UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕВРОПА В ОЖИДАНИИ БУША

Деликатная сложилась дипломатическая ситуация. Мировые лидеры изощряются в маневренной борьбе за право первого официального рукопожатия с новоизбранным американским президентом...

Автор: Юлия Загоруйко
{Фото АР}

Деликатная сложилась дипломатическая ситуация. Мировые лидеры изощряются в маневренной борьбе за право первого официального рукопожатия с новоизбранным американским президентом. А он тем временем, озаботившись домашними делами государства, держит остальной мир в ожидании — сам не спешит с визитами и к себе никого не зовет.

Конечно, президент Буш-младший хотел бы и очевидно будет отличаться от президента-отца. Не только тем, что получил власть из рук судей, а кабинет сформировал за рекордные три недели (Буш-старший — за десять). Буш-сын будет иным во внутренней политике, о чем свидетельствуют его первые шаги. Что касается внешней политики — пока можно воспользоваться знаком вопроса. Поскольку внешнеполитических «генералов» он набрал из бывшей «армии» отца: вице-президент Дик Чейни был в администрации Буша-старшего министром обороны; государственный секретарь Колин Пауэлл был начальником объединенных штабов во время войны в Заливе; министр обороны Доналд Рамсфелд еще в 80-е поддерживал предложения Рейгана о звездных войнах, а в конце 90-х стал одним из авторов программы противоракетной обороны; советник по национальной безопасности Кондолиза Райс была специальным советником по вопросам Советского Союза. О том, как поведет себя новая администрация, пока что пристально рассматривающая объединенного европейского союзника, пытаются предугадать европейские лидеры, толкаясь в очереди у дверей Буша.

Париж. К большому огорчению своих европейских коллег, а особенно лондонского, французский президент Жак Ширак уже удостоился нового американского рукопожатия. 19 декабря пути Ширака и Буша скрестились в Вашингтоне, состоялась короткая неформальная встреча, когда Буш посетил посольство Франции.

Темы, которых оба президента пытались избежать, лишь указывают на будущие проблемы. В повестку дня не вошли ни американские планы по развертыванию противоракетной обороны, ни ухудшающиеся торговые отношения, ни мирное урегулирование на Балканах, ни растущее несогласие США по поводу европейских сил быстрого реагирования. Этого не было. А был неформальный разговор, и согласно французским источникам, Буш приятно поразил Ширака своим сбалансированным видением мировых событий и заверением, что будет продолжать трансатлантические отношения в прежнем русле.

При этом вспомним, что Буш-младший вряд ли был популярной личностью во Франции, где имел скорее плохую, чем хорошую, прессу, и еще до выборов шокировал французов своим «варварским» энтузиазмом в пользу смертной казни. Обозреватели небезосновательно считают, что линия Париж—Вашингтон может быть улучшена за счет общих интересов двух президентов, которые, оказалось, сошлись во вкусах — оба любят барбекю, популярную музыку и легкое чтиво.

Однако уже сегодня нетрудно разглядеть холодный контраст между полутехасской администрацией Буша и интеллектуальным правительством Лионеля Жоспена, который может сменить Ширака в следующем году. Когда демократ Гор завершил свой избирательный марафон, социалист Жоспен позволил себе недипломатическое замечание в том духе, что сомнения относительно законности выборов Буша-младшего никогда не исчезнут.

Президент Ширак, находясь в Вашингтоне, быстро настрочил для американской прессы лестную статью, пытаясь обезвредить выпад своего премьера-противника.

Сегодня команда Жоспена осторожно говорит о том, что, дескать, рано еще составлять мнение о молодой команде Буша. Замечая при этом, что жесткие политики типа Рамсфелда могут быть сбалансированы «светлыми» личностями типа Райс, которая понимает интересы США в Европе и необходимость осторожных действий в России.

Свободная торговля и НАТО — вопросы-близнецы для будущих трансатлантических отношений. В обоих вопросах французская политика является главным раздражительным фактором для Америки. Посему пессимисты считают, что эта первая неформальная американско-французская встреча может оказаться последней.

Берлин. Встретившись в последний день января в Страсбурге с французским президентом и попытавшись загладить трещины, появившиеся в двусторонних отношениях после Ниццы, германский канцлер Герхард Шрёдер был готов к полету за океан. По его задумке, такая комбинация встреч (Ширак, Буш) давала ему право представить себя в США голосом Европы. Британия находится посреди избирательной кампании и в замешательстве от неопределенности своей европейской роли, говорят германские дипломаты, французские политики не проявляют интереса к установлению близких отношений с новым американским президентом. Кто-то же должен этим заняться.

Естественно, этим хочет заняться канцлер. Шрёдер хотел бы занять то место в симпатиях Буша, которое Клинтон резервировал для Блэра. Но его амбиции будут подвергнуты испытаниям в следующем году, когда НАТО начнет рассматривать прием новых членов. Берлину будет нелегко скрыть свое недовольство, если США будут настаивать на приеме в НАТО стран Балтии.

Кроме того, российский президент Путин рассматривает друга Шрёдера как эффективного лоббиста для Москвы в Вашингтоне. Обе страны не воспринимают американскую идею ракетного щита, о чем еще раз напомнил германский министр обороны Рудольф Шарпинг во время январского визита в Москву. Москва в поисках помощи по разрешению проблемы своего огромного внешнего долга также возлагает гораздо большие надежды на Германию, чем на США. Тем более что такие вопросы говорящий по-немецки Путин обсуждает напрямую. Сомнительно, чтобы вышесказанное добавило любви между Берлином и Вашингтоном, но в любом случае будет подчеркивать твердую позицию Германии в делах Буша с Европой.

