UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭСТОНСКАЯ МОЗАИКА

«Новые демократии» в этом году пышно отмечают свой первый «взрослый» юбилей — 10 лет государственной независимости...

Автор: Мирослава Кива
«Эстония больше никогда не будет «разменной монетой» в геополитических играх «супердержав», как это произошло в 1939 г.». Автор литографии известный эстонский художник-шестидесятник Юрий Аррак

«Новые демократии» в этом году пышно отмечают свой первый «взрослый» юбилей — 10 лет государственной независимости. Это касается практически всех бывших советских республик. Однако в этот круг совсем не «вписываются» страны Балтии, например Эстония.

В учебниках по истории Эстонии, книгах по политологии, разных справочниках — «черным по белому» — День независимости Эстонской Республики датируется 24 февраля 1918 года. Хотя Эстонская Республика утратила свою независимость де факто в 1940 на более чем 50 лет в результате преступного соглашения известного в истории как «пакт Молотова—Риббентропа», де юре она продолжала существовать. Именно поэтому большинство западных стран просто «реанимировали» свои дипломатические отношения с Эстонией на основе договоров, подписанных еще до оккупации и аннексии Эстонии Советским Союзом. А дата 20 августа 1991 года ознаменовалась тем, что Верховный Совет Эстонии принял решение именно о восстановлении государственной независимости.

Было бы, согласитесь, весьма странно, если бы врач прописывал рецепты, не обращая внимание на физическое состояние пациента, его конституцию и возраст. Почему же, когда говорят о государствах, считается возможным оценивать их позицию обобщенно, применяя некие стандартные мерки, которые не только нивелируют национальные особенности, но и откровенно игнорируют исторические реалии?..

Так что Эстония категорически отказалась от «титула» «новой демократии» и от статуса «страны с переходной экономикой».

Вспоминаются слова одного философа, что люди часто не могут воспользоваться свободой, по счастливой случайности ими приобретенной… Это совсем не относится к Эстонии. Путь к свободе был выстрадан малочисленным народом (этническое население страны составляет менее одного миллиона человек), который старались полностью ассимилировать, «размыть» депортациями и репрессиями.

В этом году эстонцы не столько вспоминают 10-летний юбилей восстановленной независимости (несколько лет назад они торжественно отметили 80-летие своей независимости), сколько чтят память жертв первой волны массовых депортаций в Сибирь. Это произошло ровно 60 лет назад! В Эстонии от депортаций пострадала практически каждая семья. В этом году в стране проходит политическая акция — «Эстония помнит!». Ее возглавляет уважаемый в стране человек-политик, интеллектуал, интеллигент, президент Леннарт Мери. (Для информации: по данным социологических опросов, самый высокий рейтинг доверия у населения Эстонии на протяжении долгого времени с завидным постоянством сохраняют президент Леннарт Мери и ведомства — погранслужба и Силы обороны.) Сам президент знает об этой трагедии не понаслышке. Как и тысячи соотечественников, его семья была депортирована в Сибирь в 1941 году. Отец президента Георг Мери был известным эстонским дипломатом и талантливым переводчиком Шекспира.

«Сломанный василек» — памятный знак акции (василек наравне с ласточкой является одним из символов Эстонии).

При встречах, личном общении с людьми, пережившими депортацию, испытавшими, что значит в один день, не чувствуя за собой никакой вины, потерять дом, свою Родину... я не ощущала в них озлобления. Даже те, у кого в северных концлагерях уже несуществующего СССР остались навсегда родственники, не жаждут мести за вчерашний день, они живут настоящим и устремлены в будущее, где было бы хорошо и светло…

Как подтверждение вышесказанному приведу историю судьбы тонкого, духовного человека, признанного в Европе художника-витражиста, директора уникальной в Таллинне витражной мастерской «Domini Canes» ( в переводе — «Псы Господни») Долорес Хоффманн.

— Родилась я в Петербурге, — рассказывает Долорес Хоффманн. Мой отец — немец, эмигрировавший из Берлина в 1931 году, а мать — эстонка. Им суждено было встретиться в Петербурге. Нашу замечательную семью потом репрессировали. Отца, когда мне было 5 месяцев, схватили, пытали, расстреляли, а затем— посмертно реабилитировали…Мать чудом осталась жива после ареста. Но во время войны я была в детском доме, поэтому так хорошо владею русским, хотя в нашей семье на этом языке не говорили.

Таким образом я очутилась как бы посреди трех культур…Видимо, немецкие гены «не дают мне покоя» — и меня все время тянет в Европу. А моя «эстонскость» нашла свое воплощение в творчестве. Я очень люблю изображать в витражах ощущение грозы, дождя, солнечной радости… Эстонцы ощущают природу просто гениально.

У нас в мастерской замечательный интернациональный коллектив. Мы считаем себя одной семьей! Один из моих сподвижников, самых талантливых учеников — художник-витражист, преподаватель Таллиннской художественной академии Андрей Лобанов русский по национальности, прекрасно владеющий эстонским. У него петербургские корни, но два вуза он закончил в Таллинне, и у него просто магическая привязанность к таллиннскому Старому Городу. Мы с Андреем не раз побеждали в международных конкурсах по оформлению храмов самых разных конфессий. В частности, сейчас работаем над витражами для храмов Швеции и Санкт-Петербурга.

