UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ ДО И ПОСЛЕ РАСШИРЕНИЯ

Майская церемония вступления в Евросоюз введет в круг единой европейской семьи десять стран: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Словению, Венгрию, Мальту и южную греческую часть Кипра...

Авторы: Роман Рукомеда, Виктория Орлик

Майская церемония вступления в Евросоюз введет в круг единой европейской семьи десять стран: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Словению, Венгрию, Мальту и южную греческую часть Кипра. Вследствие такого значительного расширения перед ЕС возникает целый комплекс задач, требующих быстрого и качественного решения: преодоление экономического разрыва между «старыми» и «новыми» странами-членами, решение внутренних противоречий и проблем, связанных с реформированием общеевропейских институтов, выработка и проведение единого курса общеевропейской внешней политики. Смогут ли лидеры Европейского Союза вместе со странами-новичками дать достойные ответы на вызовы, порожденные расширением, покажет время, но масштаб социополитических, экономических и культурных сдвигов охватит все европейское пространство, что вскоре почувствуют и украинские граждане.

ЕС накануне майского парада

Активный процесс государственного строительства, развернувшийся и интенсивно продолжающийся на просторах Европы, сопровождается целым рядом разнообразных инициатив, принадлежащих как «старым», так и «новым» членам.

Политические споры по поводу будущей Евроконституции и участия в военной кампании в Ираке, вследствие которой произошел своего рода раскол в рядах 25 участников ЕС, привели к формированию в среде ведущих европейских государств альянса, состоящего из группы стран, готовых проводить единую политику и объединять необходимые для этого средства, увеличивая политический вес единого ЕС для достойного участия в мировых процессах. Ядром такой группы стал традиционный европейский локомотив — Франция и Германия, давно пытающиеся придать Евросоюзу новую роль на мировой политической сцене, стремясь сбалансировать односторонний подход США в международной политике.

У «староевропейцев» есть собственный ответ на амбициозные вызовы новых членов. Это, в частности, предложенная Францией концепция «Европы двух скоростей». Идея предусматривала создание своеобразной «группы лидеров», состоящей из Германии, Франции, Италии и стран Бенилюкса — Бельгии, Голландии и Люксембурга, которые бы стали двигателем всего европейского сообщества и реализовывали бы проекты более глубокой интеграции в рамках Евросоюза. Европейские лидеры понимают, что расширение ЕС при сохранении существующих принципов управления угрожает важной потерей влияния. Кроме того, существует опасность частичной потери дееспособности всех европейских институтов.

Оценивая сложившуюся ситуацию, можно говорить о появлении «чувства разочарования в ЕС», растет понимание того, что чрезвычайно трудно согласовать интересы 25 различных по своим параметрам, культуре и уровню экономического развития государств. Поэтому, несмотря на критику действий стран-лидеров, можно предвидеть, что выделение и укрепление европейского «ядра» положительно скажется на процессах интеграции внутри Евросоюза, будет направлять и координировать их, особенно при условии возможного привлечения в круг лидеров Италии и Испании.

Главными причинами относительно прохладного отношения государств старой Европы к их восточноевропейским партнерам, на наш взгляд, выступают не «личностная несовместимость», а экономические и социальные проблемы, возникающие у ведущих стран Европейского Союза. Ухудшение экономической ситуации в ЕС подчеркивают и прогнозисты из МВФ, по словам которых экономический рост в течение года будет составлять только 1,7%, что обусловлено экономическими спадами в Германии, Нидерландах, Италии и Франции. Но в долгосрочной перспективе ситуация в странах континента улучшится.

В таких условиях социально и экономически обеспеченные страны Западной Европы не торопятся принимать в свои объятия «новоевропейцев». Например, показательными испытаниями для вновь принятых членов стали ограничения на импорт рабочей силы из восточноевропейских стран и возможность введения после 1 мая 2004 года «переходного периода», в течение которого гражданам новых стран ЕС будет отказано в приеме на работу. К тому же Германия, Австрия, Франция, Финляндия, Испания, Бельгия и Нидерланды сообщили Еврокомиссии, что их границы на протяжении ближайших трех лет будут закрыты для въезда трудовых мигрантов с Востока. И хотя Европейская комиссия считает, что свободное передвижение капитала, товаров, услуг и рабочей силы должно происходить в пределах действующего законодательства и распространяться на новые страны без ограничений, она не может вмешиваться во внутреннее законодательство стран — членов ЕС, поскольку они вправе защищать свой собственный рынок рабочей силы.

