UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭСТОНСКАЯ ДВЕРЦА В ЕВРОПУ

На этой неделе Киев посетила министр иностранных дел Эстонии Кристина Оюланд. C 2002 года эта молода...

Автор: Валерия Бондаренко

На этой неделе Киев посетила министр иностранных дел Эстонии Кристина Оюланд. C 2002 года эта молодая женщина возглавляет внешнеполитическое ведомство страны, которая одной из первых постсоветских республик вернулась в европейский дом: 2 апреля нынешнего года Эстония вступила в НАТО, а 1 мая — в ЕС. Украина стала первой страной, которую госпожа Оюланд посетила с официальным визитом после изменения статуса своей страны.

— Г-жа министр, как конкретно Эстония планирует строить свои отношения с Украиной после вступления в евроструктуры?

— Украина оказалась в числе первых государств, с которыми мы стремимся установить конструктивные контакты нового плана после нашего вступления в Евросоюз. После распада СССР двусторонние отношения для наших стран приобрели особое значение, и в этом плане вхождение Эстонии в ЕС практически ничего не изменило. Что же касается юридической базы, то есть договор между Евросоюзом и Украиной. Его действие распространяется и на Эстонию. Мы намерены им руководствоваться после ратификации в украинском и эстонском парламентах. Кроме того, мы собираемся заключить новый двусторонний договор по торгово-экономическому сотрудничеству между Эстонией и Украиной.

— Как нынешний переходный период отразится на украинско-эстонском экономическом сотрудничестве? Велики ли будут потери и что вы делаете, для того чтобы их избежать?

— Мы не можем на данном этапе прогнозировать убытки. Наверное, больше шума по этому поводу поднимает эстонская сторона. Волнения наших деловых кругов понятны. Ведь Эстония экспортирует в Украину довольно много разных товаров... Но у эстонских властей нет данных, что этот процесс сворачивается. Наоборот, мы считаем, что наше членство в Евросоюзе дает намного больше возможностей для развития бизнеса и увеличения товарооборота между Украиной и Эстонией.

Я убеждена, вступление Эстонии в ЕС ни в коей мере не скажется негативно на развитии нашего сотрудничества. Наоборот, придаст ему новую динамику. Ведь теперь и экономические отношения, и культурный обмен получат другое наполнение: через «эстонскую дверь» Украина сможет входить в Евросоюз и при помощи эстонцев устанавливать деловые контакты с этим мощнейшим государственным объединением. Такое развитие событий реально при условии, что выбор Украины действительно будет европейским.

— Недавно Украина решила вступить в ЕЭП. Какие последствия будет иметь этот шаг для наших двусторонних отношений?

— Актуальный вопрос. В ходе нынешнего визита мы очень много обсуждали его на всех уровнях. Но это все-таки прежде всего политическая проблема самой Украины. Необходимо точно понимать, с какой целью ваша страна вступает в ЕЭП. В этом смысле следовало бы четко определить стратегические задачи. Я знаю, что украинское правительство продолжает уточнение этих вопросов с Европейской комиссией.

— Согласно опросам общественного мнения, большая часть эстонцев приветствует вступление в ЕС, но некоторые все-таки опасаются: «Не слишком ли быстро мы идем»? А что вы думаете по этому поводу?

— Эстония более десяти лет работала над тем, чтобы ее деловая и экономическая жизнь соответствовала уровню требований европейского сообщества. Во-первых, надо было поднять качество продукции и всей инфраструктуры на уровень евростандартов и переучивать наших специалистов. Причем этому уровню должны были соответствовать даже магазинчики в глухих деревнях, не говоря уже о крупных объектах. Это обошлось нашему бизнесу в десятки миллионов крон. Но сейчас Эстония — среди тех государств, которые принимают глобальные политические и экономические решения.

Сегодня эстонцы воспринимают вхождение страны в ЕС как возвращение домой после долгого отсутствия. Думаю, это наиболее верное сравнение. Ведь мы всегда были частью Европы — и по образу жизни, и по мировосприятию. И проблемы выбора на самом деле для нас никогда не существовало. Просто в свое время «выбрали за нас». Эстония — маленькая страна, у нее просто нет сил самостоятельно противостоять внешним угрозам. В этом плане для нас вступление в НАТО —первостепенный вопрос национальной безопасности.

— И все-таки Эстония — крохотное государство… Не потеряет ли она свою национальную идентичность в этом огромном европейском море?

— Вы знаете, Люксембург еще меньше, но он не растворился, не ассимилировался… И мы этого не боимся. Европейский Союз ведь сильно отличается от США. Взять хотя бы то, что государственный язык там для всех один, а в Евросоюзе их очень много. И эстонский теперь — один из официальных языков ЕС. С 1 мая мы можем им свободно пользоваться, например, в Страсбурге на заседании европарламента...

Эстония, как и другие государства в Евросоюзе, работает на общий результат. Конечно, это общее богатство распределяется между государствами ЕС. На мой взгляд, отстаивание собственно эстонских интересов заключается в том, чтобы как можно быстрее и эффективнее реализовать специальные проекты, разработанные для тех государств Центральной и Восточной Европы, которые лишь недавно вступили в Евросоюз. Эти программы, среди прочего, предусматривают выравнивание экономических возможностей и уровня жизни «новичков» и «старожилов». Вот это и есть наша главная текущая задача.