UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дважды социалистическая

Венгерский социалист Ференц Дьюрчань сумел добиться того, чего в новой истории Венгрии со времен ...

Автор: Владимир Кравченко

Венгерский социалист Ференц Дьюрчань сумел добиться того, чего в новой истории Венгрии со времен изменения политической системы в 1989 году не удавалось ни одному политику: возглавляемая им левоцентристская коалиция социалистов и свободных демократов во второй раз подряд выиграла парламентские выборы. По предварительным результатам второго тура голосования, в минувшее воскресенье она получила в парламенте 210 мест из 386. При этом правящий блок значительно улучшил свои показатели по сравнению с выборами 2002-го. Тогда он был представлен в парламенте 198 депутатами. А вот основной соперник «коалиции власти» — правохристианский блок, включающий партию «Фидес» и его младшего партнера Христианскую демократическую народную партию, не только не взял реванш, как надеялись его лидеры, но даже сдал свои позиции. У консерваторов теперь всего лишь 175 мест. А это на четыре депутатских кресла меньше, нежели в парламенте прошлого созыва…

Причин поражения главного оппозиционного блока страны несколько. Но они заключаются прежде всего в том, что лидер «Фидес» — экс-премьер Виктор Орбан не сумел привлечь на свою сторону весь правый электорат и тех избирателей, которые до последнего колеблются в своих политических симпатиях. Так, ради вожделенной победы этот харизматичный политик пытался сплотить вокруг своей персоны коалицию, которая бы представляла весь правый фланг венгерского политикума. Речь идет о партии «Фидес», Христианской демократической народной партии, а также о некогда весьма влиятельном Венгерском демократическом форуме (ВДФ). Однако ВДФ предпочел идти на выборы самостоятельно и иметь в парламенте отдельную фракцию. Примечательно, что по завершении второго тура голосования Виктор Орбан заявил: «Главный урок этих выборов состоит в том, что побеждают те, кто умеет сплотиться».

Лидеры Венгерского демократического форума аргументировали свою позицию тем, что своей политикой «Фидес», дескать, дискредитирует понятие партии правой ориентации. Эксперты же отмечали, что эта партия руководствовалась скорее чувством самосохранения, поскольку для 42-летнего Орбана характерны вождистские замашки. Кстати, последнее тоже сыграло свою роль в отторжении части избирателей от блока, где первую скрипку играл «Фидес». Не добавило популярности самой крупной оппозиционной коалиции и отсутствие политкорректности в высказываниях некоторых лидеров «Фидеса». Так, заместитель главы этой партии, бывший министр здравоохранения Иштван Микола резко высказывался о представителях нетрадиционной сексуальной ориентации, что вызвало негодование в обществе. И сегодня венгры говорят о том, что после этой предвыборной кампании на политическом будущем Миколы можно поставить крест.

Значительную часть правого электората не могло не оттолкнуть и то, что Виктор Орбан со товарищи активно использовали популистскую риторику. Политик построил свою предвыборную тактику на традиционной критике своих оппонентов. Лидер «Фидес» обвинял правящую коалицию в наследовании коммунистических идей и в неспособности проводить необходимые экономические и социальные преобразования. Апеллируя к консервативным национальным ценностям, он часто прибегал к популизму и впадал в крайности. Так, лидер консерваторов призывал к экономическому протекционизму и, выступая с нападками на «бессердечный и дикий капитализм», ратовал за то, чтобы пресечь распродажу Венгрии иностранным инвесторам. Чтобы привлечь пенсионеров, он им обещал «четырнадцатую пенсию». Безусловно, подобное импонировало многим. И в другой ситуации, возможно, это сыграло бы в пользу консерваторов. Но на выборах-2006 у Орбана был достойный соперник — Ференц Дьюрчань.

В Венгрии многие полагают, что прошедшие выборы стали не столько поражением Виктора Орбана, сколько личной победой Ференца Дьюрчаня. 44-летний миллионер-социалист стал во главе правительства в 2004 году, когда коалиция катастрофически теряла свою популярность среди венгров. И за полтора года сумел восстановить пошатнувшиеся позиции. Ярый сторонник глобализации, он энергично и эффективно провел избирательную кампанию, апеллируя к идее социальной справедливости и модернизации общества. Популярности коалиционного либерального правительства способствовали не только ораторские и организационные таланты Дьюрчаня, но также и достаточно стабильная экономическая ситуация в стране.

