«Нас — 65 миллионов», — заявил Владимир Зеленский в своем ежегодном послании к парламенту. И направил в Верховную Раду пакет из пяти законопроектов, касающихся множественного гражданства. Основной среди них — законопроект №6368, вносящий изменения в действующий закон о гражданстве. Остальные четыре документа (№№ 6369, 6370, 6371, 6372) направлены «на предотвращение и противодействие угрозам национальной безопасности в сфере гражданства» и предусматривают ряд ограничений для [blink title="бипатридов" headinfo="Бипатрид"]Физическое лицо, имеющее одновременно гражданство двух или более государств, при котором каждое из государств может требовать от данного лица выполнения его гражданских обязанностей. [/blink], а также ответственность за нарушение законодательства в данной сфере.
Множественное гражданство — давняя идея Зеленского и нынешний пакет законопроектов — не первый, внесенный президентом в парламент документ, касающийся бипатризма. В конце 2019 года Зеленский направил в Верховную Раду законопроект №2590 о внесении в некоторые законы изменений, касающихся вопросов гражданства. Но в мае 2020 года документ был снят с рассмотрения. Причина — некачественная подготовка законопроекта и нехватка голосов для его принятия в первом чтении.
И вот спустя полтора года Зеленский внес в парламент новый пакет документов. «Важная составляющая нашей международной политики — поддержка мирового украинства. Я знаю, как важен для украинцев, проживающих в США, Канаде и ЕС, вопрос множественного гражданства», — пояснял в парламенте свою позицию глава Украинского государства. По его убеждению, впервые украинцы во всем мире будут «чувствовать себя не диаспорой и не просто людьми «украинского происхождения», а людьми украинского гражданства».
Собственно стремление президента заручиться симпатиями украинской диаспоры — одна из версий, поясняющих столь настойчивое продвижение Зеленским законопроектов по множественному гражданству, да еще и с определением их как неотложных. Другая версия — его активные шаги вызваны намерением привлечь дополнительные голоса избирателей в украинских регионах. Дескать, соцопросы показали, что хотя около половины украинцев выступают против бипатризма, в тех регионах Украины, жители которых массово имеют, помимо украинского, паспорта и других государств, идея множественного гражданства пользуется популярностью.
По словам первого зама спикера парламента Александра Корниенко, Верховная Рада может до конца 2021 года рассмотреть эти законопроекты. «В том пакете, который подал президент, нет изменений в Конституцию... Будет над чем поработать уже начиная со следующей пленарной недели, потому что можно эти законопроекты включать в повестку дня сессии и проводить, например, комитет. В первом чтении в последнюю неделю рабочую (14–17 декабря. — В.К.) можно попробовать проголосовать», — поведал Корниенко.
С тем, что предложенный президентом пакет не требует внесения изменений в Основной закон, поспорят многие юристы.
Дело в том, что в статье 4 Конституции Украины закреплен принцип единого гражданства. Одни юристы полагают, что он не противоречит праву украинцев иметь второй или третий паспорт. Поэтому-то и не надо менять Конституцию. Другие уверяют: данный принцип предусматривает, что государство запрещает, чтобы ее гражданин имел еще паспорт другой страны. Поэтому для легализации множественного гражданства сначала необходимо внести изменения в Конституцию, а уже потом принимать специальный закон.
На Банковой решили пойти по первому пути.
Комментируя президентские инициативы, юристы говорят, что это очень специфическая либерализация политики государства по отношению к обладателям множественного гражданства. «Если рассматривать весь пакет, то он не столько о либерализации государственной политики по отношению к бипатридам, сколько о вопросах национальной безопасности», — отметила в комментарии ZN.UA глава правления Студии современного права Ольга Поединок.
Отметим два ключевых момента в пакете законопроектов, поданном Зеленским.
Во-первых, законопроект №6368 легализует бипатризм. Так, в статье 20, посвященной вопросам утраты гражданства Украины, среди оснований его лишения отсутствует добровольное обретение гражданства иностранного государства. Напомним, что в действующем законодательстве основанием для утраты гражданства нашей страны является в первую очередь добровольное обретение совершеннолетним гражданином Украины иностранного гражданства.
