UA / RU
Поддержать ZN.ua

Евроинтеграционный прецедент

Европейская ассоциация свободной торговли (EFTA) еще до конца года может пополниться пятой страной-членом...

Автор: Якуб Логинов

Европейская ассоциация свободной торговли (EFTA) еще до конца года может пополниться пятой страной-членом. Намерение вступить в EFTA высказал премьер-министр Фарерских островов Йоаннес Эйдесгаард. Ситуация особенная, поскольку Фареры представляют собой автономную заморскую территорию Дании и поэтому не могут самостоятельно осуществлять зарубежную политику. В отличие от своей протекторши, острова не относятся к ЕС и в соответствии с двухсторонними договоренностями не могут туда вступить. Оказалось, Копенгаген не только не имеет ничего против участия своей заморской территории в EFTA, но даже начал лоббировать это решение в Осло. Учитывая ее размеры, экономическую и политическую активность, Норвегия играет решающую роль в вопросах, связанных с функционированием EFTA.

Как сообщает норвежская газета Aftenposten, особых препятствий в расширении ассоциации возникнуть не должно. Зато малореальным представляется присоединение Фарерских островов к Европейскому экономическому пространству. Этому препятствует Дания, не желающая видеть острова в составе организаций, в которые входит сама. Ведь тогда маленькие Фареры могли бы по тактическим соображениям ветировать важные для Дании решения, используя это как аргумент в переговорном процессе с Копенгагеном. Следовательно, Фареры должны будут удовлетвориться целым рядом торговых трактатов между EFTA и разными странами мира, не входящими в ЕС. В частности, их автоматически будет касаться Соглашение о сотрудничестве с Украиной от 2000 года. Кстати, настоящее соглашение предусматривает создание зоны свободной торговли Украина—EFTA, однако Киев не слишком охотно выполняет записанные в ней обязательства.

Фарерские острова ведут также переговоры с датским правительством по поводу облегчения торговли со странами Европейского Союза. Вместе с тем такие переговоры ведет и Гренландия. Она тоже имеет статус датской автономной территории и не входит в ЕС, посему в отношениях с Брюсселем эти две страны должны прибегать к посредничеству Дании.

Фарерские острова получили широкую автономию в 1948 году. С того времени тамошние власти проводят политику мелких шагов, направленных на ослабление связей с Данией. Среди жителей островов очень много сторонников абсолютной независимости, однако пока этот шаг считают слишком рискованным для зависящей от рыболовства экономики. Ведь достаточно одного неудачного сезона, чтобы страна попала в ощутимый кризис — так, как это произошло в начале 90-х годов. С другой стороны, нынешнее экономическое положение Фареров удовлетворительное, ВВП на душу населения составляет 22 тыс. долл., а на территории автономии недавно открыли довольно большие месторождения нефти (еще не исследованные). Это и побуждает Данию — чтобы поощрять ее жителей оставаться в составе королевства — качать в эту заморскую территорию значительные дотации.

Фарерские острова имеют минимальное значение на экономической и политической карте Европы. Там проживает всего лишь 47 тысяч человек, площадь (1400 кв. км) сопоставима с площадью Киева, а валовой внутренний продукт
(1 млрд. долл.) — примерно в восемь раз меньше, чем ВВП Молдовы.

Однако пополнение EFTA даже этой маленькой страной является для Украины важным прецедентом. Ведь в последний раз ассоциация расширялась в далеком 1991 году, когда в нее вступил Лихтенштейн, а так — скорее, теряла своих членов в пользу ЕС. Противники эвентуального курса на членство в ассоциации часто высказывают мнение, что организация может вскоре прекратить свое существование. Вместе с тем норвежские дипломаты привыкли говорить, что EFTA пока не думает о приеме новых членов, поэтому разговоры о членстве Украины безосновательны. Если же вслед за Фарерами пойдут и другие мелкие страны (Андорра, Гренландия), а также Хорватия, отказать Украине будет трудно.