UA / RU
Поддержать ZN.ua

Европе грозит гуманитарная катастрофа?

Отсутствие у ЕС общей и целостной стратегии противодействия нелегальной миграции заставило отдельные страны действовать и поступать с мигрантами по своему усмотрению, методами, которые порой отходят от демократических и цивилизованных норм, унижают человеческое достоинство. Некоторые страны ЕС заняли безразличную позицию и не выражают заинтересованности участвовать в общеевропейских мерах по предотвращению кризиса, грозящего гуманитарной катастрофой.

Автор: Алексей Коваль

В ближайшие месяцы Европа может столкнуться с жестоким гуманитарным кризисом, вызванным наплывом мигрантов.

С момента последней нашей публикации по этой теме проблема усугубилась и приобрела угрожающие тенденции, произошли новые массовые трагедии. Европейские страны не только не смогли решить проблему наплыва мигрантов в страны юга континента, но и оказались полностью неготовыми к тому, что потоки мигрантов начали бессистемно просачиваться вглубь ЕС.

Решимость Евросоюза бороться с этой проблемой уже ставит под сомнение целесообразность сохранения одного из основополагающих принципов ЕС - права людей свободно перемещаться внутри объединенной Европы через национальные границы. Отсутствие у ЕС общей и целостной стратегии противодействия нелегальной миграции заставило отдельные страны действовать и поступать с мигрантами по своему усмотрению, методами, которые порой отходят от демократических и цивилизованных норм, унижают человеческое достоинство. Некоторые страны ЕС заняли безразличную позицию и не выражают заинтересованности участвовать в общеевропейских мерах по предотвращению кризиса, грозящего гуманитарной катастрофой.

Путь к спасению дорогами смерти

Европейские политики и общественность были взбудоражены сообщениями о гибели в водах Средиземного моря тысяч людей, пускавшихся в опасный путь только для того, чтобы добраться к европейскому берегу, который многим из них представлялся землей обетованной. Сегодня сообщения о спасении сотен мигрантов приходят из стран юга Европы каждый день. Как и новости о новых жертвах. Количество утонувших с начала года уже перевалило за 2600 человек.

Впрочем, спасение от гибели в морских пучинах отнюдь не является гарантией того, что на европейском берегу мигранты получат все, к чему так стремились. В конце августа мировые СМИ облетела новость об обнаружении 71 тела в автофургоне, брошенном на обочине дороги в Австрии. Все они были мигрантами, погибшими, вероятно, от удушья и обезвоживания, будучи запертыми в жару в небольшом пространстве, когда пытались проникнуть из Италии в Германию. Пять человек, причастных к организации этой нелегальной перевозки, были арестованы.

Шок европейской общественности от этого факта, впрочем, не предотвратил новых инцидентов. 2 сентября в Австрии был задержан микроавтобус, в котором находились 24 афганских мигранта. Их везли в запертом грузовом отсеке.

Был совершен поджог строящегося центра для переселенцев в немецком Науэне, близ Берлина, жители которого таким образом выразили свое нежелание жить бок о бок с мигрантами. Многие из жителей этого городка никогда не выезжали за его пределы и перспективу появления "чужаков" расценили как угрозу для своего беззаботного и сытого существования. Поджоги центров для беженцев произошли также в двух городах в Баварии, а в городе Хайденау с населением около 17 тыс. человек прошли демонстрации и столкновения с полицией, в которых пострадали более 30 правоохранителей, из-за намеченной на прошлую пятницу церемонии открытия центра для 600 беженцев. 300 человек уже находились там, когда толпа местных жителей, а также сторонники праворадикальных группировок начали погром. Столкновения продолжались все минувшие выходные, и власти даже ввели запрет на проведение массовых собраний в Хайденау, который суд, впрочем, признал незаконным.

Сомнительным с точки зрения правовых норм было использование властями Македонии войск для того, чтобы воспрепятствовать проникновению беженцев из Греции, которая, наряду с Италией, является главным перевалочным пунктом на пути мигрантов с Ближнего Востока и Турции. Венгрия в срочном порядке возводит укрепления из колючей проволоки вдоль своих границ с Сербией, чтобы не допустить незаконного проникновения мигрантов. Будапешт также усилил наказание за незаконное пересечение границы. Словакия заявляет, что приютит на своей территории лишь тех беженцев из Сирии, которые докажут, что они христиане, и к тому же не более 200 человек. Ряд стран (Германия, Австрия, Италия и Дания) заговорили о необходимости введения практики полноценного контроля на внутренних границах Евросоюза, чтобы воспрепятствовать проникновению мигрантов в эти страны, даже если это противоречит Шенгенским соглашениям.

Эти бессистемные попытки урегулировать кризис стали ярким свидетельством того, что ЕС из-за неповоротливости ключевых институтов оказался расколотым на два лагеря. Одни призывают к срочным мерам, в то время как другие молчат или отворачиваются от проблемы непрошеных гостей, которая для них еще не приобрела угрожающих размеров.

