Выборы в Европарламент 5— 7 июня впервые проходили одновременно в 27 странах с возможностью участия сразу 375 миллионов человек. Их задачей было выбрать 736 парламентариев, которые будут до 2014 года управлять судьбами Европы. Впрочем, участие в голосовании приняло чуть больше 43% избирателей (самый низкий показатель в истории выборов ЕП), что традиционно указывает на равнодушное отношение европейцев к тому, что будет происходить в Европарламенте в ближайшие годы. Несмотря на то что этот институт Европейского Союза за три десятилетия с момента первых выборов только усиливает свои властные функции и влияние на жизнь сообщества, для обычного европейца это голосование всего лишь очередная возможность высказать национальному правительству и политическим силам собственной страны свои настроения и чаяния. Как правило, в этом протестном аспекте голосования и низкой явке эксперты видят (и об этом говорят, анализируя все последние выборы в Европарламент) отсутствие четкого общеевропейского видения проблем у обычных граждан, их индифферентное отношение к дебатам по наиболее животрепещущим проблемам для Союза, неспособность национальных правительств стимулировать эти дебаты на уровне отдельных стран. Наконец, по словам одного из экспертов, это подтверждает нежелание граждан ассоциировать какую-либо политическую доктрину с происходящим в нынешнее время экономическим кризисом.
Однако важность именно последних европейских выборов определена несколькими факторами, которые отличают их от всех предыдущих. Именно на срок деятельности нового Европейского парламента, скорее всего, придется имплементация Лиссабонского договора. Ныне еще не завершена его ратификация странами-членами. Многое будет зависеть от Ирландии, которая отвергла договор прошлым летом и получила возможность еще раз подумать и переголосовать нынешней осенью. Тем не менее все тенденции последних лет свидетельствуют, что Европарламент способен превратиться в краеугольный камень в системе европейских институтов. При этом Европарламент уже готовится играть решающую роль примерно в 80 новых сферах жизни Европы, когда именно от слова евродепутата будет зависеть деятельность Еврокомиссии, и решения Европарламента станут основой для выработки планов и действий для национальных правительств.
Несмотря на высокую вероятность такой трансформации, европейцы в своем выборе во главу угла ставили, прежде всего, партийность и приверженность идеям европейской интеграции. Таким образом, выборы завершились уверенной победой Европейской народной партии (ЕНП), которая в связке с демократами составит костяк представительского органа ЕС. По предварительным результатам, у них 264 места. А в случае блокирования с группой депутатов, представляющих Альянс либералов и демократов за Европу, у которых 80 мандатов, их влияние на решения парламента станет кардинальным. Победа правоцентристов вполне согласуется с тем, что именно партии этой ориентации сегодня доминируют на политической сцене Европы. Не исключено, что председателем нового Европарламента от ЕНП—ЕД станет бывший польский премьер Ежи Бузек. Это отразит стремление ЕНП повысить роль новых членов ЕС в Европарламенте, хотя ему уже противостоит представитель Италии Марио Мауро. Его выдвинули лишь потому, что Италия была обделена вниманием, и никогда за годы существования Европарламента не имела своего представителя на посту председателя.
Европейских социалистов называют главными проигравшими в ходе выборов 2009 года, но они по-прежнему будут двигать свою социальную платформу. Их представители займут 161 место, и в новом составе парламента уровень их представительства упадет сразу на 5% в сравнении с прошлым. Однако аналитики также рекомендуют обратить внимание на усиление роли «зеленых» с 53 мандатами и на разросшуюся до 93 человек группу прочих и неприсоединившихся депутатов, в число которых попали, в частности, те, кто отстаивал праворадикальные взгляды.
При всей важности грядущих перемен Европейская институция не сможет за одну каденцию изжить годами копившиеся проблемы, ставшие причиной рождения многих устоявшихся к нынешнему времени стереотипов. Это самый полномочный орган в Европе у европейцев никогда не имел большого доверия. Многие не имеют представления о том, что происходит за прозрачными стенами помпезного здания в Страсбурге. И не потому, что решения евродепутатов не касаются каждого европейца — просто национальные законодатели всегда на виду, их работа более ощутима в повседневной жизни. Впрочем, некоторые депутаты Европарламента могут за весь свой срок ни разу не сесть в кресло сессионного зала, получая при этом даже по европейским меркам весьма неплохую зарплату.
Будучи избранными путем прямого голосования у себя на родине, они редко представляют интересы своих избирателей, а порой даже своих стран и партий. Они живут и действуют в парламенте по какой-то собственной, понятной только им логике. Зачастую они представляют только самих себя. Оторванность от дома и привычных условий жизни приводит к тому, что многие из них были бы рады поменять евромандат на место в кресле национального парламента, пусть даже самой маленькой европейской страны. Поэтому не упускают возможности выдвинуть свою кандидатуру и на национальных выборах.
