UA / RU
Поддержать ZN.ua

Европа строит общий дом. Архитекторы уже есть, каменщики еще требуются

За 56 лет существования Совета Европы главы государств-членов этой организации собирались нечасто...

Автор: Оксана Приходько

За 56 лет существования Совета Европы главы государств-членов этой организации собирались нечасто. Первый саммит прошел в 1993 году в Вене, когда в состав организации входило 30 стран. Именно СЕ взял тогда на себя функцию поддержки стран Центральной и Восточной Европы, ставших после падения Берлинской стены на путь демократических преобразований. Второй раз главы уже 40 государств собирались в Страсбурге, в 1997 году. Тогда перед СЕ была поставлена задача объединить в своих рядах все европейские государства. В прошлом году княжество Монако, 46-я из 47 стран, имеющих европейскую «прописку», встало под флаг Совета Европы. Вне старейшей европейской организации, единственным условием вступления в которую является уважение прав и свобод человека, укрепление демократии и признание верховенства права, осталась Беларусь. И шансов стать полноправным членом СЕ при нынешней власти у этой страны практически нет.

Третий саммит, который недавно завершил свою работу в Варшаве, должен, по мнению его организаторов, войти в историю как «саммит европейского единства». Причем причиной его созыва является не просто фактическое объединение всего континента в рамках организации. Происходящее параллельно с этим процессом расширение Европейского Союза создает, как это ни парадоксально, новые вызовы европейской сплоченности. Далеко не у всех европейских народов есть реальные шансы обзавестись путевкой в ЕС, в результате чего у них может возникнуть ощущение, что они остались в стороне от общеевропейских интеграционных процессов. Именно предупреждение такого развития ситуации и сделала своим приоритетом Польша, которая сама год назад вступила в ЕС, и чей срок председательствования в СЕ триумфально завершился проведением Варшавского саммита.

Новая европейская архитектура

20 президентов, один принц, 13 премьер-министров, несколько министров, представители стран-наблюдателей и международных организаций собрались в Королевском дворце в Варшаве для того, чтобы еще раз подтвердить роль Совета Европы в качестве главного хранителя основополагающих ценностей, общая приверженность которым превратила Европу из географического понятия в политический символ. Причем смысл такой констатации отнюдь не сводился к воспеванию дифирамбов себе, любимым. Это необходимо было сделать для определения общей для всех участников платформы, с которой можно было приступать к решению задач, стоящих перед европейскими народами.

Урегулирование «замороженных» конфликтов, снятие территориальных претензий между отдельными членами СЕ, противостояние угрозе терроризма, борьба с коррупцией, предотвращение торговли людьми. Выработкой механизмов решения этих проблем участники Саммита приступили только после того, как Терри Девис, Генеральный Секретарь СЕ, в очередной раз подчеркнул, что обеспечивать безопасность на континенте нужно, «не принося в жертву свою свободу, гражданские свободы, права человека и верховенство закона». Результатом последующей работы стало принятие трех конвенций: о предупреждении терроризма, о борьбе с финансированием терроризма и о борьбе с торговлей людьми. Кроме того, в ходе Саммита состоялась встреча президентов Армении и Азербайджана, которые еще раз подтвердили серьезную заинтересованность в достижении мирного урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Президент Грузии сделал заявление о том, достижение взаимоприемлемого решения о выводе российских военных баз с территории Грузии является вполне реальным, а уже после окончания Саммита были озвучены новые инициативы по урегулированию приднестровского конфликта.