Витражное искусство мы начали возрождать с начала 70-х. Я работала параллельно и в церквях, и в светской архитектуре. Даже представители коммунистической власти относились к нам довольно снисходительно. У нас была относительная свобода творчества — и этим Прибалтика славилась всегда!

Действительно, этот регион служил своеобразным парадным фасадом СССР. И хотя сейчас разговор не о прошлом, все же в этом контексте вспоминаются строки писателя-публициста Леннарта Мери из книги «Мост в белое безмолвие», написанной автором еще задолго до его президентства: «…мы ничего не можем изменить в прошлом, так или иначе оно продолжает жить в нас, находя или не находя в наших сегодняшних делах или бездеятельности свой смысл или свой позор». Однако, как мне показалось, прошлое не так довлеет над эстонцами, как, например, над нами… И еще вызывает восхищение то, что эстонцы начисто лишены комплекса неполноценности. Они открыты миру, а мир отвечает им взаимностью, требуя визы от эстонцев только всего в четыре страны! Эстония готова к разумным экспериментам, и результаты не заставляют себя долго ждать. По данным доклада ООН о развитии человеческого потенциала и Венского института международных исследований: в Эстонии уровень инфляции один из самых низких в Восточной Европе, самый низкий процент безработицы из стран Восточной Европы и самая большая продолжительность жизни ( 70,5 лет) на территории бывшего СССР.

Теперь несколько слов о «национальном вопросе». Да, встречала я людей старшего возраста, которые из двух иностранных языков — русского и, например, английского — лучше знают русский, но для них принципиальным было говорить только на английском. В среде эстонской молодежи, становление которой пришлось уже на годы восстановленной независимости, конечно, русский как язык межнационального общения уступил место английскому и немецкому. И хотя я комфортнее себя чувствовала, когда общалась на английском, справедливости ради хотелось бы особо акцентировать внимание на терпимости, толерантности этого народа. Не случайно государственная программа «Интеграция в эстонском обществе 2000—2007 гг.» была отмечена Европейским Союзом как хороший пример развития гармоничного сосуществования основной нации и нацменьшинств, чего не скажешь о других соседях Эстонии, в частности Латвии, где противоречия на национальной почве не прекращают вызывать обеспокоенность международных организаций.

Дискриминации по национальному признаку в Эстонии, вопреки российской пропаганде, нет. Как в любом, даже относительно благополучном во всех отношениях обществе случаются отдельные инциденты, однако они не остаются незамеченными, и что важно, прежде всего властью.

Ну а если вы собираетесь жить в Эстонии, желаете, чтобы тут продолжали вить гнезда и ваши дети, внуки, то необходимо научиться уважать язык, традиции, законы этой страны. Ведь все элементарно и просто, если жить в рамках культуры и морали! Этническое эстонское население составляет меньше миллиона человек, а это, как известно, критическая граница для существования и развития любой нации!

Живой водой для эстонцев всегда была фольклорная культура. Так повелось в истории наций, что именно в песнях кристаллизовались «следы судьбы» конкретного народа. А фольклорные песенные фестивали, на которые ежегодно, затем раз в 4—5 лет, собирался практически весь народ Эстонии, были своеобразным аккумулятором жизнеспособности нации, ее силы.

— В политическом смысле песенные фестивали в советское время имели особое значение, — рассказывает профессор Эстонской музыкальной академии, участник песенных фестивалей с 1947 года Куно Аренг. — Это было противостояние Советской власти. И власти были бессильны! Песенные фольклорные фестивали показывали истинное отношение эстонского народа к «красной» политике. Праздники, на которые иногда собиралось около 20-30 тысяч человек, всегда заканчивались запрещенными песнями — неофициальными гимнами Эстонии. Никто не мог закрыть рот целому народу! Вспоминаю нашу Певческую революцию: практически все эстонцы, кому небезразлична судьба страны, не остались дома в те дни. Без всякого приказа эстонцы собрались на нашем знаменитом Певческом поле. Народ пел, произносились речи, снова пели, развивались наши национальные флаги — наш сине-черно-белый триколор, многие были в национальных костюмах. Я горжусь тем, что Балтия дала толчок к развалу Советского Союза. Вспомним хотя бы «живую цепь» от Таллинна до Вильнюса!

Так в Эстонии более 10 лет назад произошла бескровная «Песенная революция». Хотя в случае опасности эстонцы были готовы и силой защитить долгожданную свободу.

Пребывая в Эстонии, знакомясь с поразительными по красоте ландшафтами, я не переставала горько удивляться, что все это было «закрыто» для жителей страны. Вдоль всего живописного побережья стояли советские войска. Люди имели возможность наслаждаться морским пейзажем только в черте таллиннского городского пляжа, а ночью струящийся нежный свет луны даже не смел конкурировать с «сиянием» пограничных прожекторов...

В стране приближаются президентские выборы. Осенью этого года в Кадриоргский дворец — резиденцию президента Эстонской Республики — придет новый хозяин. Независимые эксперты и наблюдатели полагают, что победа любого из кандидатов от правящей коалиции не приведет к изменению политического курса как в самой стране, так и на международной арене. А правящая коалиция на предстоящих выборах, по мнению тех же экспертов, практически не оставила шансов победить своим оппонентам. Ряд достижений страны за последние годы, в частности, то, что вместе со странами люксембургской группы Эстония скоро станет полноправным членом ЕС (пока что единственная из бывших советских республик), доказывает то, что она движется в правильно выбранном направлении.