UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕС — России: уходя – уходи

Трудная задача стояла перед президентом Франции Николя Саркози, отправившимся в минувший понедел...

Автор: Владимир Ким

Трудная задача стояла перед президентом Франции Николя Саркози, отправившимся в минувший понедельник вместе с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу и верховным представителем Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Хавьером Соланой в Москву. Евросоюзовская делегация, взявшая на себя миссию посредников в урегулировании грузино-российского конфликта, должна была добиться от российского руководства согласия выполнить пункты заключенного месяц назад соглашения о прекращении огня. В частности, чтобы российские военные покинули Грузию и, как это предусматривалось планом Саркози—Медведева, вышли на линию, предшествующую началу боевых действий. В какой-то мере Саркози и функционерам Евросоюза удалось достичь поставленной цели. Результатом длившихся более четырех часов переговоров стали дополнения к так называемому плану Саркози—Медведева.

Так, Кремль принял решение снять в течение недели блокпосты между Сенаки и Поти. Как заметил на пресс-конференции российский президент, «принимая во внимание подписание 8 сентября 2008 года юридически обязывающих документов с гарантиями неприменения силы против Абхазии». Кроме того, российская сторона обязалась полностью вывести свои войска из зон, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, на линию, предшествующую началу боевых действий. Правда, Дмитрий Медведев сделал оговорку, что «вывод будет осуществлен в течение десяти дней после развертывания в этих зонах международных механизмов, включая не менее 200 наблюдателей от Евросоюза». Это должно произойти не позднее первого октября 2008 года «с учетом юридически обязывающих документов, гарантирующих неприменение силы против Абхазии и Южной Осетии». При этом в Кремле заявляют, что российские вооруженные силы будут находиться на территории Абхазии и Южной Осетии в течение продолжительного времени.

Что же касается собственно самих международных наблюдателей, то они будут находиться вне административных зон Абхазии и Южной Осетии. По словам президента России, международные наблюдатели сил ООН и ОБСЕ в Грузии будут и далее осуществлять мандат в районе своей ответственности в соответствии с численностью и схемой дислокации по состоянию на седьмое августа без ущерба для возможных корректировок в будущем по решению Совбеза ООН.

Договоренности о размещении в Грузии международных наблюдателей и разработке механизмов имеют важное значение для стабилизации ситуации в этой стране, поскольку это позволит проконтролировать быстрый вывод оттуда российских миротворцев. При этом очевидно, что именно Европейский союз стал основным гарантом неприменения Грузией силы против Южной Осетии и Абхазии.

Позже, когда Саркози вместе с Баррозу и Соланой прибыл в Тбилиси, Михаил Саакашвили подписал эти дополнительные соглашения, которые среди прочего предполагают, что Грузия не будет применять силу против Абхазии и Южной Осетии. Теперь, казалось бы, ничто не мешает начать процедуру вывода российских войск, чтобы завершить ее до 15 октября. «Я верю, что это обещание российская сторона сдержит», — заявил на пресс-конференции Николя Саркози. Впрочем, за последний месяц мировое сообщество могло убедиться в справедливости высказывания канцлера Бисмарка, что «любой договор с Россией не стоит бумаги, на которой он записан».

Ведь, несмотря на то что российский президент утверждал, что Россия выполняет все взятые на себя обязательства в соответствии с принятым планом и воинские подразделения выведены на линию, предшествующую началу боевых действий, Кремль не спешит выводить свои войска с территории Грузии. Даже в день пребывания евросоюзовской делегации в Москве российские солдаты укрепляли свои блокпосты в районе Поти и Сенаки. Не исключено, что хотя министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и заявляет, что уже в ближайшие дни россияне покинут эти блокпосты, в Москве найдут еще сотни поводов, чтобы российские солдаты и далее продолжали оставаться на занимаемых ими сегодня позициях и не выполнять достигнутые с посредниками из Евросоюза соглашения.

К тому же Россия пошла на одностороннее признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Примечательно, что в Москве также была достигнута договоренность, что 15 октября в Женеве начнется «международная дискуссия» по ситуации вокруг Южной Осетии и Абхазии. В частности, будут обсуждаться пути обеспечения безопасности и стабильности в регионе, в том числе вопрос о возвращении грузинских беженцев в Южную Осетию и Абхазию. Кроме того, как заметил на пресс-конференции Дмитрий Медведев, может обсуждаться любой другой вопрос, внесенный с обоюдного согласия сторон. Очевидно, что таким вопросом станет обсуждение статуса Южной Осетии и Абхазии. И вокруг него представителям России, Грузии и Евросоюза придется сломать не одно копье в жарких и безрезультатных дипломатических схватках.

Сегодня Кремль пытается убедить мир, что Россия не пойдет на попятную и что теперь международному сообществу необходимо свыкнуться с новой геополитической реальностью и вести дальнейший диалог с Абхазией и Южной Осетией только как с отдельными субъектами международного права. Но, кроме России и Никарагуа, эти образования не признали в мире. И даже Беларусь, несмотря на давление со стороны своего партнера по союзному государству, старается максимально затянуть этот процесс. Односторонние действия России осудил и Европейский союз, в частности председательствующая Франция, который и далее поддерживает территориальную целостность Грузии. «Ни одна страна не имеет права перекраивать по собственной воле границы соседа — члена ООН», — сказал Николя Саркози.

При этом, в соответствии с решением недавнего саммита Евросоюза в Брюсселе, Николя Саркози заявил о возможности возобновления контактов Российской Федерации с Европейским союзом по новому договору о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в случае выполнения соглашений, достигнутых на переговорах с президентом РФ Дмитрием Медведевым. Очевидно, что теперь Евросоюз, в отличие от Соединенных Штатов, отказавшихся среди прочего от сотрудничества с РФ в ядерной сфере, не пойдет на санкции против России. Однако подобное заявление, которое, безусловно, смягчает температуру отношений Брюсселя и Москвы, не должно затмевать и другое: Россия оказалась фактически в одиночестве на мировой арене. И, несмотря на неоднократные публичные пояснения российскими политиками логики действий Кремля, имидж России в мире оставляет желать лучшего. Незавидное реноме сохранилось после того, как Кремль принял решение признать Абхазию и Южную Осетию. Похоже, что эта реальность и подталкивает российское руководство к тому, чтобы вывести свои войска с территории Грузии.

Между тем одним из вопросов, который стоит перед мировым сообществом, — восстановление Грузии. По приблизительным подсчетам, для этого нужно около четырех-пяти миллиардов долларов. Более точную сумму назовет уже работающая миссия по совместной оценке нужд Грузии, в которую входят официальные представители Еврокомиссии, ООН, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка, Азиатского банка развития. Ее целью является определение приоритетов и необходимого финансирования для преодоления последствий конфликта и проведения восстановительных работ. Во время визита в Грузию Жозе Мануэль Баррозу заявил, что Европейский союз примет участие в восстановлении, кроме того будут созданы условия для свободной торговли и упрощения визового режима. В ближайшее время в Тбилиси пройдет конференция, посвященная восстановлению страны. Ожидается, что в ней примут участие несколько лидеров западных стран, том числе французский президент Николя Саркози и немецкий канцлер Ангела Меркель.