Наиболее амбициозные новые члены ЕС, в свою очередь, также хотят остаться при своих интересах. Проявления недовольства звучат на наивысшем уровне. В частности, накануне 1 мая президент Чехии В.Клаус заявил, что вступление в ЕС будет означать потерю независимости. По его словам, чехам придется сделать все возможное, чтобы не раствориться в Евросоюзе и чтобы сформировавшуюся на протяжении последних тысячи лет самобытность не разрушить и не потерять.

Накануне вступления в Европейский Союз Кипр не пожелал объединиться в единое государство: 75,8% греков-киприотов высказались против единения острова по плану ООН. Это, в свою очередь, означает, что Европе придется приложить немало усилий для интегрирования северной части острова в ЕС в будущем.

До последнего активно отстаивала свои интересы и Польша. Еще не став полноправным членом Евросоюза, она уже приобрела репутацию нарушителя европейского покоя. Ярким примером польского отношения к Евросоюзу стало апрельское заявление ряда правоцентристских партий («Гражданская платформа», «Право и справедливость» и Польская крестьянская партия) о том, что сразу по завершении досрочных парламентских выборов, которые состоятся не позднее этой осени, они начнут процедуру выхода Польши из ЕС. Мотивируется такое решение тем, что нынешний проект европейской Конституции «унижает честь и достоинство Польши». Ограничение в передвижении рабочей силы, рост цен, безработица и бюджетный дефицит, вопрос аграрных субсидий и проблемы промышленности вызывают все больший скепсис у поляков относительно быстрого выравнивания прибыли и социальных гарантий по сравнению с европейскими. Польша может стать первой страной, в которой, вследствие негативного отношения населения к ЕС, политическое руководство из евросторонников превратится в еврокритиков, что является тревожным звонком для проекта «единой Европы».

Но пока от «ядра» Евросоюза будет зависеть величина субсидий, выделяемая будущим членам ЕС, «новая» Европа вынуждена будет искать компромиссы.

Своеобразной лакмусовой бумажкой внутриполитического состояния внутри ЕС станут выборы в Европарламент, которые состоятся 10—13 июня. Хотя обычно явка на них низкая, у новых стран-членов интерес к выборам и участию в них будет высоким, поскольку там такая процедура будет происходить впервые. 338 миллионов избирателей выразят свои политические вкусы и изберут 732 депутата Европейского парламента на следующие пять лет. Напомним, что на Европарламент возложена функция демократического контроля за всеми институтами ЕС, особенно за Европейской комиссией. Кроме того, он вместе с Советом Европы осуществляет законодательную власть в ЕС. Но главный рычаг влияния Европейского парламента — определение совместно с Советом Европы бюджета ЕС. В общем, в Европарламенте представлены семь блоков, состоящих из 122 национальных политических партий, количество которых в июне, по прогнозам аналитиков, возрастет почти до 190.

Как отмечают британские и ирландские эксперты, проводившие по заказу Евросоюза аналитическое исследование относительно будущих выборов, представители правоцентристских партий станут самой большой фракцией в Европейском парламенте. В частности, по результатам исследований, европейские правые получат 285 мест, представители социалистических и социал-демократических партий — 217 мандатов, а экологисты совместно с коммунистами и другими левыми смогут рассчитывать на 79 мест. Либералы займут четвертое место и наберут около 73 мандатов. Победа правоцентристских политических сил на выборах в Европейский парламент станет еще одним подтверждением осторожного отношения как старых, так и новых членов Евросоюза к ограничению национальных суверенитетов в процессе построения общей европейской сверхдержавы.

Но похоже на то, что, несмотря на многочисленные препятствия, интеграционная экспансия ЕС усилилась и в дальнейшим будет продолжаться вопреки нынешним и будущим трудностям. Пример этого — недавнее заявление Еврокомиссии о готовности признать Хорватию страной-кандидатом на вступление в ЕС, что является первым шагом на пути присоединения к Союзу в ранге полноправного члена. К тому же в 2007 году европейское объединение примет в свои ряды Болгарию и Румынию, а постоянно открытым остается вопрос о вступлении в ЕС Турции. Даже маленькая Грузия, изъявившая желание попасть в европейскую сверхдержаву, находит понимание и поддержку среди еврокомиссаров, не говоря уже об Украине.

