UA / RU
Поддержать ZN.ua

Евроинтеграция в условиях COVID-19

Три фактора, которые будут влиять на проведение Седьмого заседания Совета ассоциации Украина—ЕС.

Автор: Николай Точицкий

В последние годы европейская интеграция окончательно закрепилась в приоритетах нашей внешней политики.

Более того, она стала той реальной движущей силой, которая традиционно способствует реализации украинских внутренних реформ.

Со вступлением в силу Соглашения об ассоциации мы получили весомый инструмент, который помогает нам осуществлять трансформацию в государстве, интегрироваться с рынками ЕС, становиться «понятными» нашим европейским партнерам, окончательно разорвать любые связи с постсоветским прошлым и вернуться в европейскую семью народов, улучшить наше с вами благосостояние.

С каждым шагом выполнения соглашения мы приближаемся к нашей цели — членству в Европейском Союзе.

Соглашение предполагает поэтапную интеграцию с Европейским Союзом во всех сферах нашей политической, экономической и общественной жизни.

Успешность такой трансформации можно оценить дважды в год: во время саммита Украина—ЕС с участием президентов Украины, Европейской комиссии и Европейского Совета, а также во время Совета ассоциации Украина—ЕС с участием премьер-министра Украины и высокого представителя ЕС.

Такие встречи традиционно предполагают многочасовое заседание, двусторонние рабочие встречи руководства государства и членов правительства с членами Европейской комиссии.

Во время этих встреч происходит подробный обзор всех реформ, проведенных нашей страной, экспертный обмен мнениями на высшем уровне, а также решаются ключевые вопросы двустороннего диалога.

Уровень амбициозности и достижений каждого такого заседания определяется одним маленьким критерием, известным каждому дипломату.

Этот критерий — уровень встреч, который обеспечивает принимающая сторона. Чем выше уровень, тем больше доверия и внимания к стране.

Поэтому проведение любого такого заседания — это не обязательное подписание очередного соглашения или очередного безвиза.

Это изменения, которые состоялись в нашей стране за время между встречами. Это реформы, которые произошли и происходят.

И чем содержательнее прогресс, тем выше уровень доверия к нам.

Нынешний Совет ассоциации, который (несмотря на жесткие противопандемийные меры) состоится сегодня физически в Брюсселе, уже является свидетельством такого доверия.

Нам удалось обеспечить высокий уровень встреч и подготовить амбициозную повестку дня, на которую будут влиять несколько ключевых факторов.

На этих факторах и будет сосредоточена работа нашей правительственной команды во главе с премьер-министром Денисом Шмыгалем в Брюсселе и по возвращении домой.

Первый и неопровержимый фактор  — российская агрессия.

Европейский Союз продолжает оставаться нашим надежным партнером в борьбе с российской военной агрессией, которая привела к временной оккупации Крыма и потере контроля над частями Луганской и Донецкой областей.

Евросоюз с первых минут агрессии занял принципиальную и жесткую позицию в поддержке территориальной целостности и независимости нашего государства.

Он ввел жесткие ограничительные меры, которые эффективно работают уже седьмой год подряд. И не только не отменяет их, но и усиливает, заставляя тем самым Россию выполнять ее обязательства в рамках очень сложных нормандского и минского процессов.

Евросоюз реагирует на ухудшение ситуации с правами человека в Крыму, а также на обострение ситуации на Востоке нашего государства, вызванное прямым российским военным вмешательством.

Подтверждение этого — многочисленные резолюции Европейского парламента, заявления и решения руководства учреждений ЕС, которые периодически напоминают Москве о том, на чьей стороне находятся ключевые международные партнеры.

Кроме того, в Европейском Союзе появились два новых долгожданных санкционных режима: первый — за совершение киберпреступлений, второй — за глобальное нарушение прав человека.

Режим, связанный с киберпреступлениями, уже заработал, и Украина предложила своим партнерам обмениваться информацией. Форматом такого обмена должны стать заседания кибердиалогов Украина—ЕС (первое заседание уже готовится).

Режим санкций ЕС за глобальное нарушение прав человека открывает возможности для Украины наказывать тех, кто совершает правовой произвол в оккупированном Крыму. Сегодня на полях Совета будет звучать тема возможности применять этот санкционный режим в крымском контексте.

Также состоится содержательное обсуждение украинской инициативы по созданию Крымской платформы.

Кроме того, сегодняшнее заседание Совета станет замечательной возможностью для определения нашего интереса к участию в безопасностных проектах ЕС (PESCO). Старт такому процессу может дать участие Украины в проектах по вопросам кибербезопасности.

Буквально за несколько дней до заседания Совета ассоциации с фронта пришлая страшная весть — на неизвестном взрывном устройстве подорвались наши военные, двое из них, к величайшему сожалению, погибли. С момента начала режима прекращения огня на Донбассе это не единственный случай гибели наших военных от мин и взрывных устройств.

