UA / RU
Поддержать ZN.ua

Диктатура, «освященная» референдумом

Наша северная соседка — Беларусь — в минувшее воскресенье открыла дверцу пожизненного президентства для Александра Лукашенко...

Автор: Владимир Кравченко

Наша северная соседка — Беларусь — в минувшее воскресенье открыла дверцу пожизненного президентства для Александра Лукашенко. Золотым ключиком стал организованный белорусскими властями референдум. Потому как на вопрос «Разрешаете ли Вы первому президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко участвовать в качестве кандидата в президенты Республики Беларусь в выборах президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании»?», согласно данным белорусского ЦИК, утвердительно ответили* 77,3% голосовавших. Впрочем, как на самом деле проголосовали белорусские избиратели, не знает никто…

Одновременно с референдумом в стране прошли и парламентские выборы. Примечательно, что в палату представителей национального собрания третьего созыва так и не попал ни один представитель оппозиции. Как отметили наблюдатели, кандидатов от оппозиции не регистрировали, а в ходе предвыборной кампании их снимали. На телевидении (а оба белорусских канала — государственные) избирательная кампания шла в одни ворота: представителей оппозиции практически не пускали в эфир. По данным миссии наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ), в СМИ президенту и правительству уделялось около 90% эфирного времени, связанного с выборами. Одновременно закрывались оппозиционные издания и арестовывались журналисты. В участковых комиссиях, занимавшихся подсчетами голосов, только 0,2% (!) членов представляли оппозиционные партии. В результате этих действий Александр Лукашенко получил парламент, послушный его авторитарной руке.

Белорусская оппозиция говорит о фальсификациях как на выборах, так и при подсчете голосов. По его данным exit polls, проведенного аналитическим центром Ecoom, официально аккредитованном при Центризбиркоме Беларуси, за возможность Александра Лукашенко баллотироваться на очередной пятилетний срок проголосовали 82,3% избирателей, против — 17,7%. Этими цифрами оперируют официальные представители Минска, когда речь заходит о результатах exit polls. Одновременно опрос избирателей на выходе из участка провела балтийская служба Института Гэллапа. По его результатам инициативу белорусского президента поддержали не более 48,6% граждан, которые имеют права голоса. А для изменения белорусской Конституции этого явно недостаточно.

Между тем в ЦИК Беларуси отметают все обвинения в нарушениях и фальсификациях. «Если бы референдума не было, его стоило бы придумать, так как всенародный плебисцит сплотил нацию и стал уроком патриотизма для всех», — заявила председатель Центризбиркома Лидия Ермошина. Что же касается данных exit polls Института Гэллапа, то, по мнению г-жи Ермошиной, их проводили самозванцы: «Кто эти люди? Может, это самозванцы? Чем подкреплена репутация филиала института Гэллапа в Белоруссии?».

«В официальные данные в самой Беларуси мало кто верит. Дело в том, что у нас в ходе референдума и выборов власти применили ноу-хау. На многих округах даже не подсчитывали голоса: итоговые протоколы были заранее заготовлены. За несколько дней до выборов в руки оппозиции попали уже готовые протоколы с разбивкой голосов по участкам, и эти протоколы были озвучены. Самое смешное, что после этого власти даже поленились поменять цифры. Поэтому названные ЦИК результаты несерьезны. Хотя бы потому, что даже в момент пика своей популярности в 1994 году Лукашенко во втором туре президентских выборов набрал 56%. А сегодня, через десять лет нахождения у власти, у него — 77% голосов», — прокомментировал «ЗН» итоги выборов и референдума эксперт белорусского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич.

Для получения желанных результатов, белорусские власти применяли и традиционные популистские меры. Например, накануне референдума в полтора раза были увеличены заработные платы в бюджетной сфере и пенсии. Вам это ничего не напоминает? А, как сообщает РИА «Новости», перед выборами информационные выпуски на государственных каналах открывались известием о том, что на избирательных участках 17 октября будут продаваться товары без торговой надбавки… Но особой популярностью у инициаторов референдума пользовалось старое доброе досрочное голосование. По официальным данным, до дня выборов проголосовало 20% избирателей. Оппозиция же говорит о цифре в 25%. Как отмечают ее представители, именно досрочное голосование давало власти превосходные возможности для манипуляции голосами. Хотя доказать это чрезвычайно сложно…

Комментируя парламентские выборы (представители ОБСЕ не следили за референдумом по изменению Конституции Беларуси), глава миссии наблюдателей БДИПЧ Одри Гловер заявила, что они не соответствуют нормам этой организации. «Белорусские власти не смогли обеспечить свободное волеизъявление. Это ставит под сомнение готовность властей уважать принципы политической конкуренции», — отметила г-жа Гловер, специально подчеркнув, что «данные выводы не являются скоропалительными». В свою очередь, и Вашингтон критически оценил условия проведения референдума в Беларуси. Представитель госдепа Ричард Баучер высказал мнение, что состоявшиеся в Белоруссии референдум и парламентские выборы «в значительной мере не соответствовали обязательствам» Минска провести их в соответствии с международными нормами.

Впрочем, на Александра Лукашенко, последние пять-семь лет находящегося в международной изоляции, критика со стороны Запада уже давно не действует. Тем более что наблюдатели от СНГ, которых возглавлял исполнительный секретарь Содружества Владимир Рушайло, в отличие от своих западных коллег куда либеральнее отнеслись к тому, как проходило голосование на выборах и референдуме. Последний заявил, что выборы «проведены в соответствии с нормами действующего избирательного законодательства, являются свободными, честными, легитимными и транспарентными». И в этой ситуации остается согласиться с мнением Валерия Карбалевича, что сегодня «основной функцией СНГ стала легитимизация недемократических режимов на постсоветском пространстве. И не случайно лидеры Содружества выступают за реформу ОБСЕ, поскольку эта евроатлантическая организация уделяет слишком много внимания проблеме прав человека». Примечательно, что официальный Киев постарался «не заметить» выборы и референдум в Белоруссии, никак не комментируя события 17 октября.