На этой неделе Германия решила взять на себя функции лидера в разрешении этих противоречий и выработке единых подходов к преодолению кризиса с мигрантами. Германией ширится акция поддержки мигрантов, и все больше немцев втягиваются в волонтерское движение, цель которого помочь прибывающим в страну. Согласно опросам, 60% немцев положительно относятся к идее приютить в стране мигрантов. Канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что страна готовится к тому, что ей придется до конца года принять 800 тыс. заявок на поселение от мигрантов, что составляет 1% от населения страны и в два раза превышает прогнозы. Большинству из них будет позволено остаться в стране, обещает канцлер. Эксперты говорят, что это число может достичь и миллиона, если учесть, что каждый месяц поток мигрантов в Европу растет и в июле был установлен новый рекорд. Число прибывших за месяц впервые перевалило за 100 тыс., а с начала года, по официальным данным, превысило 350 тысяч. (Без учета тех, кто проник незамеченным). Например, немецкие власти по состоянию на август зарегистрировали более 413 тысяч прибывших.

21 августа ФРГ сделала еще один экстраординарный шаг, отказавшись от предусмотренной Дублинским соглашение практики отправлять задержанных мигрантов в ту страну ЕС, границу которой они пересекли первой. (Это правило пока касается лишь беженцев из Сирии). Берлин дал понять, что ожидает поддержки и понимания своей инициативы. "Европа должна действовать, но и отдельные страны также должны взять на себя часть ответственности за беженцев, ищущих убежище", - сказала Ангела Меркель.

Однако пока активной поддержки инициатив немецкого канцлера не наблюдается. Страны не спешат брать на себя обязательства по размещению мигрантов. В то же время минувшая неделя, похоже, стала поворотным пунктом в понимании того, что кризис требует не чрезвычайных мер от властей отдельных государств (даже таких крупных, как Германия), но долговременной и продуманной стратегии на уровне всего Союза.

Европа все еще ищет решение

Из недр немецкого МИД и министерства экономики на минувшей неделе появился план из 10 пунктов, призывающий страны проявить солидарность и гуманизм к беженцам, иначе Европа перестанет быть той, какой она хочет быть. "Нужно признать, что на данный момент наши меры (для решения кризиса - А.К.) далеки от тех самых стандартов, которые Европа установила для себя", - говорится в документе. На минувшей неделе офис главы Еврокомиссии Ж.-К.Юнкера предупредил правительства 18 стран ЕС, что их действия в отношении беженцев нарушают правила Европейской системы предоставления убежища.

Однако проблема в том, что в общем потоке мигрантов сложно различить "беженцев", "вынужденно перемещенных лиц", трудовых мигрантов, людей, бывших не в ладах с законом на родине.

Европейские СМИ как раз на прошлой неделе начали смещать акценты в сторону понимания, что кризис действительно касается не мигрантов в широком понимании, а именно "беженцев" из зон конфликтов. При этом в числе прибывающих в Европу беженцев процент бежавших из Сирии не превышает существенно выходцев из стран Африки, Турции, Ливана или Афганистана.

Определение сути проблемы - первый шаг в правильном направлении. По инициативе ФРГ, Франции и Великобритании 14 сентября состоится совещание Министров внутренних дел и юстиции стран ЕС для того, чтобы начать разработку мер, которые 8 октября будут предложены Совету ЕС для утверждения.

Предварительно ожидается, что одной из тем заседания будет расширение списка "безопасных стран пребывания" - к ним относятся все страны ЕС, а всего их по Дублинскому соглашению - 43. Россия, Украина, Беларусь, Грузия, Турция пока не считаются "безопасными для пребывания", поэтому вернуть беженца, попавшего в ЕС через эти страны, власти европейской страны не могут. Также может быть расширен список "безопасных стран происхождения", от граждан которых прошения о предоставлении убежища в ЕС не рассматриваются.

В то же время Германия, Франция и Великобритания выступили за то, чтобы до конца года в Италии и Греции усилиями ЕС были созданы центры по содержанию мигрантов, в которых как раз и будет происходить регистрация и идентификация всех прибывающих, определение их категорий, и где в конечном счете они будут находиться до вынесения решения о предоставлении разрешения остаться в ЕС или о депортации за его пределы.

Другой проблемой, имеющей шанс стать камнем преткновения, может стать борьба вокруг идеи введения обязательных квот на расселение беженцев для стран ЕС. Ряд стран отказывается принимать на себя какие-либо обязательства по приему и расселению беженцев, другие говорят о желании принять лишь несколько сотен или тысяч беженцев. Некоторые страны Центральной Европы выражают готовность принять мигрантов, но только с условием, что платить за их расселение и трудоустройство будет ЕС из специально созданных для этой цели фондов.

На данный момент ничего не свидетельствует о том, что Европа в целом готова предпринимать решительные меры для разрешения кризиса с мигрантами и имеет долгосрочную стратегию в этом вопросе. Далеко не все лидеры считают миграцию общеевропейской проблемой. Практически ничего не сделано, хотя было предусмотрено прошлыми решениями, для усиления работы в странах происхождения потоков беженцев, чтобы решить их проблемы на месте, а не ждать, пока они переберутся в Европу. Кроме того, эксперты указывают, что для ЕС целесообразно было бы не просто принимать внутренние решения, но привлекать к их выработке страны-соседи по периметру внешних границ ЕС. Еще одна важная проблема, до которой у ЕС руки пока не дошли - переговоры со странами арабского мира, который вообще отстранился от проблем мигрантов, преимущественно мусульман. Также ЕС лишь в незначительной степени задействует возможности НАТО и, например, США в вопросе предотвращения проникновения в числе мигрантов на территорию Евросоюза лиц, причастных к террористическим организациям или принимавших непосредственное участие в локальных конфликтах, а также членов преступных группировок.