Заметим, что в отличие от соседней Польши, в десятимиллионной Венгрии нет такого разочарования от вступления страны в Европейский Союз. Возможно, потому, что маленькая Венгрия была более капитализирована во времена пребывания в лагере стран «народной демократии», чем прочие члены Совета экономической взаимопомощи. Хотя, конечно же, трудности есть, поскольку венгерский рынок открылся для капитала и товаров из ЕС раньше, нежели евросоюзовский — для венгров. Тем не менее, за два года, прошедшие после приема в Европейский Союз, в Венгрии наблюдается стойкий экономический рост, а у венгров растут доходы. Безработица составляет 7%, что совсем неплохо, учитывая, что у соседних стран она достигает и 20% (а в середине девяностых в самой Венгрии — 15%). Развивается средний и малый бизнес, в стране идет активное строительство жилого сектора и инфраструктуры.

Впрочем, существуют проблемы, требующие от правительства незамедлительного решения. И речь идет не столько о реформе системы здравоохранения, сколько о дефиците бюджета, самом большом среди стран Евросоюза. На сегодняшний день он составляет 6,1%. И по прогнозам экспертов, при нынешнем положении дел до конца года он может достичь 8%. Сами венгры говорят, что «бюджетный дефицит возник не потому, что мы много тратим, а оттого, что из ряда отраслей, например промышленности, не поступает достаточно доходов».

Подобное положение дел не может устроить правящую коалицию, которая поставила перед собой задачу, чтобы Венгрия наравне с другими центральноевропейскими странами уже в 2010 году вошла в зону евро. Однако высокий бюджетный дефицит может сорвать эти амбициозные планы. Чтобы они стали реальностью, правительство должно сократить дефицит до 3% к 2008 году. А для этого уже сегодня надо проводить непопулярные реформы, которые могут затронуть простых венгров.

После оглашения результатов выборов Дьюрчань на своей первой после переизбрания пресс-конференции пообещал самые радикальные социальные и экономические реформы, чтобы выполнить все условия Маастрихтского договора до 2008 года и уже в 2010-м войти в еврозону. По его словам, по завершении формирования нового коалиционного правительства (а переговоры социалистов и свободных демократов должны закончиться к середине июня), он в течение 30—40 дней предложит парламенту двадцать «переломных» законов. Какие это законы — лидер правящей коалиции не сообщил. Венгерские экономисты не исключают, что в числе первых решений будет повышение налога на добавленную стоимость.

Есть все основания говорить о том, что Ференц Дьюрчань, несмотря на решимость проводить реформы по сокращению бюджетного дефицита, будет действовать весьма осторожно, поскольку уже осенью должны состояться муниципальные выборы. И резкие шаги либерального правительства предоставят консерваторам шанс взять реванш. Ведь многие граждане готовы согласиться с непопулярными мерами, когда начнется реформирование системы здравоохранения, весьма неэффективного на сегодняшний день по признанию самих венгров. Но смогут ли они с пониманием отнестись к реформам, призванным уменьшить дефицит бюджета, если будут сокращены и затраты в государственном секторе? Похоже, этот вопрос себе часто задают и представители правящей коалиции.

Очевидно, что в силу стоящих перед Венгрией задач новое коалиционное правительство будет больше уделять внимание сектору экономики, а реформы и изменения не коснутся внешней политики Будапешта. В том числе и относительно Киева. Как и ранее, эта политика будет базироваться на «трех китах»: максимальное содействие вступлению Украины в Европейский Союз и Североатлантический альянс; поддержка венгерской диаспоры в нашей стране (в Украине насчитывается до двухсот тысяч этнических венгров, проживающих преимущественно в Закарпатье); и развитие торгово-экономических отношений, прежде всего с Закарпатской областью. Эти приоритеты были определены в Венгрии еще в девяностые годы. И похоже, что эти принципы будут оставаться краеугольными в украинской политике Будапешта еще долгие годы, вне зависимости от коалиций, находящихся у власти.