Если эту часть работы Саммита условно можно назвать «прикладной», то на второй день заседаний рассматривались проблемы исключительной концептуальной сложности. Выступающие занимались поиском ответа на вопрос, каким образом следует изменить работу основных паневропейских организаций - Совета Европы, Европейского Союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе - чтобы обеспечить их максимальную эффективность, избежать дублирования и параллелизма, найти правильный баланс распределения ответственности и обязанностей. Особую сложность при этом создают радикальные изменения, которые претерпевает сейчас Евросоюз. Он не просто расширяется. Принятие Конституции кардинально меняет саму природу этой организации, окончательно выводя за рамки экономического союза и придавая ей новый статус с точки зрения международного права. Конечно, сам процесс принятия Конституции еще только начался, и явно не будет легким и бесполезным. Тем не менее, европейские лидеры уверены, что ожидаемый экспертами отрицательный результат предстоящего референдума во Франции может лишь затянуть этот процесс, но никак не остановить его. Даже в случае оправдания самых мрачных прогнозов к этому вопросу можно будет вернуться еще раз, после проведения более адекватной подготовительной работы, как это было, например, после первого отрицательного референдума в Ирландии по поводу ратификации Ницского договора. Так что выработкой новой концепции взаимоотношений со стремительно развивающимся Евросоюзом нужно заниматься уже сейчас, чтобы в дальнейшем избежать скороспелых решений.

По мнению г-на Девиса, приоритетом участников Саммита должно стать такое развитие СЕ, в результате которого «настоящим сердцем Европы станет Страсбург». А Сергей Лавров, глава российского МИДа, возглавлявший делегацию России, считает, что Совет Европы «стоит перед опасностью превращения в младшего партнера» Евросоюза. Шансы такого развития ситуации существенно повышает тот факт, что в Брюсселе далеко не всегда хорошо осведомлены о том, чем занимается Страсбург, несмотря на то, что 200 конвенций, принятые за полвека Советом Европы, наиболее значимо изменили жизнь всех европейцев.

Преодолеть такую тенденцию и был призван Варшавский саммит, активное участие в котором приняла комиссар ЕС по внешним связям и Европейской политике добрососедства Бенита Ферроро-Вальднер. Адам Ротфельд, министр иностранных дел Польши, на тот момент исполнявший обязанности председателя Комитета Министров Совета Европы, остался очень доволен полученными результатами, отметив, что в отношениях между СЕ и ЕС удалось добиться значительного прогресса. Принято решение о направлении представителя Еврокомиссии в Страсбург, для активного участия в деятельности СЕ. Согласован вопрос о присоединении ЕС к Европейской конвенции о защите прав человека после принятия Конституционного договора. По итогам Саммита принята политическая декларация, в которой говорится о необходимости тщательного изучения сложившихся и перспективных отношений между ЕС и СЕ, «с учетом важности человеческого измерения в архитектуре Европы». Специальный доклад на эту тему поручено подготовить Жан-Клоду Юнкеру, президенту ЕС и премьер-министру Люксембурга - страны, входящей в состав основательниц обеих этих организаций. В своем выступлении г-н Юнкер заявил, что никаких оснований для соперничества между ЕС и СЕ нет и быть не может, и в своей работе они должны дополнять друг друга.

На таких же принципах должно строиться и сотрудничество с ОБСЕ, в подтверждение чего на Саммите была принята Декларация о сотрудничестве между этой организацией и Советом Европы. На данный момент ОБСЕ объединяет 55 стран-участниц - все европейские страны, страны СНГ, США и Канаду. Деятельность СЕ и ОБСЕ пересекается по многим направлениям - в борьбе против терроризма, защите прав национальных меньшинств, предупреждению торговли людьми, защите свободы СМИ, укреплению толерантности и преодолению различных форм дискриминации. В 2004 году была создана Координационная группа, в задачи которой входит «инвентаризация» всех этих направлений и определение наиболее оптимальных методов их совместного решения, включая проведение совместных встреч, заседаний, рабочих мероприятий, координация работы Парламентских Ассамблей СЕ и ОБСЕ. Димитрий Рупель, председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Словении, заверил в полной готовности подведомственной ему организации приступить к подобному сотрудничеству. Ведь оно, кроме всего прочего, позволит сэкономить огромные средства, не только избежав дублирования в выполнении одних и тех же функций, но и выбрав наиболее эффективный из имеющихся в наличии механизм их осуществления. А для ОБСЕ финансовый вопрос сейчас стоит исключительно остро. Россия, ставшая объектом острой критики со стороны этой организации, блокировала принятие ее бюджета на 2005 год, тем самым парализовав ее работу. Сейчас этот вопрос сдвинулся с мертвой точки, однако до полного урегулирования конфликта еще далеко. Бюджет ОБСЕ на этот год рассчитан в объеме 170 миллионов евро, и Россия обязалась профинансировать его почти на 4 процента. На долю США придется почти 14 процентов, Германии - чуть больше 11, Франции, Великобритании и Италии - по 10.

