UA / RU
Поддержать ZN.ua

Джон Уиттингдейл: «Запад применяет санкции к лицам, приближенным к Путину, потому что они могут его остановить»

Британский парламентарий о помощи Великобритании Украине.

Автор: Анастасия Загоруйчик

Соединенное Королевство активно поддерживает Украину в ее противостоянии российской агрессии. Но ограничится ли эта поддержка лишь заявлениями и поставками NLAW? Сделает ли Лондон более радикальные шаги? Об этом мы говорили с членом британского парламента от Консервативной партии Джоном Уиттингдейлом, возглавлявшим группу дружбы Украина—Великобритания с 2010-го по 2020 год.

— Великобритания передала Украине NLAW и, как отмечает министр обороны, планирует передать еще одну «небольшую партию Javelins». Достаточно ли этой военной поддержки?

— Сейчас мы будем поставлять более современное авиационное вооружение, об этом заявил министр обороны. Оно называется Starstreak, им непросто пользоваться, надо учить воинов. Я думаю, что Великобритания, как и все страны — члены НАТО, не может позволить силам Альянса вступить в прямой конфликт с российскими силами, поскольку существует риск эскалации, которая будет очень опасной.

Следовательно, мы хотим сделать все, кроме этого (вступления НАТО в войну. — А.З.). А это означает попытаться сделать так, чтобы Украина имела как можно больше военных систем. Огромный постоянный поток боеприпасов и снаряжения сейчас идет в Украину через польскую границу.

— Когда ожидать окончательного решения и первой партии Starstreaks?

— Надеюсь, что очень скоро. Возможно, они сейчас в дороге. Такая помощь не требует одобрения парламента.

— Россияне обстреляли в Мариуполе детскую больницу и родильный дом. Беременных с раненными лицами выносили из-под завалов на кушетках. Уже известно о погибших. Британское правительство до сих пор выступает против закрытия неба над Украиной. Что еще должно произойти, чтобы изменить его позицию?

— Понимаю, что украинский народ сейчас в отчаянии.

Три года назад я был в Мариуполе. То, что сейчас происходит с этим городом, трагично. Украинские военно-воздушные силы делают замечательную работу, Россия не достигает поставленных целей, и они были полностью удивлены степенью сопротивления, которого не учли.

Мы будем стремиться дать оружие, чтобы украинские Вооруженные силы могли сбивать российские самолеты, максимально защищаться. Единственное, чего мы не видим, это самолетов Альянса. Украина — огромная по территории страна. Идея развернуть в воздухе воздушные силы НАТО, охватывающие Украину, приведет к эскалации ситуации до уровня, который потенциально может стать катастрофой.

— Что вы лично думаете о закрытии неба?

— Не думаю, что мы можем это сделать. Я хотел бы, чтобы мы могли. Думаю, что НАТО просто не может направлять войска или самолеты непосредственно для борьбы с российскими силами.

— Великобритания ввела санкции против ряда российских олигархов. Роман Абрамович, Илья Шуманов, Алишер Усманов, Олег Дерипаска, Игорь Шувалов, — все они имеют дорогую недвижимость в вашей стране. Что будет с этой недвижимостью «Лондонграда»?

— Очевидно, сегодня под санкции попал и Абрамович, как и остальные. Это означает, что их активы заморожены, поэтому они фактически не могут получить к ним доступ. Да, Абрамович пытается продать футбольный клуб «Челси», но если сделает это, то не сможет лично получить деньги.

В Лондон россиянам приехать тоже невозможно. У кого здесь имущество в Лондоне, не может туда попасть. Единственное — мы не можем просто отобрать имущество.

— Реально ли конфисковать это имущество, а вырученные средства направить на военную помощь Украине?

— Для фактической конфискации имущества понадобится юридическое основание, когда надо доказывать в суде, что оно получено незаконным путем. И я не думаю, что у нас есть возможность сказать это.

Было несколько прецедентов, когда отбирали имущество по процедуре так называемых ордеров на богатство, когда разрешается конфискация имущества без доказательства преступности. Это случалось раз или два, но именно там были доказательства того, что деньги были получены незаконно. Мы не можем сказать, что Абрамович или другие получили свои имения нелегально, но можно сказать, что они — близкие союзники Путина, поэтому Лондон для них закрыт.

— Сможет ли Великобритания стать лидером в украинских вопросах, и что об этом думает население?

— Каждый член парламента представляет свой избирательный округ. Мой округ — Малдон в регионе Восточной Англии, он насчитывает 72 438 избирателей. Последние несколько недель я получаю множество звонков с предложениями помочь украинцам, разместить их у себя. Поэтому Малдон точно за Украину.

Думаю, что в Британии многие люди знают украинцев, здесь живет много украинцев. Это страна в центре Европы. Это люди, разделяющие наши ценности, это демократическая суверенная страна, мы христиане, у нас крепкие связи. Поэтому есть очень сильная поддержка.

— Планирует ли Великобритания еще один пакет санкций против России?

— Во-первых, проблема заключается в том, что мы пытаемся координировать санкции в отношении отдельных лиц, а они эффективнее, если это делают все страны. То есть если тебе нельзя попасть в Лондон, то и Париж с Нью-Йорком тоже должны быть закрыты.

Сейчас на каждую страну влияют санкции, поскольку увеличивается цена на энергоносители. У Великобритании низкая зависимость от российского газа, мы поставляем газ из Норвегии, но он является торговой единицей, и если международная цена на газ вырастет, это повлияет на всех нас. Мы уже видим, как повышается стоимость топлива. То есть вырастет и стоимость транспортировки товаров, а это повлияет на каждый бизнес.

Это будет больно, но это не та боль, которую переживают украинцы.

— Я предполагаю, что все эти санкции будут откатываться назад со временем: компании начнут возвращаться в Россию, медиапространство будет все меньше занято темой Украины, потому что война будет затяжной…

— Если Россия полностью не остановится, мы вернемся к ситуации, которая была в 60–70-х годах прошлого века, когда Россия была закрыта от мира. Мы были в состоянии холодной войны, и она была намного ближе к Западной Европе, чем сейчас. Но изоляция России — это то, к чему мы возвращаемся.

Российский народ обманывают, но правда постепенно будет всплывать. Самое главное сейчас, чтобы сами россияне были готовы к протесту. Причина, почему мы применяем санкции к отдельным лицам, приближенным к Путину, заключается в том, что они и являются теми людьми, которые могут его остановить.

— Сегодня Великобритания очень активно нас поддерживает, но раньше, например, россиянам было намного легче получить визу, чем украинцам. Изменилось ли что-то сейчас?

— Получить визу в Великобританию всегда было сложно, и это, конечно, было для меня большим разочарованием. У меня много друзей в Украине, и некоторые из них являются членами правительства, даже им было тяжело получить визы. У нас действительно строгий контроль на границах. Даже у жены посла были сложности с получением визы.

Сейчас парламент пытается давить на правительство, чтобы ускорить процесс предоставления виз людям, бегущим от конфликта. Мы уже заявили, что все, у кого есть родственники в Великобритании, могут получить визу. И я лично заинтересован в том, чтобы мы наращивали темпы в этом вопросе.

Все международное сообщество должно приложить усилия, чтобы помочь двум миллионам людей, бегущим от конфликта, и, к сожалению, их количество будет только увеличиваться.

Все статьи Анастасии Загоруйчик читайте здесь.