UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕВРОПА ПРОТИВ УГРОЗЫ ТЕРРОРА

Сегодня, когда мир находится в антитеррористическом напряжении, ему предстоит тщательным образом разобраться в мифах и реальностях террористических угроз...

Автор: Юлия Загоруйко

Сегодня, когда мир находится в антитеррористическом напряжении, ему предстоит тщательным образом разобраться в мифах и реальностях террористических угроз. После событий 11 марта в Мадриде, где террористы устроили массовое убийство невинных граждан, мир находится в состоянии шока в ожидании следующих нападений. Однако никто еще не вывел формулу периодичности или цикличности террористических «акций».

Статистики о росте международных террористических атак нет. По данным госдепа США, в период между 1998—2002 годами ежегодно происходило 330 отдельных террористических «инцидентов», что составляет лишь половину ежегодных тератак в период с середины до конца 1980-х. Но есть статистические данные о том, что атаки террористов становятся все более смертоносными. Количество человеческих жертв лишь за три года, с 2000-го по 2002-й, равняется предыдущим 14 годам.

Нет сомнения в том, что на всемирное поле битвы выступило поколение террористов более жестоких, бессердечных, «кровожадных» по сравнению со своими предшественниками. В прошлом террористы предпочитали разрушать символы власти и благополучия, взрывая, например, официальные учреждения в нерабочее время, пустые автобусы, вагоны или такси, с целью дать знать о себе как о существующей и потенциальной угрозе. Нынешние «бомбисты» предпочитают действовать без предупреждения и гордиться количеством унесенных человеческих жизней.

Террор стал глобальным. И единственный путь противостоять ему — это сплотиться. Лишь объединенный мир может стать сильнее. Собственно, под таким девизом состоялся на прошлой неделе брюссельский саммит Европейского Союза. Планировавшаяся ранее повестка высшего европейского собрания (а акцент предполагалось сделать на возобновлении переговоров о проекте конституции ЕС) была полностью «откорректирована» террористическими взрывами в Мадриде. Большую часть встречи лидеры 15 стран ЕС и 10 будущих стран—членов ЕС посвятили обсуждению новых и действенных мер по борьбе с терроризмом.

На протяжении трех лет, минувших после массированного террористического нападения на США 11 сентября 2001 года, Евросоюз пытался повысить европейские стандарты безопасности. Был, например, разработан общеевропейский ордер на арест, готов также проект единой европейской прокуратуры. Однако мадридские теракты показали, что одних проектов, и даже наличия в них суперидей, недостаточно. Необходимо их немедленное воплощение в жизнь. Еврокомиссар ЕС по вопросам юстиции и внутренних дел Антонио Витторино считает, например, что нет надобности в принятии «новых антитеррористических законов» — их в ЕС имеется достаточно. Необходимо эффективное выполнение последних, которое, по словам Витторино, возможно лишь в случае четкого взаимодействия всех заинтересованных структур — полиции, разведки, спецслужб и прокуратур всех европейских стран.

Здесь неожиданно возникла проблема, состоящая в том, что у каждой отдельно взятой страны (и не только европейской) имеются свои основания не быть слишком тесно кооперированной в совместные действия. Одни государства опасаются «проникновения» в свои системы безопасности, другие пекутся о национальной независимости, третьи не желают выглядеть в роли «американского пуделя». После неожиданной победы социалистов на всеобщих выборах, состоявшихся через два дня после терактов в Мадриде, новый премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро поспешил заявить, что уже к началу июля Испания выведет свои войска из Ирака, если ООН не возьмет на себя контроль над ситуацией в стране. Однако, по мнению многих экспертов, такая тактика — вовсе не борьба, а уход от борьбы против терроризма. Ибо дает террористам право думать, что они смогут «управлять» политическими процессами в мире. Министр иностранных дел Великобритании Джек Стро заявил: «ошибаются те страны, которые думают, что обезопасят себя от нападения террористов, проводя политику невмешательства».

Некоторые лидеры ЕС прибыли на саммит сразу после траурной церемонии, состоявшейся в Мадриде 24 марта, в память о невинных жертвах терактов. Но уже в Брюсселе стало ясно: Мадрид объединил и сплотил Европу, но, к сожалению, лишь в части общей боли и тревоги. Что касается совместного противостояния угрозам террора, то тут прогресс будет, очевидно, не столь быстрым, как того требует обстановка в мире. Поскольку трудно утверждать, что внутри ЕС уже выработана общая позиция относительно методов реагирования на теракты, подобные мадридскому.

Тем не менее на мартовском саммите европейцы попытались произвести мобилизацию имеющихся антитеррористических ресурсов. Прежде всего лидеры европейских государств одобрили введение должности комиссара ЕС по вопросам борьбы с терроризмом. И сразу согласовали кандидатуру — голландца Гийс де Вриса. Одной из первых его задач будет создание на основе разрозненных правовых актов единого закона ЕС, обязательного к исполнению каждой страной-членом. Также было поддержано предложение ЕК о создании общеевропейского форума для обмена информацией между различными ведомствами и образования единого банка данных о потенциальных террористических угрозах, куда войдет, например, архив записей телефонных разговоров и другая развединформация. Одобрен разработанный ранее единый европейский ордер на арест и достигнуты договоренности по схемам замораживания банковских счетов, которые подозреваются в использовании для финансирования террористических группировок. Предложение Бельгии о формировании в ЕС структуры, аналогичной американскому ЦРУ, не нашло поддержки. Окончательный план антитеррористической стратегии и тактики Евросоюза должен быть отработан и принят летом.

Исходя из обсуждений и договоренностей саммита, становится ясно, что основные усилия Европа намерена сконцентрировать на предупреждении терактов и усилении мер безопасности, в первую очередь на транспортных магистралях, в авиа- и морских портах. И главной составляющей новых мер будет несомненное ужесточение пограничного контроля. Еврокомиссия уже внесла предложение об изменении формата документов: в визы, паспорта, виды на жительство, разрешения на работу, которые выдаются представителям третьих стран для прибытия на территорию ЕС, будут вноситься биометрические параметры владельца документа. Такие параметры предлагается внести и в паспорта всех граждан Европейского Союза. Правда, решение это должно быть вначале одобрено национальными правительствами, а затем уже на межгосударственном уровне.

Что и говорить, замена документов — процесс сложный, дорогостоящий и длительный. Однако ничего другого действенного пока не изобрели. В Британии, например, уже три года длятся пререкания между министерством внутренних дел и правозащитными организациями по поводу введения в стране идентификационных карт — высокотехнологичных удостоверений личности с отпечатками пальцев, снимком радужной оболочки глаза и т.п. Правительство надеется таким образом «убить двух зайцев» — ввести в действие антитеррористическую защиту и «очистить» страну от нелегальной иммиграции. Интересно, что три четверти британцев как раз не протестуют против введения карточек идентификации. Поскольку считают, что мер предосторожности никогда не бывает чересчур много.

Теракты в Мадриде стали своеобразным сигналом для Британии. Особенно, когда высшие чины полиции заявили, что подобные акции террористов на территории страны почти «неизбежны». Тем не менее паники в Лондоне не наблюдается. Может быть, потому что лондонцы определенным образом «закалились», прожив предыдущую треть столетия в ожидании ударов Ирландской республиканской армии? Во всяком случае, опросы общественного мнения показывают, что почти 90% населения страны морально готовы к возможным нападениям террористов.