Такие трагедии подталкивают нас к обсуждению на заседании Совета вопросов, связанных с участием Евросоюза в проектах по гуманитарному разминированию.

Отдельной темой для обсуждения будет вопрос независимости СМИ, в частности в контексте дезинформационных кампаний против ЕС и Украины со стороны России. Будем искать на Совете взаимоприемлемых формул взаимодействия, конечно, не пересекая «красных линий» для демократии.

Вторым фактором является борьба с COVID-19 и его последствиями.

Коронавирус внес свои коррективы в двустороннее развитие наших отношений.

Прежде всего это сказалось на мобильности наших граждан. Уже почти  год они лишены возможности свободно путешествовать по Европе. Локдаун стал привычным понятием и состоянием для многих европейцев.

Шок переживает и экономика наших стран, что привело к значительному падению ВВП и увеличению государственного долга.

Из-за карантинных мер очень пострадали малый и средний бизнес, что послужило причиной потери рабочих мест.

Во время Совета мы совместно с нашими коллегами будем искать выход из этой ситуации.

Благодаря ЕС мы получили помощь в размере 190 млн евро и два транша макрофинансовой помощи на общую сумму 1,1 млрд евро, что помогло поддержать финансовую стабильность нашей страны, а значит и стабильность гривны в очень сложные времена.

Во время Совета мы обсудим выполнение наших обязательств, которые содержатся в Меморандуме о взаимопонимании между Украиной и ЕС, чтобы получить второй транш помощи как можно скорее.

В прошлом году в рамках сотрудничества с Европейским инвестиционным банком мы получили около 1 млрд евро, что позволило поддержать сельское хозяйство, местное микропроизводство, малый и средний бизнес, гражданское общество, местную инфраструктуру, окружающая среду, а также проекты на Востоке Украины.

Благодаря поддержке Европейским Союзом международного фонда COVAX, Украина уже в феврале получит первые поставки вакцины Pfizer.

Европейская комиссия и лично ее президент Урсула фон дер Ляен продвигали инициативу механизма передачи вакцины партнерам ЕС, о чем она также лично сообщила президенту Украины Владимиру Зеленскому. Сейчас мы ставим целью стабильный доступ к вакцине, что позволит вакцинировать всех желающих граждан Украины.

Мы уверены, что наши партнеры в ЕС и в дальнейшем будут стоять с нами рядом в борьбе с пандемией.

Третий фактор — восстановление роста экономики Украины. Инструментом его является Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС.

Соглашение об ассоциации, включительно с углубленной и всеобъемлющей зоной свободной торговли, создало крепкий фундамент для системного движения Украины к внедрению политик и стандартов ЕС, и как результат — постепенному достижению критериев членства.

Во времена COVID-19 это Соглашение стало инструментом, который помогает нам активировать общие с ЕС механизмы для противодействия экономическому кризису.

Со времени заключения Соглашения об ассоциации мы изменились, изменилась наша торговля. ЕС стал ключевым торговым партнером Украины с долей в торговле свыше 40%. Во время работы Совета ассоциации мы также планируем формально начать пересмотр параметров углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли.

Мы закрепим наши амбиции по интеграции и ассоциации в сфере цифровой экономики, окружающей среды, климата и финансового сотрудничества.

Возьмем обязательство приблизить наши политику и законодательство к Европейскому зеленому курсу, информируем о прогрессе выполнения обязательств Украины в сфере изменения климата, окружающей среды, морской экосистемы, образования, энергетики, транспорта и сельского хозяйства.

Приветствуем работу миссии по предварительной оценке готовности Украины к Соглашению об оценке соответствия и приемлемость промышленной продукции — «промышленного безвиза».

Подтвердим готовность присоединиться к Рамочной программе исследований и инноваций ЕС «Горизонт Европа» и программе EU4Health, что станет важным фактором для «зеленого» и цифрового восстановления после пандемии COVID-19. Подчеркнем важность программы «Эразмус+» для образования, обучения, молодежи и спорта, а также программы Creative Europe для культуры.

Отметим важность энергетической безопасности и независимости, а также координации с ЕС дальнейших шагов к интеграции рынков газа и электроэнергии.

Обсудим реформы, которые продолжаем в Украине: децентрализацию, борьбу с коррупцией и судебную реформу, цифровизацию, реформу оборонного и безопасностного секторов, реформу банковского и финансового секторов, земельную реформу, государственные закупки, внедрение прозрачного рынка энергетики.

Бесспорно, мы затронем «бесконечную историю» (never ending story) под названием Соглашение об общем авиационном пространстве, которая в этом году, я верю, должна завершиться успешно.

Напоследок, в ходе Совета мы обсудим начало и пути всестороннего обзора достижения целей Соглашения. Эта дискуссия определит путь европейской интеграции Украины на ближайшие несколько лет.

Уверен, что наша история успеха станет историей успеха ЕС.