UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эрдоган подсадил на премьерство своего "политического аватара"

После того, как руководящая турецкая Партия справедливости и развития выдвинула на пост премьер-министра Бинали Йылдырыма, его избрание стало сугубо техническим. Бинали Йылдырым - не только старый соратник Эрдогана. Он политик, поддерживающий курс на усиление президентской власти и жесткие меры против курдов.

Автор: Виктор Каспрук

После того, как руководящая турецкая Партия справедливости и развития выдвинула на пост премьер-министра Бинали Йылдырыма, его избрание стало сугубо техническим. Турецкий парламент выказал доверие новому правительству страны: "за" проголосовали 315 парламентариев, "против" - 138.

Бинали Йылдырым - не только старый соратник Эрдогана. Он политик, поддерживающий курс на усиление президентской власти и жесткие меры против курдов.

Это еще один шаг Реджепа Эрдогана к сосредоточению в своих руках всей полноты власти над Турцией. Ведь Бинали Йылдырыма вряд ли можно назвать самостоятельным политиком. Скорее, он - политический аватар президента Эрдогана.

Похоже, Эрдогану нужен премьер, который не пытался бы выйти из президентской тени и стал бы намного более податливой политической фигурой, чем его предшественник на этой должности Ахмет Давутоглу.

Можно ожидать, что после назначения Бинали Йылдырыма должность премьер-министра изменит свои вес и значение. Главой исполнительной власти в Турции станет президент, а премьер будет лишь функциональным винтиком президентской системы.

Бинали Йылдырыму 60 лет. В течение последних двух десятилетий он работал в транспортном секторе. Сначала как глава паромной компании, затем - министром транспорта.

Йылдырым и Эрдоган стали близкими союзниками после избрания Эрдогана в 1994 г. мэром Стамбула. Единственным различием между этими политиками является то, что Эрдоган болеет за стамбульский футбольный клуб "Фенербахче", а Йылдырым - за стамбульскую команду "Галатасарай".

Но чем не удовлетворял Эрдогана бывший премьер Ахмет Давутоглу? Ведь в начале их сотрудничества казалось, что это мощный тандем, цель которого - демонтировать достижения светского правления, заложенного во времена Ататюрка.

Неужели тогда Давутоглу, имеющий докторскую степень по политологии и международным отношениям, не понимал, что демонтаж наследия Кемаля Ататюрка рано или поздно приведет к установлению того или иного варианта диктатуры?

Так или иначе, уступки Эрдогану не принесли ничего хорошего и самому Давутоглу. В начале своего премьерства он пытался изображать, что смирился со своими урезанными должностными правами, но от его уступчивости желание Эрдогана добавить себе властных полномочий лишь возрастало.

Однако, в конце концов, оказалось, что именно Ахмет Давутоглу стал мешать планам Реджепа Эрдогана. Напряженность в отношениях между президентом и премьером нарастала в течение последних нескольких месяцев и усиливалась авторитаризмом Эрдогана, который проявлялся все больше.

Давутоглу, ранее близкий соратник Эрдогана, кроме того, был не согласен с президентом в вопросе возможности мирных переговоров с курдскими повстанцами, досудебным задержанием журналистов, обвиненных в шпионаже, и с обвинением ученых в поддержке терроризма.

К этому можно добавить расхождения между Эрдоганом и Давутоглу по поводу изменения президентских полномочий и Конституции, усиления президентом контроля над Партией справедливости и развития и расхождения в подходе к управлению экономикой Турции.

Под давлением всех этих факторов архитектор соглашения между Европейским Союзом и Турцией относительно нелегальных мигрантов Ахмет Давутоглу был вынужден оставить свою должность.

Смена премьера и руководителя Партии справедливости и развития произошла в то время, когда Турция как член НАТО столкнулась с многочисленными угрозами ее безопасности. Это возобновление конфликта с курдскими повстанцами на юго-востоке, волна терактов-самоубийств, связанная с курдскими боевиками и террористами из "Исламского государства", а также негативы, которые несет близость к войне в Сирии.

Это изменение совпало во времени и с ростом напряженности в отношениях Турции с Европейским Союзом относительно соглашения, имевшего целью уменьшить поток нелегальных мигрантов из Турции в Грецию.

Очевидно, что Эрдоган хочет отвести должности премьер-министра сугубо церемониальную роль, закрепив это новыми изменениями в Конституцию. Есть все основания предположить, что премьер-министр Бинали Йылдырым будет влиять на принятие решений еще меньше, чем его предшественник. А внутренний и внешний курс Турции будет определять лишь президент.