Между тем воскресный референдум имеет весьма негативные последствия для страны в целом и оппозиции. Дело здесь не только в том, что Александр Лукашенко получил возможность в очередной раз баллотироваться в президенты. Очевидно, что результаты референдума и выборов приведут к деморализации той части населения, которая критически настроена по отношению к режиму Лукашенко. Также очевидно, что после 17 октября негативные политические и экономические тенденции, присутствующие сегодня в Беларуси, получают серьезный толчок для дальнейшего развития. А это означает усиление власти Лукашенко в стране. В конечном счете, это ведет к обострению отношений между Беларусью и Западом.

Впрочем, у Запада нет единой политики в отношении официального Минска, там колеблются между пассивным созерцанием за тамошними событиями и усилением давления на власти. Представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе заявляют: «до тех пор, пока Беларусь является членом ОБСЕ, мы будем сотрудничать с этой страной». Европейский Союз в своем заявлении выразил опасение, что «результаты выборов будут способствовать росту самоизоляции Беларуси». Вместе с тем ЕС подчеркивает, что продолжит поддержку демократических сил в Беларуси и будет искать пути оказания эффективной помощи этим людям и гражданскому обществу: «ЕС по-прежнему считает, что место Беларуси – в семье европейских народов. ЕС готов углублять связи с Белоруссией, включая программу европейского соседства, как только белорусские власти ясно продемонстрируют готовность уважать демократические ценности и законы». Возможно, что Брюссель все же этим не ограничится и усилит санкции. Напомним, что ранее ЕС запретил въезд на свою территорию четырем ближайшим соратникам Лукашенко.

В свою очередь, Соединенные Штаты готовы бескомпромиссно отстаивать принципы демократии, сочетая экономические и политические методы давления на официальный Минск. Вслед за Брюсселем Вашингтон также запретил въезд на свою территорию четырем высокопоставленным белорусским чиновникам. Однако Белый дом этим не ограничился. В четверг Джордж Буш подписал «Акт о демократии в Беларуси», который в начале октября приняла палата представителей Конгресса. В соответствии с этим документом, американской администрации запрещается, за исключением гуманитарных целей, предоставлять белорусскому правительству займы, кредитные гарантии и любое финансовое содействие. Кроме того, представителям США в международных организациях дается указание голосовать против оказания какого-либо содействия Минску. Одновременно до 20 января будущего года президент США должен направить в Конгресс свой доклад о поставках оружия и военных технологий из Беларуси в страны, «поддерживающие международный терроризм».

Эти санкции будут действовать до тех пор, пока президент США не подтвердит соответствующим комитетам Конгресса, что правительство Беларуси значительно продвинулось в отношении пунктов, изложенным в нем. Среди них – требования освободить из заключения лиц, находящихся в тюрьмах за политические или религиозные убеждения, отозвать политически мотивированные обвинения всех оппозиционных деятелей и независимых журналистов, предоставить исчерпывающее объяснение фактов исчезновения белорусских оппозиционных деятелей и журналистов. И, наконец, Вашингтон еще раз потребовал проведение «свободных и честных президентских и парламентских выборов в Белоруссии».

По большому счету, американские санкции не могут нанести серьезный вред экономике Беларуси, ориентированной на Россию. А Москва заинтересована в поддержке режима Лукашенко ради сохранения своего влияния на постсоветском пространстве. Однако важен сам факт того, что Соединенные Штаты не будут больше сторонними наблюдателями.

Официальный Минск прогнозировано жестко отреагировал на решение Вашингтона, возложив ответственность за осложнение белорусско-американских отношений на Соединенные Штаты. «Заявляя в качестве цели закона обеспечение суверенитета и независимости Белоруссии, американские власти на самом деле отвергают стремление белорусского народа к созданию стабильного суверенного государства, в котором личная свобода граждан органически сочетается с обеспечением социальной справедливости», – сказал официальный представитель МИД Белоруссии Андрей Савиных. Заявление Джорджа Буша-младшего, по словам пресс-секретаря белорусского внешнеполитического ведомства, выдержано «в русле конфронтационных подходов периода холодной войны».

В свою очередь, белорусская оппозиция приветствовала решение Вашингтона, назвав его огромной поддержкой со стороны Буша. «Тот факт, что такой закон принимает одно из самых влиятельных демократических государств в мире, которое открыто называет диктатуру таковой, является огромной моральной и политической поддержкой для нас», – заявил лидер оппозиционной партии Белорусский национальный фронт Винцук Вячорка. Пока же, начиная с понедельника, представители оппозиции выходят на улицы Минска, протестуя против фальсификаций на выборах и референдуме. И, попадая под милицейские дубинки, оказываются в больницах и судах. К различным срокам ареста уже приговорены более пятидесяти участников акций протеста. Против журналиста Павла Шеремета, потерпевшего от побоев милиционеров, возбуждено дело по обвинению в хулиганстве: власти обвинили его в нападении на сотрудников правоохранительных органов. Но надо признать: сегодня эти выступления не могут серьезно угрожать режиму. Белорусы пока не готовы распрощаться с Александром Лукашенко.