Ну вот, европейский выбор еще не только не успел овладеть у нас широкими народными массами, но даже не проник в глубины украинского чиновничества, Европейский Союз еще не только не признал право Украины в будущем влиться в его ряды, но и пока что отмалчивается по поводу нашей с ним ассоциации, а жертвоприношения на алтарь украинской евроинтеграции уже начались.
Можно предположить, что подобные мысли посетили не одну украинскую голову после того, как на прошлой неделе в Брюсселе было объявлено, что во время пятого заседания Совета Украина—ЕС украинская сторона передала своим европейским партнерам проект соглашения о реадмиссии. Насколько нам известно, единства по этой проблеме не было даже в рядах самой украинской делегации, некоторые члены которой после заседания Совета раздраженно замечали: «Ну зачем нам лезть «поперед батька в пекло»?»
Основная суть готовящегося соглашения о приеме и передаче лиц (реадмиссии), незаконно пребывающих на территории государств, заключается в том, что после вступления его в действие страны ЕС и Украина смогут возвращать друг другу всех нелегалов в случае, если будет доказано, что эти нелегалы прибыли на территорию Украины с территории одной из стран Евросоюза или наоборот — с территории Украины на еэсовскую землю обетованную. И поскольку голландцев, британцев, французов, немцев и прочих европейцев, нелегальным образом слоняющихся по украинским просторам, несравнимо меньше, чем украинцев, незаконно просочившихся в Европу, а главное, поскольку граждане третьих, как правило, азиатских и африканских, государств стремятся в Европу через Украину, а не наоборот, то пессимисты предполагают, что подписание соглашения о реадмиссии с ЕС окончательно и уже на законных основаниях превратит нашу страну в «отстойник» нелегальщины со всеми вытекающими негативными последствиями. Еще больше ситуацию осложняет тот факт, что Россия, с территории которой к нам проникает львиная доля всех нелегалов, до сих пор наотрез отказывалась от заключения с Украиной подобного документа.
И тем не менее не только дипломаты, но даже и специалисты в области миграционной политики, кровно заинтересованные в том, чтобы незаконных мигрантов на территории Украины было как можно меньше (хотя бы потому, что это облегчит их работу и уменьшит бремя расходов на содержание нелегалов), после анализа всех «за» и «против» приходят к выводу, что «трагедии из соглашения по реадмиссии с ЕС делать не стоит». Более того, по их мнению, заключение этого документа может принести Украине определенные политические дивиденды и практическую пользу.
Во-первых, на фоне несговорчивости других транзитных стран и, тем более, государств—поставщиков нелегалов, большинство из которых и слышать не хотят о соглашениях по реадмиссии, согласие Украины вести переговоры по данной теме и, более того, разработка украинской стороной проекта соответствующего документа выглядят шагом доброй воли, готовностью нашей страны идти навстречу Евросоюзу и не на словах, а уже на деле придерживаться общих правил и разделять общие ценности.
Во-вторых, ЕС, по идее, должен по достоинству оценить вкладываемый ему в руки Украиной козырь, который он теперь сможет использовать при обсуждении проблемы реадмиссии с Россией. Ведь можно предположить, что до сих пор россияне на переговорах «отбривали» европейцев примерно следующим аргументом: что вы хотите от нас, не претендующих на членство в ЕС, если даже Украину, стремящуюся в Евросоюз, никак не можете уламать подписать соглашение о реадмиссии.
И, наконец, самое главное. Проект соглашения о приеме и передаче лиц был вручен представителям ЕС вместе с документом, описывающим видение украинской стороной поэтапного и рассчитанного на несколько лет процесса взаимной либерализации визового режима между Украиной и Европейским Союзом, в котором наша страна берет на себя инициативную роль. В двух словах это означает, что сначала Украина со своей стороны осуществляет ряд действий, например отменяет визы для обладателей дипломатических и служебных паспортов, после чего ожидает адекватного шага со стороны Евросоюза. Если таковой следует, Украина идет еще дальше и упрощает процедуру оформления документов для въезда на свою территорию, скажем, представителей европейских СМИ, студентов, туристических групп. И так далее.
Можно предположить, что упрямо твердящие «Шенген есть Шенген» европейцы сначала воспримут украинские предложения, мягко говоря, без особого энтузиазма. Однако уже и в Украине появились въедливые специалисты, внимательно изучившие талмуд Шенгенских соглашений и разобравшиеся в том, что «Шенген для всех разный» и что существуют разные степени его применения. Внимательно изучается и зарубежный опыт: например, украинцев очень заинтересовал тот факт, что после заключения соглашения о реадмиссии между Польшей и Германией немцы отменили визы для поляков буквально в течение десяти дней.
Как и прочие международные соглашения, соглашение о реадмиссии должно будет пройти процедуру ратификации в Верховной Раде, которая, как можно предположить уже сегодня, будет очень непростой. Степень раздражения украинских граждан, вызываемая «шенгенским барьером», слишком велика, чтобы новый состав парламента, не задумываясь, решился одобрить такой спорный документ, как соглашение о реадмиссии (вспомним, к примеру, историю с ратификацией куда более «безобидной» конвенции о беженцах). К тому же, напомним, что 17 января с.г. ВР приняла постановление по результатам прошлогодних парламентских слушаний по вопросам украинской евроинтеграции, в котором четко зафиксирована необходимость синхронизации украинской поддержки действий Евросоюза по борьбе с нелегальной миграцией с либерализацией визового режима ЕС для украинских граждан. Заключение соглашения с ЕС о реадмиссии увязывается в постановлении ВР и с заключением аналогичного документа с Россией.
