UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДИЛЕММА ЯСИРА АРАФАТА

Еще совсем недавно Ясира Арафата, отбросившего на саммите в Кэмп-Дэвиде все компромиссные предложения израильтян, встречали на родине как героя...

Автор: Михаил Соколовский

Еще совсем недавно Ясира Арафата, отбросившего на саммите в Кэмп-Дэвиде все компромиссные предложения израильтян, встречали на родине как героя. Палестинский же лидер убеждал своих сторонников в своей твердости, отказе поступиться принципами и намерении провозгласить независимость Палестины в середине сентября, невзирая на давление со стороны Израиля и США.

В этом его поддержала и специальная комиссия, созданная Организацией освобождения Палестины, в которую входят члены Исполкома ООП и Палестинского национального совета (парламента). Этот орган рекомендовал главе Палестинской национальной администрации провозгласить независимое государство в определенный ранее срок, 13 сентября. Председатель комиссии, глава Центрального совета ООП Салим Заанун отметил, что в этот день истекает срок переходного периода, предусмотренный израильско-палестинскими договоренностями, и «образующийся вакуум может быть заполнен только провозглашением независимости» и созданием палестинского правительства.

Для Арафата такое решение является прямым руководством к действию. При этом он прекрасно понимает, что возможность переноса даты провозглашения палестинского государства практически нет. Для этого необходимы две трети голосов членов Центрального совета, которые в абсолютном своем большинстве настроены непреклонно.

Действительно, согласно израильско-палестинским договоренностям, 13 сентября является крайним сроком подписания мирного договора, который должен урегулировать отношения между Израилем и новым государством палестинцев. Однако, как мы помним, переговоры по этому вопросу зашли в тупик из-за сохраняющихся разногласий, прежде всего относительно статуса Иерусалима, который обе стороны желают видеть своей столицей. Этот вопрос стал основным камнем преткновения и на встрече в Кэмп-Дэвиде между лидером палестинцев и премьер-министром Израиля, созванной по инициативе президента США Билла Клинтона.

Несмотря на всю свою браваду, с приближением объявленного срока, Арафат чувствует себя все более неуютно. Он-то прекрасно понимает, что любые его односторонние действия могут оставить палестинцев один на один с израильтянами, при этом помощь им оказать не смогут даже нынешние потенциальные союзники. Прежде всего, они лишатся поддержки американцев, которой добивались так долго и с таким трудом. После провала кэмп-дэвидских переговоров президент США в своих выступлениях ясно дал понять, что возлагает львиную долю ответственности за фиаско саммита на палестинскую сторону. Он высказался на эту тему совсем недвусмысленно, пригрозив официально перевести американское посольство из Тель-Авива в Иерусалим и потребовал от Арафата отказаться от намерения в одностороннем порядке провозгласить создание палестинского государства 13 сентября. Практически такое же предупреждение главе Палестинской национальной администрации сделал лидер республиканского большинства в палате представителей Томас Делэй, пригрозивший палестинцам «серьезными последствиями».

Напомню, что перенос посольства был предписан законопроектом, принятым Конгрессом США в еще в 1995 году. Его реализация стала бы колоссальным дипломатическим поражением палестинцев, и они до последнего времени всеми силами и весьма успешно пытались предотвратить ее не в последнюю очередь благодаря американскому президенту. Клинтон до сих пор откладывал этот шаг, пользуясь прорехами в законе, но сейчас предупредил, что пересматривает свою позицию.

Не радуют лидера палестинцев и другие его потенциальные сторонники. За последние три недели Арафат посетил более полутора десятка государств в попытке добиться поддержки своей позиции. Судя по всему, его миссия прошла без особого успеха для палестинского государства. Он услышал одобрение своих действий из уст лишь некоторых арабских лидеров, влияние которых в регионе весьма ограничено. Единственным исключением здесь можно считать позицию президента Египта Хосни Мубарака, заявившего, что любые уступки палестинцев израильтянам в вопросе о статусе Иерусалима приведут к насилию и террору на Ближнем Востоке. Кстати, такой демарш египетского лидера уже испортил отношения между Каиром и Вашингтоном. (Соединенные Штаты хотели, чтобы Мубарак оказал нажим на Арафата с тем, чтобы тот подписал мирное соглашение с Израилем.)

Большинство же других лидеров, особенно европейских государств, призывали Арафата повременить с односторонним объявлением палестинской государственности, чтобы дать еще один шанс для переговоров с Израилем. Довольно характерным можно считать прием, оказанный палестинскому лидеру в России, известной своими традиционными пропалестинскими настроениями.

В Москве палестинского лидера встретили радушно и заверили в поддержке «законного права палестинского народа на создание собственного государства». Президент РФ Владимир Путин пообещал, что его страна будет вносить свой посильный вклад в дело урегулирования на Ближнем Востоке. В то же время он поспешил оговориться, что любое обсуждение вопроса о государственности следует увязывать с мирными переговорами и что палестинцам не стоит идти «своим путем».

Практически в том же ключе прошла и встреча палестинского гостя с министром иностранных дел России Игорем Ивановам, который попросил Арафата относиться к срокам объявления палестинской государственности «с крайней осторожностью», добавив, что подобное заявление палестинцев должно укреплять, а не сводить на нет контакты с Израилем.