Брюссель. Последние восемь лет Европейский союз находился под минимальным давлением Америки. Но время это ушло вместе с Клинтоном, и чем скорее европейские политики осознают это, тем лучше. Европа чувствует, что скоро окажется предметом скептического анализа заокеанского союзника. Во-первых, ее ожидает тяжелая критика за то, что тянет время в связи с расширением ЕС на Восток. Советников Буша слабо впечатлил «прогресс» на этом фронте, хотя он патетически заявлен в декларации декабрьского саммита ЕС в Ницце.

И неудивительно, что Еврокомиссия напряженно ищет пути организации встречи между президентом Еврокомиссии Романо Проди и новым президентом США Джорджем Бушем — где-то весной. Несмотря на все усилия, первая формальная встреча двух президентов состоится, скорее всего, во время регулярного саммита ЕС—США, очевидно, в июне. Там же и для всех остальных лидеров Евросоюза представится возможность встретиться с новым американским президентом.

Брюссель заявил, что синьор Проди хотел бы объяснить мистеру Бушу, почему силы быстрого реагирования Евросоюза будут дополнять, а не разрушать НАТО. Он также хотел бы выразить беспокойство по поводу щита противоракетной обороны, поскольку опасается, что планы эти могут возбудить антагонизм России и Китая. У Еврокомиссии имеются вопросы также относительно трансатлантических торговых отношений, ее волнует сокращение миротворческой активности США в проблемных точках, и прежде всего на Балканах. Кроме того, приход Буша в Белый дом может усложнить усилия по согласованию путей противостояния глобальному потеплению.

И хотя Брюссель отрицает, что полон тревог, всем известно: младший Буш (пока что) — «вещь в себе», а в политическом спектре находится правее всех европейских правительств. (Хотя он любит рассказывать о своих дружественных отношениях с демократами Техаса, о том, как он лелеял двухпартийный дух, будучи губернатором).

Лондон. Судя по всему, британскому премьер-министру Тони Блэру, который надеется стать первым лидером, официально переступившим порог Белого дома при новом хозяине, таки удастся опередить других у «ворот» Буша. Предварительная дата британско-американской встречи в верхах — 19 февраля (аккурат день рождения Джорджа Вашингтона).

Главных опорных точек в переговорах будет две. Первая — планы Буша по национальной системе противоракетной обороны, там же, предполагается, будет оглашена просьба США о строительстве соответствующих объектов на британской земле. Второе — европейские планы относительно создания сил быстрого реагирования, ключевые расхождения в которых Блэр намерен сгладить.

Быстро организованная первая встреча Блэра и Буша состоится во многом благодаря теплым отношениям между Кондолизой Райс и сэром Кристофером Мейером, британским послом в США. Мейер постоянно культивировал контакты с республиканцами и поддерживал тесные отношения с Райс во время избирательной кампании. Британский официоз прекрасно знает, что должен наладить близкие рабочие отношения с администрацией Буша любой ценой, даже если они не будут столь теплыми и дружественными, какими они сложились у Блэра с Клинтоном. Ибо от поддержания этих отношений, традиционно называемых «специальными», зависит вес Британии в Европе и сила голоса в мире.

В конце февраля 1993 года консерватор Джон Мейджор был первым европейским лидером, который встретился с новоизбранным демократом Клинтоном. Тогда, как впрочем и теперь, британский премьер хотел знать, не будут ли его близкие отношения с предшественником помехой для сооружения мостов с новым президентом. Известно, что во время избирательной кампании 92-го года британская консервативная партия, находящаяся у власти, помогала Бушу-старшему, изыскивая информацию, касающуюся учебы Клинтона в Британии. На пресс-конференции после встречи с Мейджором Клинтон развеял страхи шуткой о том, что он лишь второй американский президент, живший в Британии, и этот факт лишь укрепит «специальные» отношения двух стран.

Британии и на этот раз удалось показать, что ее отношения с Белым домом остаются «специальными» и при новой администрации. В начале этой недели министр иностранных дел Британии Робин Кук посетил Вашингтон с официальным визитом — первым среди министров иностранных дел. Во время его встречи с американским госсекретарем Колином Пауэллом последний высказался в поддержку сил быстрого реагирования Европы, но при этом заявил, что «мы не хотим делать чего-либо, что ослабило бы НАТО — это наш основной принцип», и добавил, что всеевропейские силы не должны дублировать структуры НАТО, а должны увеличивать в целом военные возможности как НАТО, так и ЕС.

Что касается противоракетного оборонного щита, то с этим разберется сам Буш. Он, подобно своему отцу, также считает, что хороший президент — это крупный инвестор в крепкие альянсы. Однако его метода заключается в девизе: вначале — цель, затем — процесс. Иными словами, новый республиканский президент вначале объявил цель — спорный проект по созданию щита противоракетной обороны, затем он будет работать с союзниками, пока не добьется поддержки. Другого пути он не видит, говорят европейские эксперты.

Перебирая разные внешнеполитические сценарии новой администрации Буша, не следует упускать из виду, что для нее приоритетными будут более неспокойные точки мира, чем более-менее предсказуемый союзник в лице Европы. События на Ближнем Востоке, в России, Китае потребуют от американской политики немалых и часто разновекторных усилий, посему следует ожидать усиления тенденции в сторону «от» европоцентрической точки существования мира и более в сторону Азии и Латинской Америки.

Долгое время зарубежные лидеры видели Джорджа Буша-младшего в карикатурах и воспринимали легкомысленно. Сегодня уже очевидно, что им следует приготовиться к президенту, который наверняка собирается быть не хуже своего предшественника, которого сам назвал искусным политиком.