Так что украинским МИДу и правительству, которое будет вносить в парламент Соглашение между Украиной и ЕС о приеме и передаче лиц, потребуются серьезные аргументы для убеждения депутатов. Этими аргументами как раз и могут стать встречные шаги европейцев по либерализации визового режима. (При этом очень хочется надеяться, что активность дипломатов и твердость депутатов не ослабнут сразу же после отмены виз для владельцев украинских дипломатических и служебных паспортов, поскольку в этом случае раздражение остальной части населения, по-прежнему вкушающей «прелести» Шенгена, только увеличится.) Помочь украинским парламентариям глубже осознать необходимость ратификации соглашения о реадмиссии с ЕС, вероятно, сможет заметная помощь со стороны Европейского Союза и в обустройстве украинских границ (причем не только западных, и отрадно, что эту необходимость стали осознавать уже и сами европейцы), и в строительстве и организации работы лагерей для нелегальных мигрантов, и выделение средств на принудительное выдворение нелегалов с украинской территории, и склонение России к подписанию соглашения о реадмиссии с Украиной.
Конечно, суперпризом для нашей страны стало бы содействие со стороны ЕС и в смягчении железобетонной позиции РФ, категорически возражающей против демаркации украино-российской границы. Но на это рассчитывать вряд ли приходится, особенно если учесть, что у самого официального Киева по этому поводу, кажется, снова возник «плюрализм мнений». Еще не успел забыться недавний скандал, разгоревшийся в журналистско-дипломатической среде после трактовки одним из украинских дипломатов демаркации как «разделения народов» и «возведения барьеров между людьми», после чего МИД был вынужден еще раз четко разъяснить украинскую позицию («после завершения процесса делимитации последует процесс демаркации»), а Президент на встрече послов публично и жестко отчитал оплошавшего дипломата, «работающего непонятно на кого», как неделю назад — снова недоразумение. Многочисленные представители европейских стран, впрочем, как и украинцы, присутствовавшие в Брюсселе на международной конференции, посвященной отношениям Украины и ЕС, были немало удивлены, когда в ответ на вопрос одного из западных участников по поводу перспектив демаркации украино-российской границы из уст замглавы администрации Президента Украины, курирующего в АПУ вопросы внешней политики, Анатолия Орла снова сорвались слова о каких-то «препятствиях для контактов» и «факторах раздела», очень напоминающие формулировки российской стороны.
Если же говорить о негативных последствиях для Украины подписания с ЕС соглашения о реадмиссии, то они, по мнению экспертов, не так уж и велики, как это кажется на первый взгляд. Специалисты утверждают, что для нашей страны, собственно, вообще мало что изменится. Ведь на территорию нынешнего Евросоюза с территории Украины нелегальные мигранты могут попасть только воздушным путем. Во всех остальных случаях (при перевозке грузовиками, товарными вагонами и т.п.) нелегалы попадают на территорию ЕС с территории других государств, большинство которых являются кандидатами на членство в Евросоюзе и имеют с ним соглашения о реадмиссии, в соответствии с которыми нелегалы и будут возвращаться в эти государства. Конечно, соседние с Украиной страны-кандидаты в свою очередь будут пытаться вернуть нам нелегальных мигрантов, проникших с нашей территории, но дело в том, что с Польшей, Венгрией и Словакией Украина уже имеет либо соглашение о реадмиссии, либо положения о передаче лиц, включенные в другие документы, так что здесь действительно мало что может измениться.
Что же касается воздушного пути, то, во-первых, им пользуется очень небольшой процент нелегальных мигрантов. Во-вторых, с 10 января с.г. в Украине введена ответственность авиаперевозчиков за транспортировку нелегалов, что значительно увеличит бдительность авиакомпаний. В-третьих, украинская сторона уже старается не принимать обратно лиц третьих стран, в качестве доказательств нелегального проникновения которых на территорию других государств с территории Украины служит, например, найденный в их карманах талончик на киевский трамвай или одежда с лэйблом «made in Ukraine». В качестве веского доказательства требуется наличие украинской визы в паспорте нелегала.
Вызывает вздох облегчения у отечественных специалистов и тот факт, что в последнее время начала приносить плоды и работа с посольствами государств—источников нелегальной миграции: например, своих нелегалов стали забирать индийцы и пакистанцы. Ведутся переговоры по проблемам реадмиссии с Узбекистаном и Туркменистаном. И даже на российском направлении есть уже кое-какие положительные сдвиги: во-первых, если еще полгода назад российская сторона и слышать ничего не хотела о реадмиссии, то сегодня эта проблема уже стала предметом для обсуждения, и во-вторых, россияне и без соглашения стали потихоньку принимать обратно нелегалов, провороненных ее правоохранителями и пограничниками.