UA / RU
Поддержать ZN.ua

Европейский кризис: эффект домино в политике и экономике

Одновременно с драмой в европейской экономике на политическом поприще кризис продолжает «валить» одно за другим европейские правительства.

Автор: Алексей Коваль

На минувшей неделе европейские чиновники признали то, о чем уже давно их предупреждали эксперты: кризис в еврозоне приобретает все черты системного явления, и справиться с ним невозможно мерами, которые принимались бы только одним правительством или даже группой государств в отношении отдельных стран. Одновременно с драмой в европейской экономике на политическом поприще кризис продолжает «валить» одно за другим европейские правительства, которые оказываются неспособными принимать адекватные и последовательные антикризисные меры.

Очередной жертвой стало правоцентристское правительство Дании, 16 сентября проигравшее выборы с небольшим отрывом альянсу левоцентристских сил. На следующий день состоялись досрочные выборы в Латвии, в ходе которых впервые за 20 лет независимости больше всех голосов собрала пророссийская партия «Центр согласия». По мнению наблюдателей, это может привести к коррекции геополитических приоритетов для балтийского государства, хотя нынешнее правительство Валдиса Домбровскиса способно удержаться у руля, если «русских» не захотят брать в коалицию и создадут против них крепкий альянс.

Таким образом, Дания пополнила список, в который входят Ирландия, Великобритания, Португалия, Финляндия и Нидерланды, где из-за кризиса уже произошла смена правительств. Наблюдатели также не сомневаются, что 20 ноября по результатам досрочных выборов в Испании падет социалистическое правительство Хосе Луиса Сапатеро. 20 сентября парламент Словении выразил недоверие кабинету, оказавшемуся неспособным проводить реформы в условиях кризиса, что повышает вероятность досрочных выборов в этой стране в декабре. Подобный сценарий возможен также в Словакии. Ну а затем, очевидно, нужно готовиться к политическим пертурбациям в двух крупнейших странах Евросоюза - Франции и Германии, где кризис уже наносит по правящим политическим силам ощутимые удары.

Что неладно в Датском королевстве?

В отличие от стран, в которых уже произошла смена правительств, в Дании левые победили правых. Доминирующей же тенденцией в большинстве стран ЕС оказывается смещение политических предпочтений электората в правый спектр. Но, похоже, именно выборы в Дании позволяют предположить, что для европейского электората сегодня фактор политической ориентации играет меньшую роль, чем выбор в пользу той силы, которая предполагает отличный от текущего курс и способ урегулирования кризисных явлений.

Проигравшей на выборах в Дании оказалась либерально-консервативная коалиция Ларса Лёкке Расмуссена, которая последние 10 лет уверенно вела страну по пути экономических реформ. И в последние кризисные годы показала себя не с худшей стороны, особенно если сравнивать с другими странами ЕС. Хотя экономический рост сменился стагнацией и Дания по темпам роста отстает от других стран Скандинавии, но дефицит относительно невелик - в этом году он оценивается в 3,8%, а в следующем, вероятно, составит 4,6% ВВП. С 2008 года государству пришлось национализировать девять банков, однако Копенгаген имеет возможность проводить более гибкую монетарную политику, поскольку страна не входит в еврозону, а поэтому на ее налогоплательщиках не отражаются кризисы в других странах ЕС. С другой стороны, экономика страны оказалась заложником ситуации в соседних Швеции и Германии, являющихся традиционными рынками для датских товаров. Либералы выступали за снижение госрасходов за счет ряда социальных программ, замораживание налогов и повышение конкурентоспособности датских товаров. В то же время главная «вина» Расмуссена, стоившая ему премьерского портфеля, состоит в том, что он не смог обеспечить Дании экономический рост наравне с соседями и сдержать увеличение бюджетного дефицита. Перед выборами он также лишился поддержки консерваторов.

Будущее правительство, которое впервые в истории Дании возглавит женщина - социал-демократ Хелле Торнинг-Шмидт, намерено поднять налоги для богатых, но одновременно готово увеличить государственные капиталовложения в рост экономики и социальные программы на 3,9 млрд. долл. Это, заметим, сегодня также является нетипичным для европейских стран, правительства которых только и думают, как урезать госрасходы и ужесточить финансовую дисциплину. Кроме того, уж совсем в духе социализма, будущий премьер обратилась к гражданам страны поддержать ее планы экономического возрождения Дании - «ударным трудом» в дополнительные 12 минут каждый день, или, проще говоря, добавить к трудовой неделе 1 час. По ее мнению, этого будет достаточно, чтобы запустить механизмы роста. Предложение расценивается оппонентами как популистская идея и весьма прохладно встречено представителями деловых кругов, которым, очевидно, придется оплачивать этот дополнительный час. Все, что будет происходить в датской политике и экономике при социалистах, становится особенно интересным, если учесть, что 21 сентября Центральный банк Дании понизил собственный прогноз роста ВВП страны на 2011-2012 годы, однако заметив, что экономика все-таки медленно, но восстанавливается и дополнительные стимулы, о которых говорит новое правительство, не нужны.

Битва за Берлин проиграна. Что дальше?