К слову сказать, бюджет СЕ вполне сопоставим с бюджетом ОБСЕ, причем доля России составляет около 25 миллионов евро. Зато по отношению к бюджету Евросоюза бюджеты СЕ и ОБСЕ составляют десятые доли процента. При этом эффективность инструментов, разработанных СЕ и ОБСЕ, нередко превосходит те, которые имеются в распоряжении ЕС. Учитывая, что нынешний Генеральный секретарь СЕ имеет 15-летний опыт работы менеджером в таких крупных и успешных компаниях, как Esso Oil и Chrysler, сомнений в том, что подобной расточительности будет положен конец, не остается. При этом и в самом Совете Европы, по всей видимости, будут упразднены те направления, работа по которым недостаточно эффективна по сравнению с «коллегами». Это относится к сельскому хозяйству и еще трем специальным комитетам из 14 существующих.

Очень сложная и масштабная реформа предстоит Европейскому суду по правам человека, который, по общему признанию, стал самым ценным достижением Совета Европы. Этот европейский институт был создан в 1959 году как один из органов, обеспечивающих контроль за соблюдением Конвенции по защите прав человека. С тех пор его работа неоднократно реорганизовывалась, и в результате из судебного органа он превратился в символ торжества справедливости, став при этом жертвой собственного успеха. Осознание того факта, что каждый европеец, отстаивающий свои права и свободы, может рассчитывать на беспристрастность Страсбурга, пожалуй, оказало решающее значение в процессе демократизации Европы. В результате количество дел, подаваемых на рассмотрение в Суд, ежегодно увеличивается на 25-30 процентов. И даже несмотря на то, что 95 процентов обращений признаются неприемлемыми и отклоняются, сейчас рассмотрения ожидает 80 тысяч дел. Только на их «переработку» потребуется несколько лет, при этом поток новых «поступлений», по оценкам экспертов, будет расти еще более быстрыми темпами.

Как выразился на Саммите председатель Европейского Суда Люциус Вильдхабер, «время легких решений уже прошло». В целях повышения эффективности работы Суда в прошлом году был выработан Протокол №14, который вносит в порядок рассмотрения дел некоторые изменения, позволяющие жестче отсеивать неприемлемые, повторяющиеся и «безнадежные» дела. Для вступления его в силу требуется собрать еще немало подписей, но даже после этого останется немало проблем. Для выработки концепции более радикальной реформы Европейского Суда предлагается создать «Группу Мудрецов», которая и займется поиском выхода из создавшегося положения.

Рассмотрение всех этих проблем проходило на Саммите в исключительно жестком ритме. Зато теперь направление развития всей политической структуры, определяющей укрепление на континенте демократии, задано на долгие годы вперед.

Трудности перевода: с украинского на европейский через польский

Польша, выступившая с инициативой проведения этого Саммита и проделавшая огромную работу по его подготовке, не пожалела усилий на продвижение в Европу Украины. В официальных документах Саммита подчеркивалось, что именно на примере нашей страны «в полевых условиях» президентских выборов были наработаны первые практические модели плодотворного сотрудничества СЕ, ЕС, ОБСЕ и других международных структур. Накануне открытия Саммита в Варшаве был организован традиционный Шумановский парад, многочисленные участники которого через центр города протянули 300-метровую «оранжевую ленту единства». Вся Варшава скандировала «Разом нас багато», приветствуя незабываемое шествие нескольких тысяч молодых людей на велосипедах, на ходулях, в оригинальных костюмах, с музыкальными инструментами в руках. А на рок-концерт в Европейском городке, разбитом перед Дворцом науки и культуры, несмотря на постоянно срывающийся дождь, собралось несколько тысяч человек, дожидаясь кульминации мероприятия - выступления Виктора Ющенко. Не дождались. Весь мир потом наблюдал за игрой украинских чиновников в лото-забаву с версиями причин изменения графика визита Президента - от «плохого самочувствия» до «неотложных дел». На этом фоне отсутствие в оргкомитете Саммита текста выступления Виктора Андреевича на Саммите выглядит уже сущей ерундой. В самый последний момент среди журналистов таки распространили искомый текст, правда, на русском и украинском. А вот в Интернет он так и не попал. Из 800 журналистов, аккредитированных на Саммите, русским владело лишь пару десятков. Об украинском и вовсе умолчим. Сайт, на котором в режиме реального времени велась трансляция Саммита и «вывешивались» все тексты выступлений, только в первый день его работы посетило 6 800 человек. Многие из них проявляли интерес к выступлению нашего Президента, которое, к слову сказать, действительно было достойно внимания.