Сосуществование
с расширенной Европой

Расширение европейского дома и его структурные реформы происходят вокруг Украины и непосредственно влияют на нас.

Дальнейшее расширение ЕС на восток создает целый ряд новых проблем, одна из которых — необходимость нового формата отношений с Россией. Российская Федерация с начала года громко выражает свою обеспокоенность по поводу экономических потерь от расширения Евросоюза. По подсчетам российских специалистов, европейская «близость» обойдется России самое малое в 150 миллионов евро ежегодно.

Впрочем, россияне тоже научились считать деньги и активно требуют компенсации этих потерь. Среди таких требований — отказ ЕС от введения высоких импортных тарифов на российские товары; увеличение квот на зерно и продукцию, выработанную из стали; решение проблем Калининградского региона и проблемы русскоязычного населения в странах Балтии.

ЕС в долгу не остался, и представил традиционный «джентльменский набор» претензий к Москве — от Киотского протокола и до нарушения свободы слова, прав человека и ситуации в Чечни, заявляя даже о возможности введения санкций. Но в результате конструктивных переговоров России с ЕС перечень российских требований существенным образом сократился, что демонстрирует достижения договоренностей по основным вопросам.

В отличие от России, на переговорах с представителями ЕС Украина старается избегать ультимативных заявлений, хотя у нее похожий список требований к ЕС, а, по подсчетам украинских специалистов, убытки Украины только на протяжении первых двух лет после расширения ЕС достигнут почти 300—400 миллионов долларов ежегодно. Позиция украинской стороны строится не на требованиях компенсаций, а на поиске взаимоприемлемых решений. Одновременно украинская власть исправно использует прогнозные оценки будущих экономических потерь от расширения Евросоюза, сравнивая их с существенными экономическими прибылями от участия нашего государства в ЕЭП и других российских интеграционных проектах. Все это предъявляется в красивой предвыборной обложке, украшенной образами эгоизма Европы.

Но, учитывая опыт последних разногласий в отношениях Россия—ЕС, можно предвидеть, что Евросоюз будет стремиться к конкретизации и практической реализации существующих договоренностей с Украиной и настаивать на соблюдении европейских ценностей, особенно в вопросах прав человека и свободы СМИ, что может быть своеобразным инструментом давления во время решения политических вопросов.

В ЕС существует понимание того, что развитие европейской интеграции требует качественно нового уровня сотрудничества с новыми соседями, особенно в вопросах общеевропейской безопасности, экономического сотрудничества в общем европейском пространстве, создания единой энергетической инфраструктуры, нелегальной миграции, борьбы с терроризмом и организованной преступностью.

Однако можно отметить, что перспективы разработки отдельного «Восточного измерения» ЕС под большим сомнением, особенно после принятия в марте прошлого года базового документа, в котором объединено «Восточное измерение» с «Северным измерением» и «Барселонским процессом» и представлены основы отношений ЕС со всеми странами-соседями (Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Марокко, Палестинская Автономия, Сирия, Тунис, Россия, Украина, Беларусь и Молдова), названные «дружественным кольцом ближайших соседей».

Объединение всех указанных стран в одну группу, в которой не различаются, например, Украина и Ливан, делает стратегию ЕС по отношению к своим соседям расплывчатой и нечеткой. В данном случае выдуманные три пояса защиты (миграционный, экономический и безопасный) смогут относительно успешно выполнять свои функции лишь при наличии отдельных крепких двусторонних договоренностей ЕС с каждой страной-соседом, а это потребует огромных ресурсов и времени, которых пока что в Евросоюзе маловато.

Более того, внутри самого европейского объединения, особенно со стороны новых членов, усиливаются антиевропейские лозунги, способные в перспективе привести к победе в странах Центрально-Восточной Европы радикальных сил, не настроенных на поиски компромиссов с Брюсселем.

Слова Р.Проди о том, что соседи должны получить все, кроме институтов ЕС, вскоре смогут привести к появлению не просто бедных, но и «немых» соседей, накапливающих обиду и составляющих немалую угрозу. Если лидеры Европейского Союза не изменят своей общей стратегии по отношению к соседям и тактики по отношению к новым государствам-членам, то внутри объединения сформируется группа «недовольных», которую смогут использовать в своих интересах внешние игроки, что, скорее всего, не будет содействовать укреплению европейского единства. Лучше прислушаться к народной мудрости и не отгораживаться высоким забором, а помочь соседу стать богаче. От этого выиграют все.