«Но меня волнует, что в законопроекте №6368 в статье об утрате гражданства Украины исчез предохранитель от безгражданства, что создает риск несоблюдения международных обязательств Украины в этой сфере», — сказала Ольга Поединок. Она также обратила внимание на то, что законопроект «дает большую [blink title="дискрецию" headinfo="Дискреция"]Решение должностным лицом или государственным органом относящегося к его ведению вопроса по собственному усмотрению. [/blink] органам исполнительной власти, в нем очень много оценочных понятий. Иными словами, сильно пострадал принцип юридической определенности».
Так, в законопроекте появилось положение, что если обладатель множественного гражданства на украинской территории будет использовать иностранные документы, вследствие чего создаст угрозу национальной безопасности нашей страны, то он сможет утратить гражданство Украины. «Но покупка внутреннего авиабилета на иностранный паспорт — это создание угрозы национальной безопасности? Если да, то кто это определяет? Миграционная служба? СБУ? Кабинет министров?», — вопрошает Поединок.
Что же касается получения украинского паспорта представителями диаспоры, то инициированные президентом законопроекты не предусматривают упрощенную процедуру его выдачи гражданину другого государства, имеющему украинское этническое происхождение или являющемуся выходцем из Украины. В общем маловероятно, что диаспоряне массово получат паспорта граждан Украины, если данный пакет законопроектов будет принят.
Но если для украинцев из США, Канады, стран Западной и Центральной Европы все же предусматривается возможность стать обладателем и украинского паспорта вдобавок к уже имеющемуся, то граждане государства-агрессора должны подавать декларацию об отказе от гражданства Российской Федерации, если они намерены стать гражданами Украины. А иностранцы, имеющие гражданство стран, включенных Кабинетом министром в перечень государств миграционного риска, также должны предоставлять обязательство прекратить иностранное гражданство.
Во-вторых, за пафосными словами Зеленского о «равных украинцах» кроется дискриминация украинских граждан, имеющих гражданство и другой страны. И очевидно, что законопроекты №№ 6368, 6369, 6370, 6371, 6372 вызовут по меньшей мере разочарование как у представителей диаспоры, так и у нынешних и потенциальных владельцев нескольких паспортов, поскольку лишают активную их часть возможности участвовать в политической жизни Украины и претендовать на определенные должности в нашей стране.
Дело в том, что законопроекты №№ 6369, 6370, 6371 предусматривают ряд ограничений для бипатрида. В частности, он не сможет возглавлять государственное или коммунальное учреждение образования (в том числе садики и школы), состоять на госслужбе, находиться на воинской службе, возглавлять местные органы самоуправления, входить в правительство, баллотироваться на президентских, парламентских и местных выборах, участвовать в предвыборной агитации и быть членом избирательной комиссии и т.д., и т.п.
При этом лидер фракции «Слуга народа» Давид Арахамия в своих комментариях идет еще дальше. Хотя в инициированных президентом законопроектах об этом и не говорится, Арахамия утверждает, что лица, которые получат множественное гражданство, должны определиться, где будут голосовать: «…Человек не может голосовать в двух странах за власть, так не работает. Есть принцип оседлости, так называемый. То есть, если его центр жизненных интересов здесь, он голосует за власть здесь, если там — голосует за власть там».
Но граждане Украины не могут быть первого и второго сорта! Это противоречит статье 24 Конституции нашей страны, декларирующей, что украинские граждане имеют равные конституционные права и свободы, и запрещающей их дискриминацию по национальному, языковому и другим признакам. В общем, в случае принятия подобных законодательных новел это может стать поводом для обращения не только в Конституционный суд Украины, но и в международные судебные инстанции.
«Законопроект №6369 устанавливает дополнительные, не определенные сегодня Конституцией цензы для реализации пассивного и отдельных элементов активного избирательного права, а также возможности участвовать в политической жизни путем членства в политических партиях. Установление дополнительных избирательных цензов должно закрепляться прежде всего в Конституции, а уж только после этого — в специальном законодательстве. Кроме того, запрет на ведение предвыборной агитации для лиц, не лишенных права голоса, выглядит сомнительным в контексте международных принципов избирательного права», — сказала в комментарии ZN.UA старший советник по юридическим вопросам Гражданской сети ОПОРА Ольга Коцюруба.
