Парадокс: Украина, целиком находящаяся в Европе, должна доказывать свою принадлежность к этому континенту. Тем не менее, страна, некогда являвшаяся важнейшей составляющей европейских процессов, начиная с XVII столетия все дальше и дальше отдалялась от них. Наивно думать, что «железный занавес» возник после фултонской речи Черчелля 1946 года. Он строился десятилетиями, начиная с Переяславской рады. История этого вопроса — тема отдельного исследования, впрочем, интересующиеся могут проследить ее самостоятельно хотя бы по О.Субтельному.
Нет ничего удивительного в том, что для современных западных европейцев их континент заканчивается гораздо раньше Урала, то есть своего географического предела. Перефразируя Остапа Ибрагимовича, можно утверждать, что, с их точки зрения, западная граница СССР — «последний пункт земного шара, о который разбиваются волны Тихого океана», а если за нею и живут люди, то их волнуют только две проблемы: где достать белые парадные валенки для посещения оперного театра и белые медведи, мешающие трамвайному движению.
После обретения Украиной независимости многим ее жителям представлялось, что теперь-то все шоры с глаз спадут и восхищенная Европа радостно примет в свои объятия временно «отлучившихся» на триста лет украинцев. Однако, кроме достаточно быстрого дипломатического признания, ничего существенного не произошло. Довольно быстро стало ясно, что призыв «полюбите нас черненькими, беленькими-то нас всякий полюбит» не услышан. А чтобы не было сомнений, появились квоты на украинские товары, могущие составить конкуренцию товарам своим, а совсем непонятливых пригласили на антидемпинговые процессы в качестве ответчиков. У Украины осталось два выхода: либо забыть об Европе окончательно и стать спутником (можно применить синоним: сателлитом) России, как экономическим, так и политическим, либо перестать быть «черненькой», то есть избавиться от накопленной за последние столетия азиатчины в экономике, праве, менталитете населения и во всем остальном.
Процесс интегрирования в Европу проходит по разным направлениям. Гуманитарное — через Совет Европы, членство в котором материальных дивидендов не приносит. Более того, оно может принести лишнюю головную боль некоторым руководителям, ибо Украина в случае вступления в СЕ попадет под юрисдикцию Международного суда в Гааге. (Учитывая несовершенство отечественной судебно-правовой системы, хочется посоветовать уважаемому суду заблаговременно позаботиться о создании даже не отдела, а управления по украинским делам.) Тем не менее, членство в Совете Европы — непременное условие, которое свидетельствует о том, что данная страна является нормальной страной, где существуют законы, соблюдаются права человека, периодически проводятся выборы, а не референдумы о продлении полномочий до 2000 года, а исполнительная власть разрешает свои конфликты с властью законодательной без помощи бронетехники. Хочется верить, что Украина начнет пятый год своего независимого существования со вступления в СЕ.
Интегрирование в систему европейской безопасности приобрело в последние месяцы более оформленный характер. В Украине понимают, что ставить вопрос о вступлении в НАТО сейчас по меньшей мере рановато. Однако рано или поздно этот вопрос встанет, а раз так, к нему надо готовиться, что потихоньку и делается.
Самым непростым, пожалуй, является процесс экономической интеграции. Этому препятствует ряд причин, скажем так, объективного характера, к которым можно отнести тяжкое наследие плановой экономики и единого народнохозяйственного комплекса, а также нынешнее экономическое состояние страны. Однако следует не забывать о том, что в уютном и достаточно устоявшемся западноевропейском мире, где все более-менее сбалансировано, появление Украины с ее пока на порядок более дешевой, но достаточно квалифицированной рабочей силой может произвести серьезные потрясения. Бытовая техника или автомобили украинского производства вряд ли в обозримом будущем доставят беспокойство западноевропейским производителям, а вот самолеты и ракеты — могут. Поэтому в любом случае вхождение в европейскую экономику простым не будет. Тем не менее, подписанное в Брюсселе 1 июня Временное соглашение об экономических отношениях Украины и ЕС снимает многие препятствия на этом пути.
Плюс к этому проблема Чернобыля, одно упоминание о котором заставляет покрываться холодным потом всех европейцев. Мы отчасти привыкли к нему, а Европа все никак не может. Поэтому решающим условием сотрудничества с собой Европейский союз поставил решение чернобыльского вопроса. Ситуация вокруг закрытия станции напоминает о мудрости Чебурашки, который, желая построить с крокодилом Геной домик, просил стройматериалов на два, объясняя это тем, что дают всегда вдвое меньше, чем просишь. Украинская оценка затрат на закрытие станции, очистку загрязненных территорий, сооружение компенсирующих мощностей и нового саркофага колеблется в пределах суммы от 4 до 6 миллиардов. Совершенно ясно, что к таким затратам Запад пока не готов, что подтвердил на этой неделе визит в Киев «тройки» европейских министров.
Руководитель делегации, министр по европейским делам Франции Мишель Барнье в течение последнего года уже в третий раз появляется в Киеве. Два месяца назад ему удалось добиться от украинского руководства объявления политического решения о закрытии Чернобыльской АЭС. Мир рукоплещет мужеству Президента Кучмы, однако с деньгами расставаться не спешит. Не был дан конкретный ответ на вопрос о суммах и сейчас. Ясно, что средства будут выделяться не мешками, а под конкретные проекты. Ясно также, что будет сделано все, чтобы как можно большая часть этой суммы досталась «своим» исполнителям и проектировщикам. В любом случае это выгодно Украине, ибо она может как получить современную экономическую тепловую станцию, так и провести необходимые мероприятия по безопасности разрушенной станции с привлечением новейших технологий. Сейчас же комиссии экспертов будут заниматься сближением разницы в оценке украинской стороной и ЕС сумм затрат, необходимых для комплексного решения чернобыльской проблемы.
Член Европейской комиссии по внешнеполитическим вопросам — фактически министр иностранных дел ЕС Ханс ван дер Брук сообщил, что в числе ближайших приоритетных направлений сотрудничества между Украиной и ЕС — вопросы макроэкономической стабилизации в Украине, реформирование энергетического сектора, сельского хозяйства, банковской и финансовой систем, а также содействие ускорению приватизации. «Стабильность, территориальная целостность и независимость Украины являются очень важными для Европейского союза», — подчеркнул он, высоко оценив достигнутое между Президентом и парламентом Конституционное соглашение.
М.Барнье среди обсужденных в Киеве вопросов назвал состояние российско-украинских отношений, положение и система коллективной безопасности в Европе, югославский кризис, состояние экономических реформ в Украине. Перечень тем свидетельствует, что, по крайней мере, в политической сфере Украина уже является важным фактором европейской жизни.