Зависть у депутатов Европарламента, которые, казалось бы, определяют судьбы целого континента, вызывает и то, что к их персонам намного меньше внимания европейцев и СМИ, чем, например, к парламентариям национальным. И для того чтобы здесь заработать авторитет среди семи сотен коллег, приходится выкладываться в несколько раз больше.
Европарламент можно сравнить с огромным коалиционным правительством, которому очень сложно договариваться. Однако именно без этого умения их решения не были бы столь всеобъемлющими. В то же время они, эти решения, зачастую ни к чему и не приводят. Поскольку в них мало конкретики, а главное, порой отсутствует решимость доводить до конца все заявленное.
Партийность депутатов. Возможно, здесь сегодня есть определенный резерв, поскольку именно эти выборы больше, чем другие, поставили на повестку дня новые вопросы в деятельности европейских парламентских партий. Их координации не столько на национальном и межнациональном, сколько на общеевропейском уровне. В связи с этим обращает на себя внимание обстоятельство, что победе ЕНП посодействовала способность этой партии представить себя по-новому всей Европе, ответить на вызовы, которые стоят перед континентом сегодня, в том числе и касательно экономического кризиса, недвусмысленно заявить о своих предпочтениях относительно будущего состава Европейской комиссии и ее руководства. Социалисты ничего подобного сделать не сумели, как следствие даже в странах, где ЕНП не пользуется популярностью, голоса левого электората отошли к «зеленым».
Кризис поставил на порядок дня новые вызовы. Так, эксперты-политологи видят для нового парламента вызов в том, что даже партийная общность делегатов сегодня снова может быть подорвана угрозой возникновения новых разделительных линий в самой Европе — противоречиями между странами, входящими в зону Евро, и теми государствами, которые еще не входят в эту зону.
Вторые упрекают первых в том, что в условиях кризиса Еврозона думала только о себе, забыв о том, что экономики присоединившихся к Союзу государств зависят от состояния экономик крупнейших стран ЕС, что значительная часть бюджетов стран Центральной Европы формировалась за счет общеевропейских фондов. Первые же обвиняют своих партнеров в том, что те привыкли жить за счет постоянных европейских инвестиций в их экономики. Избрание Бузека могло бы сгладить остроту этого конфликта.
Условием разрешения всех потенциальных противоречий стало бы превращение Европарламента в реальную силу. Он мог бы стать привлекательным местом работы для способных чиновников — еврократов, которые смогли бы не только превратить дебаты в зале в результативное обсуждение проблем, но также наладить работу парламентского аппарата, где собственно и рождаются резолюции.
Дело в том, что в Европарламенте, по крайней мере до сегодняшнего дня, в комиссиях правят бал выходцы из профессиональных групп. Например, комитет, ведающий вопросами сельского хозяйства и ответственный за распределение многомиллиардных европейских субсидий, состоит из фермеров, ставших парламентариями, или друзей тех же фермеров. Как высказался один из дипломатов о работе парламента в Страсбурге, всё тут движут интересы, а не специалисты.
Первым испытанием для европарламентариев на стремление к переменам станут, очевидно, выборы нового состава Еврокомиссии. Уже сегодня ясно, что выборы будут отличаться от предыдущих по накалу страстей. Нынешний председатель ЕК Жозе Мануэль Баррозо уже дал понять, что хотел бы сохранить за собой пост еще на четыре года. Это, в принципе, возможно, учитывая, что доминирующая в будущем составе парламента сила на его стороне. Его поддерживают лидеры крупнейших стран, например, сторонником сохранения Баррозо является президент Франции Николя Саркози. Скорее всего, именно такая позиция будет доминирующей на предстоящем 18—19 июня саммите ЕС.
Впрочем, лидеры только выражают свое мнение. На этот раз именно Европарламент может сказать свое решающее слово в вопросе, кого поставить у руля Еврокомиссии. Как стало известно на этой неделе, либералы, «зеленые» и социалисты в Европарламенте решили выступить против переизбрания Баррозо, дав понять, что готовы поддержать кандидатуру на этот пост бывшего премьер-министра Бельгии Ги Верховстадта. Последний с начала года буквально завалил Баррозо своими новыми инициативами по поводу укрепления европейских институций. Попутно обвиняя последнего, что тот не совсем адекватно реагировал на вызовы, перед которыми Европу поставил экономический кризис. Как бы там ни было, у европейской парламентской оппозиции пока мало шансов протолкнуть эту кандидатуру. Тем не менее первый бой в стенах Европарламента по кандидатуре председателя ЕК станет красноречивой демонстрацией способностей нового состава депутатского корпуса.