В соседней Германии политические проблемы также круто замешаны на экономическом кризисе всей еврозоны, где страна имеет существенный вес, и от ее позиции во многом зависит возможность выхода из кризиса. Нынешняя правящая коалиция проиграла шестые местные выборы своим главным оппонентам - социал-демократам. На этот раз выборы проходили в Берлине, где эсдеки получили поддержку 29% голосов, в то время как ХДС - 23%, а союзники Ангелы Меркель по правящей коалиции - либеральная Свободная демократическая партия - только 1,8%, что не дает им возможности оказаться в стенах парламента. Заметим также, что мэр германской столицы Клаус Воверайт - лидер социал-демократов Германии - рассматривается как потенциальный кандидат на пост канцлера от оппозиции, и результаты данного голосования позволили ему потребовать от главы правительства пересмотра нынешнего курса.

Эффект этого поражения был усилен противоречиями внутри самой правящей коалиции ФРГ. Дело в том, что свободные демократы расходятся с канцлером в вопросе о необходимости увеличения финансовой помощи Греции и мер поддержки евро за счет бюджета Германии. Более того, играя на сантиментах избирателей, либералы именно в ходе кампании в Берлине попытались эту тему сделать одной из основных, выступая в роли этаких евроскептиков. Результат голосования показал абсурдность подобной тактики, избиратель им попросту не поверил. Восполь­зовавшись этим, социал-демократы и зеленые призвали ХДС отказаться от такого партнера и предложили Ангеле Меркель совместно поискать ответы на вызовы нынешнего кризиса. Более того, оппозиция также обещает поддержку ХДС/ХСС в вопросах выделения дополнительной помощи Греции. Герман­­скому канцлеру пришлось срочно делать публичные заявления о стабильности правящей коалиции, несмотря на то, что уровень поддержки свободных демократов по Германии в целом спустился до 5%. А более 80% респондентов, опрошенных журналом «Шпигель», полагают, что антикризисные меры правительства неудовлетворительны. Но даже несмотря на это, досрочные выборы в Германии стали бы настоящим катаклизмом, который очевидно «снес» бы с политической сцены нынешнее правительство, но также окончательно похоронил бы для целой еврозоны надежду на скорое решение долгового кризиса и нанес бы существенный удар по стабильности евро. Следую­­щим испытанием для правительства страны станет голосование в Бундестаге 29 сентября по ­вопросу об увеличении Европей­ского фонда финансовой стабильности, во время которого евроскептики из правящей коалиции могут торпедировать антикризисные меры правительства, чем поставят канцлера в сложное положение. Пока же Ангела Меркель дает понять, что попытается доработать весь отпущенный срок до 2013 года, «отдавая себе отчет, какие задачи коалиции предстоит решать». По ее словам, обязанность Германии - поддерживать евро, поскольку он помогает стране наращивать экспорт и, следовательно, делать немцев богаче.

Однако задачи, стоящие перед Ангелой Меркель и ее правительством, усугубляются не столько по политическим мотивам внутри Германии, сколько по экономическим извне. Италия стала очередной страной, кредитный рейтинг которой был понижен на минувшей неделе, и это несмотря на то, что парламент одобрил предложенные правительством Сильвио Берлускони меры бюджетной экономии. Греция все еще ждет спасительного транша от кредиторов, выделение которого постоянно переносят, что только усиливает нер­возность рынка.

Европейцам необходимо чуть больше оптимизма и решительности

Как отмечают экономисты, европейцы излишне истерят по поводу роста инфляции и объемов государственных долгов. В экономике США ситуация по данным показателям куда более удручающая, тем не менее инвесторы продолжают ссужать американцам деньги на пять, десять и даже на 100 лет. И это лишь потому, что финансовые регуляторы и власти США постоянно предпринимают меры, чтобы как минимум выглядеть кредитоспособным заемщиком.

По мнению профессора калифорнийского Университета Беркли Барри Эйченгрина, без­деятельность отдельных правительств стран Евросоюза, а также ошибки и непоследовательность европейских политиков в реагировании на вызовы кризиса являются основной причиной снижения евро и сохранения такой ситуации, при которой доллар продолжает оставаться на ведущих международных ролях. «Сомнения по поводу будущего евро лишают эту валюту привлекательности инвесторов», - отмечает профессор.

Дошло до того, что чиновники ЕС в последние дни заявили о «системном характере кризиса евро», для преодоления которого уже не подходят обычные меры. Однако министры финансов европейских стран на встрече в минувшие выходные в Польше не смогли предложить что-нибудь оригинальное. Участвовавший в этой встрече глава госказначейства США Тимоти Гайтнер выглядел за столом наибольшим оптимистом - он убеждал своих европейских коллег в том, что у них есть все возможности и, главное, ресурсы, чтобы исправить ситуацию. И не путем закручивания гаек и сокращения расходов, а дополнительными мерами по стимулированию роста. Его советы европейцы восприняли как «неуместные». Поддержку странам евро пообещал Китай и даже страны БРИК в целом, однако все это до сих пор не стало стимулом для европейских политиков изменить свой нынешний настрой и начать действовать.