«Думаю, те, кто очень радовался, что в будущем могут иметь легально два или более гражданства, когда прочитают законопроекты, поймут, что в случае их принятия ситуация будет намного хуже, чем она является сегодня. Действующий закон о гражданстве лучше защищает права обладателей иностранных паспортов, чем поданные президентом изменения в украинское законодательство», — отметил в беседе с ZN.UA эксперт по конституционному праву и бывший замглавы ЦИК Андрей Магера.
Например, если сегодня некий украинский гражданин, обладатель венгерского, польского, российского или румынского паспортов, баллотируется на выборах, то, несмотря на информацию о том, что он является гражданином другой страны, ЦИК все же регистрирует его кандидатом. Ведь до тех пор, пока президент не издал указ о прекращении гражданства Украины данного лица, оно пользуется всеми правами и свободами гражданина нашей страны.
Мотивы власти, вводящей ограничения для владельцев нескольких иностранных паспортов, очевидны: излишне толерантное отношение к бипатризму могут позволить себе государства, для которых нет реальной угрозы утраты независимости. А в условиях российско-украинской войны не должно быть ситуации, когда человек одновременно имеет и российское, и украинское гражданство. Поэтому в инициированных Зеленским законопроектах не делается исключение и для тех украинских граждан, которые в результате оккупации Крыма и Донбасса вынужденно получили паспорт РФ.
Как полагает Ольга Коцюруба, введение ограничений на отсутствие множественного гражданства у военнослужащих, невыборных должностных и
служебных лиц, деятельность которых связана с национальной безопасностью и должностей, требующих допуска к государственной тайне, вполне допустимо.
«Но установление чрезмерно широкого перечня должностей и видов деятельности, осуществление которых запрещено для лиц с множественным гражданством (например, деятельность арбитражных управляющих, старост, нотариусов, помощников консультантов депутатов местных рад), может свидетельствовать о нарушении положения об установлении для каждого гражданина одинаковой правовой связи с государством», — отметила старший советник по юридическим вопросам Гражданской сети ОПОРА.
Помимо потенциального нарушения Конституции, ряд политиков и юристов, с которыми мы консультировались, видят в поданном президентом пакете законопроектов по множественному гражданству и другие риски. И это не только ограничение мобилизационного ресурса страны. Андрей Магера говорит, что предлагаемые в Избирательный кодекс изменения дают властям возможность отсеять нежелательных кандидатов на выборах под надуманным предлогом, что эти кандидаты имеют другое гражданство.
В качестве примера юрист с многолетним опытом работы в ЦИК приводит такую «многоходовку».
Шаг первый: в ЦИК поступает заявление от какого-то гражданина, что некий кандидат имеет иностранное гражданство. Шаг второй: ЦИК обращается в Государственную миграционную службу за информацией. Шаг третий: ГМС отвечает, что информация проверяется, но по предварительным данным, такой гражданин и в самом деле имеет иностранное гражданство. Шаг четвертый: ЦИК принимает решение об отказе в регистрации кандидата или отмене регистрации зарегистрированного кандидата. Шаг пятый: снятый кандидат обращается в суд, включая ЕСПЧ. Шаг шестой: пока суд рассматривает иск, проходят выборы, в которых кандидат, независимо от решения суда, не участвует.
«Положение о том, что избирательная комиссия может принять решение об отказе в регистрации кандидата или отмене его регистрации на основе информации уполномоченного органа, что он, дескать, имеет гражданство другого государства, является крайне опасным в подобных законопроектах. Я уже молчу о том, что законопроект по противодействию и предотвращению угрозам национальной безопасности в сфере гражданства почему-то содержит изменения к Избирательному кодексу в части рассмотрения избирательных жалоб. Это полное шарлатанство, когда название об одном, а содержание — о другом!», — возмущается Андрей Магера.
Впрочем, опрошенные нами политики, хотя и не исключают подобные случаи во время избирательной кампании, тем не менее не думают, что это будет массовым явлением.
Пакет законопроектов по множественному гражданству, предложенный Зеленским, весьма противоречивый: очень сложно согласовать интересы государства, находящегося в состоянии войны и заботящегося о своей безопасности, и интересы людей, имеющих или стремящихся иметь два или больше паспортов. Впереди много работы: украинской власти необходимо ответить на сотни вопросов, если она не хочет дискредитировать в Украине идею бипатризма.
Все статьи Владимира Кравченко читайте здесь.