Спичрайтерам удалось найти на удивление удачный баланс между тем, что хотели услышать от Украины в Европе, и тем, что Украина хочет получить от Европы. Например, о том, что «новая украинская власть осознает свою часть ответственности за единство Европы». О том, что «парламентские выборы в следующем году будут честными и прозрачными», о развитии гражданского общества, о независимости СМИ и войне с коррупцией. О создании в Киеве Европейского молодежного центра под эгидой Совета Европы. И о том, что «дело создания общеевропейского пространства» не может быть осуществлено без возможности свободного передвижения граждан. А вместо упрощения визового режима украинские граждане встречаются с примерами ужесточения требований к ним при оформлении виз.

Наверное, персонал Совета Европы, потрудившись над переводом текста выступления нашего Президента, с ходу озаботиться решением визовой проблемы. При этом немалая часть наших граждан будет сидеть и ждать, чем там все «у них в Страсбурге» закончиться. А более нетерпеливые в очередной раз воспользуются рукой помощи, протянутой нам из Варшавы. Для въезда в Польшу виза тоже требуется, однако оформляется она бесплатно, а количество частных лиц и организаций, готовых всем желающим выслать приглашения, безгранично. Стоить только проявить инициативу и настойчивость. Пока эти качества поляки проявляют гораздо чаще, чем мы. Именно они вышли на молодежную организацию «Наша справа», предложив ее членам принять участие в Шумановском параде. Победив в конкурсах и олимпиадах на тему европейской интеграции, 300 юношей и девушек из Луцка, Харькова, Донецка получили возможность побывать в Варшаве, обзавестись новыми друзьями. Заодно познакомившись с тем стилем жизни, который исключает потребность в Муссолини для того, чтобы не только поезда, но и городские автобусы приходили точно по расписанию.

В заставке на сайте Совета Европы основной упор делается на том, что эта организация объединяет 800 миллионов европейцев, и только потом говорится о 46 государствах. Среди этих государств есть и такие, как Польша, которая в числе первых среди Восточноевропейских стран вступила в эту организацию, и с тех пор играет в ней исключительно важную роль. Есть и такие, как Россия, которую немало критикуют за ущемления демократии, но чей министр иностранных дел, пообещав на пресс-конференции прислать корреспонденту ЗН информацию о том, какие нормы российского права были изменены под влиянием решений Европейского суда, таки да это делает. А есть и такие, как Украина, члены официальной делегации которой вообще не считают нужным отвечать на вопросы журналистов, а поиск ответа на аналогичный вопрос в отношении украинского права выливается в настоящее журналистское расследование.

Научиться добиваться от своих собственных чиновников внятных ответов и готовности предоставлять всю требуемую информацию и должен помочь «Год воспитания гражданственности через образование», каким Совет Европы объявил 2005. Правда, в Украине об этом мало кто знает. Роль украинских СМИ в освещении деятельности СЕ оставляет желать лучшего, а наши неправительственные организации пока еще не спешат проявлять активность, налаживая рабочие контакты со Страсбургом. Но при этом ведут нескончаемые разговоры о курсе на евроинтеграцию, которая упорно ассоциируется с марш-броском на Брюссель. А ведь именно СЕ для многих посткоммунистических стран стал тем политическим трамплином, который и облегчил столь сложное историческое перемещение. С этой точки зрения непозволительно проигнорировать слова Генерального Секретаря СЕ, который в ответ на вопрос ЗН о том, каким он видит место Украины в будущей Европе, сказал: «Я вижу Украину активным членом Совета Европы».