, повышены налоги.

На данный момент в результате жестких мер экономии Латвии удалось снизить дефицит бюджета до 1,2% ВВП, размер госдолга - до 40% ВВП, что даже существенно ниже критериев, принятых для государств еврозоны. Страна довела показатели экономического роста в 2012 г. до 5,6%. Сегодня Банк Латвии полагает, что переход на евро будет содействовать росту реального ВВП страны на 7,4%, экспорта - на 5%, инвестиций - на 16%.

Однако даже если согласиться с мнением латвийских властей, что последствия кризиса для этой страны в целом преодолены, не будет ошибкой отметить, что кризис только усугубил старые проблемы и создал для Латвии много новых.

Потенциально для этой страны с более чем двухмиллионным населением опасность представляет социальная напряженность. В Латвии одна из самых больших в Европе (более чем в 10 раз) разница в доходах между самыми обеспеченными и самыми бедными гражданами. В то же время на социальные нужды расходуется лишь 10% ВВП, что является самым низким показателем для Евросоюза. Несмотря на достигнутые результаты, Латвия - одна из беднейших стран ЕС, хуже только ситуация в Румынии и Болгарии. В латвийском обществе лишь 7–10% жителей можно назвать состоятельными, чьи доходы превышают 300 лат "на руки" на одного члена семьи. Такие данные приводит компания GfK. Обеспеченная часть общества составляет 17-20% от экономически активных жителей Латвии в возрасте от 15 до 74 лет. Однако 47% опрошенных считают, что для зажиточной жизни в Латвии доходы должны быть выше 600 лат в месяц. Для многих эта цифра недостижима в стране, где безработица достигла рекордного уровня - около 20%, уступая только странам, по-прежнему находящимся в кризисе. Как следствие - массовый отток экономически активного населения из страны с целью заработка в государства Западной Европы и даже в Россию. Сложилось парадоксальная ситуация: при высокой безработице латвийские предприятия испытывают нехватку рабочих рук.

В мае Еврокомиссия раскритиковала Ригу за неэффективную систему социальной поддержки, а также систему образования, не отвечающую потребностям национального рынка труда. Сам Брюссель теперь указывает латвийским властям, что в посткризисный период приоритеты изменились: нужна программа долгосрочного сокращения бедности и материального неравенства, стимулирования рынка труда.

Однако власти в Риге хотя и признают проблему, но сделать, по-видимому, ничего не могут. В прошлом году Латвия досрочно погасила кредит перед МВФ. Правда, в основном за счет выпуска гособлигаций, но на период до 2025 г. она будет погашать долги перед Еврокомиссией и Всемирным банком. Масштабные выплаты приходятся как раз на 2014–2015 гг., и в бюджете страны на будущий год, даже несмотря на достигнутые успехи, закладывается повышение налогов, и не исключено введение новых.

Таким образом, средств не хватает не только на возобновление социальных программ, замороженных в 2009 г., но даже на объявленные латвийским правительством программы стимулирования экономического роста в виде индустриализации экономики. Вопреки этим планам на одном из последних заседаний латвийского правительства речь снова зашла о дальнейшей распродаже и слиянии государственных предприятий. Власти страны способны поддерживать на плаву лишь несколько десятков стратегически важных промышленных объектов.

Потеряв весомую долю своей промышленности в годы кризиса, Латвия превратилась в страну, для которой значительную роль играет транзит через ее территорию и порты на Балтике российских товаров - прежде всего сырья, главным образом угля из Кузбасса, а также химических удобрений. В свою очередь, Латвия превратилась в поставщика леса, продовольственных товаров и при этом смогла существенно нарастить свой экспорт.

Будучи в еврозоне, Латвия попытается позиционировать себя как ворота для Европы на Восток. Ведь этому содействуют ее хорошая транспортная инфраструктура, а также открытость экономики. В частности, Латвия обсуждала с Россией возможность создания высокотехнологичных предприятий с привлечением финансирования из фондов ЕС. Но тут могут возникнуть конфликты, европейцы обратили внимание на тот факт, что уже началась конкуренция между Ригой и Вильнюсом. На днях стало известно, что Латвия пыталась заблокировать выделение кредита от Европейского инвестиционного банка для строительства на Балтике литовского газового терминала в Клайпеде, который составил бы конкуренцию поставкам из России.

Однако самой существенной проблемой остается латвийский финансовый сектор. Европейский центральный банк в своем отдельном докладе о перспективах вступления Латвии в еврозону особо отметил, что самое большое беспокойство вызывает недостаточная способность латвийских властей контролировать инфляцию, а также обеспечить стабильность латвийских банков. По мнению экспертов ЕЦБ, существенный риск финансовой стабильности для страны представляет то обстоятельство, что еще с конца прошлого года именно в латвийские банки начали переводить деньги вкладчики кипрских банков, и на текущий момент из 12 млрд евро депозитов в латвийских финучреждениях почти половина имеет иностранное происхождение. А большая часть в этой половине принадлежит гражданам России и стран СНГ, в том числе украинцам. В ЕЦБ полагают, что это весомый фактор риска для экономики и финансов самой Латвии, хотя для еврозоны в целом эта проблема, видимо, не так существенна, учитывая, что сумма меньше, чем на Кипре. Впрочем, главными конкурентами латвийских банков в еврозоне, могут выступить банки Эстонии, также активно развивающие свой сектор инновационных услуг, и в привлечении инвестиций куда успешнее соседей.

Принимая во внимание все вышесказанное, в ряде стран еврозоны рекомендации Еврокомиссии вызвали недоумение, ведь Латвия с экономической, финансовой и социальной точки зрения добавит проблем еврозоне. Кроме того, для Польши, Болгарии и Чехии прием Латвии в еврозону не станет показательным примером. Эти страны, особенно Польша, не спешат отказываться от национальных валют, полагая, что переход на евро не принесет пользы их экономикам - в еврозоне они станут донорами более слабых экономик, чем сами. К тому же не ясно, каким этот монетарный союз будет через несколько лет, ведь его превращение в наднационального финансового регулятора активно обсуждается. По словам премьер-министра Польши Дональда Туска, прежде чем отказаться от злотых, Польша должна подготовиться к проблемам, которые ей придется решать вместе с другими странами еврозоны. В Чехии политики колеблются еще и под давлением общественного мнения. Таким образом, Прага, выполнив уже сегодня Маастрихские критерии, повременит с заявкой на членство в еврозоне, как минимум до 2016 г., а войдет в нее, возможно, к 2019-му, прогнозирует президент Центрального банка страны Мирослав Сингер. С другой стороны, прием Латвии, вероятно, ускорит работу по присоединению к еврозоне Литвы, которая может войти туда в начале 2015 г., ведь экономики двух стран сильно интегрированы.