Сегодня Эрдоган выступает за более широкое толкование терроризма, что подталкивает правозащитные организации к выводу: во времена, когда законы используются для подавления инакомыслия, принятие дополнительных может кардинально ухудшить ситуацию с правами человека.

Но не следует сосредоточиваться лишь на внутриполитических последствиях восхождения Бинали Йылдырыма на турецкий политический олимп.

Первое выступление Йылдырыма в парламенте 24 мая свидетельствует, что центральное место в работе премьера может занять внешняя политика. Не провозгласил ли Бинали Йылдырым новую стратегию внешней политики, когда сделал акцент: "…мы будем увеличивать количество наших друзей, мы уменьшим количество наших врагов"?

Относительно врагов понятно - турецкий политический истеблишмент уже начал готовить почву для улучшения отношений с Россией. А вот что касается друзей, то тут возникают вопросы. Поскольку еще со времени учреждения Турецкой Республики в 1923 г. взгляды ее руководства были обращены в сторону Соединенных Штатов и Европы. А стремление и дискурс истеблишмента совпадали с ценностями западной цивилизации. Во времена президента Эрдогана все коренным образом изменилось. Его дискурс стал не столько религиозным, сколько сектантским.

Наглядное тому свидетельство - отношение Реджепа Эрдогана к Европе в прошлом году на фоне кризиса с сирийскими беженцами. Каких только эпитетов он не употреблял, характеризуя ее "позорное" поведение в этом вопросе!

Однако Эрдоган способен на самые невероятные перепады политического настроения. И странно, насколько быстро его интенсивное неприятие Европы может превратиться в горячую любовь.

Реджеп Эрдоган легко может призвать сотни тысяч своих приверженцев идти к "заветной цели" - членству в ЕС, хотя едва не за день до того предостерегал их от ориентации на "неправильных" европейцев.

Согласие между Анкарой и ЕС споткнулось о непринятие европейцами изменений в антитеррористические законы Турции, которые Эрдоган считает очень полезными для своей страны.

Европейцы же, наоборот, утверждают, что эти законы можно двояко толковать и по-разному интерпретировать. В Европейском Союзе хотели бы видеть больше гарантий свободы выражения мнений и свободы печати и встревожены тем, как в современной Турции безжалостно подавляют оппозиционные СМИ и журналистов.

Поэтому их основной месседж Эрдогану был – "мы не дадим себя шантажировать кризисом беженцев". И не может быть безвизового въезда в Шенгенскую зону, если Анкара сохраняет непримиримую позицию в вопросе свободы мыслей и их выражения и отказалась менять антитеррористическую часть законодательства.

Похоже, президент Турции считает все требования к своей стране явно завышенными. Так чего же можно ожидать от разочарованного Европою Реджепа Эрдогана?

Сценарий первый. Если отмены виз для граждан Турции не произойдет, то президент Эрдоган, который наделил сам себя едва ли не полномочиями султана Османской империи, может принять решение выслать беженцев со своей территории в Европу.

Анкара официально заявит, что ЕС постоянно выдвигает к Турции завышенные и нереальные требования. Поэтому она отказывается от своих предыдущих попыток интегрироваться в структуры Евросоюза и будет искать для себя другой путь.

Эрдоган решит избрать для своей страны роль лидера мусульманского мира. Турция (после референдума) сменит свое название на Исламскую республику Турция и полностью откажется от ориентации на Европу.

ЕС и Турция так и не смогут договориться о выполнении всех 72 требований Евросоюза, необходимых для безвизового въезда в Шенгенскую зону. В таком случае Евросоюз планомерно создаст условия для появления у себя под боком еще одного радикального исламского государства.

Сценарий второй. В случае появления на границе с ЕС очередной волны беженцев с турецкой территории Брюссель находит и предлагает Реджепу Эрдогану компромиссный вариант решения визовой проблемы для Турции. Анкара, в свою очередь, соглашается на отсрочку на определенное время безвизового въезда в Шенгенскую зону для своих граждан.

Ситуация с "турецким вопросом" требует компромиссного, взвешенного и продуманного решения. Однако даже оно никоим образом не гарантирует, что Турция не будет и дальше двигаться в сторону исламистского государства.

Отсрочка же "политического развода" Европы с Турцией способна лишь смягчить этот процесс. Ведь целенаправленное заигрывание Реджепа Эрдогана с консервативной частью мусульманского общества уже принесло свои горькие плоды. И Турция очутилась всего за несколько шагов до черты, когда ее больше нельзя будет определять как светское и ориентированное на Европу государство.