Последнее зарубежное турне показало палестинскому лидеру, что ему нужно вести весьма осторожную игру, с тем, чтобы, с одной стороны, не разозлить своих сторонников, число которых в автономии обычно прямо пропорционально палестинским завоеваниям в перетягивании дипломатического каната с Израилем, а с другой — не потерять поддержку за рубежом, уже и так ослабленную чрезмерным упорством в Кэмп-Дэвиде.

Арафат, очевидно, понимает это не хуже западных аналитиков. Может быть, поэтому он и объявил на прошлой неделе, что не исключает своего участия в новом раунде переговоров с израильтянами, который может состояться после предвыборного съезда Демократической партии США, начавшегося в минувший четверг.

Это решение должно дать лидеру палестинцев некоторое пространство для маневра, продемонстрировав его сторонникам, что мирный процесс еще не умер окончательно, а американцам — что Арафат остается верным своим намерениям подписать с Израилем мирное соглашение.

Дело в том, что мир на Ближнем Востоке палестинцам нужен не меньше, чем израильтянам (другое дело, что каждая из сторон понимает его условия по-разному). Поэтому авторитет Арафата в среде палестинского руководства во многом зависит от его способности найти такое решение, которое позволило бы не только отстоять интересы Палестины, но и успешно завершить ближневосточный мирный процесс.

А привязка начала нового раунда переговоров к срокам завершения съезда американских демократов демонстрирует жесткую зависимость главы Палестинской национальной администрации от посреднических усилий Вашингтона. Арафат, конечно, может возмущаться угрозами Клинтона фактически признать за Иерусалимом статус столицы Израиля и негодовать по поводу давления на него со стороны американцев, однако других посредников у него нет и они не скоро появятся.

Надеяться на страны ЕС или Россию Арафату, видимо, не стоит, в первую очередь потому, что звание миротворца на Ближнем Востоке подразумевает гигантские финансовые вложения, на которые представители Старого Света пока не способны. Именно поэтому они и не стали пока что полновесными членами «ближневосточного клуба», несмотря на свои призывы и обещания. Что же касается Китая, который лидер палестинцев также посетил в ходе своего турне, то эта страна больше озабочена конфликтами в азиатском регионе, и более охотно выступила бы посредником мирного урегулирования в Афганистане или в переговорном процессе между Индией и Пакистаном.

Так что Арафату больше не на кого надеяться, кроме как на США. И ждать пока в этой стране сменится руководство он также не может. Приверженцы твердой линии из радикальной организации «Хамас» наверняка перехватят у него инициативу в случае провала переговоров с Израилем и используют ситуацию для попыток отстранения его от власти.

С момента безрезультатного окончания переговоров в Кэмп-Дэвиде число противников мира с Израилем среди палестинцев резко возросло. Согласно последним опросам общественного мнения, более двух третьих из них поддерживают проведение актов насилия против израильтян. А радикалы тем временем использует благоприятную ситуацию для активизации своих действий.

Разрыв между лидером палестинцев и «Хамас» становится все более очевидным. Уже после кэмп-дэвидского саммита палестинская полиция арестовала одного из лидеров организации Абдель Азиза Рантиси. А члены «Хамас», несмотря на поддержку твердой позиции Арафата на переговорах с израильтянами, тем не менее обвинили его в утаивании от общественности их подробностей.

Несмотря на все благие намерения лидера палестинцев, новый саммит, если он конечно состоится, вполне может повторить судьбу предыдущего. Не так уже много времени прошло для того, чтобы стороны могли пересмотреть и изменить свои подходы к решению наиболее сложных проблем, включая статус Иерусалима, судьбу беженцев или прав на владение источниками питьевой воды. Более того, перманентный правительственный кризис в Израиле не оставляет пространства для маневра Эхуду Бараку. Поэтому для того, чтобы подписать сегодня соглашение с израильтянами, Арафат должен будет пойти на существенные уступки, что так же неизбежно подорвет его позиции как лидера палестинцев.

Итак, перед Арафатом вырисовывается весьма неприятная дилемма. Для того, чтобы остаться при власти, ему необходим успех на новом израильско-палестинском саммите, что может произойти лишь за счет отказа его от своей принципиальной позиции. В обратном случае результат может быть отрицательным, либо переговоры могут оказаться безрезультатными вообще. Тогда Арафат вынужден будет объявить 13 сентября независимость Палестины и попытаться установить палестинский контроль над Западным берегом и сектором Газа. Это неминуемо приведет к применению силы Израилем, чего и дожидаются с нетерпением мусульманские боевики. Глава Палестинской национальной администрации будет обвинен в неспособности решить конфликт мирным путем, будет провозглашена священная война, а власть будет полностью передана руководству «Хамаса», «руководящей и направляющей силе» этой войны.

Арафату сегодня не позавидуешь. Любой его шаг может оказаться губительным не только для него самого, но и для его Палестины. Однако лидер палестинцев судя по всему, все же хочет совершить еще одну попытку, чтобы не довести дело до насилия. И независимо от ее результата, ему во всяком случае не придется в будущем винить себя за бездействие.