Румынское направление в украинской внешней политике, похоже, становится такой же «вечной» темой, как и российско-«черноморское». Обе проблемы при внешних различиях достаточно схожи. Эту схожесть в первую очередь можно усмотреть в том, что в обоих случаях соседи Украины претендуют на то, что им, мягко говоря, не принадлежит. Россия в случае с флотом напирает на то, что Украина должна (!) учитывать ее «специфические» интересы в Черном море, а также на «русскую славу». Аргументация доходит до того, что открыто заявляется: мол, что вы все заладили, международное право да международное право! Нет бы решить все по-дружески, по-«особеннопартнерски» (читай: отдать все, что нам надо, без этих вот своих штучек!). Румыния так прямо не заявляет, но постоянно мягко намекает, как было бы хорошо и для нее, и для независимой Украины, если бы та взяла да и разрешила «по совести и справедливости» маленькое недоразумение, мешающее всем дружить.
Однако обе коллизии сближает еще одно обстоятельство. Оба партнера Украины стоят перед перспективой недалеких выборов, как парламентских, так и президентских. С учетом того, что гражданам и России, и особенно Румынии достаточно активно все последние годы внушалась мысль о том, как несправедливо обходится с каждым из них Украина, правящие круги обеих стран должны понимать, что отказ от прежних позиций накануне выборов никак не прибавит им голосов. Именно поэтому в ближайшие полгода-год представляется весьма маловероятным прогресс на переговорах как с Москвой, так и с Бухарестом.
Состоявшийся в середине июля рабочий визит государственного секретаря МИД Румынии Марчела Дину оставил после себя ощущение «осторожного оптимизма», по словам одного из членов украинской делегации. Сторонам удалось согласовать вариант проекта спорных статей готовящегося договора. Однако это согласование было весьма предварительным и, по взаимной договоренности, должно было быть подтверждено. В течение недели.
Не следует, наверное, продолжать, что никакого подтверждения пока не получено. Очевидно, все без исключения руководители страны, ответственные за принятие такого решения, дружно отправились в очередные профсоюзные отпуска. Их украинские коллеги могут, пожалуй, только позавидовать, так как домашние дела не позволяют им так подолгу отдыхать.
Впрочем, как известно, два украинских министра - Валерий Шмаров и Геннадий Удовенко - все же слетали на юг. На Черное море. Еще точнее, на остров Змеиный. Подробности об этой поездке известны, поэтому к отпускной ее причислить вряд ли можно. А сам ее факт можно расценить как достаточно ясный ответ Украины на все претензии, связанные со Змеиным. Точнее, с теми 7 тысячами квадратных километров прилегающего к нему шельфа, который, как уже ясно, пожалуй, всем, представляет не только ценные рыбопродукты, но и пять, шесть, семь десятков миллиардов кубов легкоусвояемых украинской экономикой энергоносителей.
Вопрос с разграничением шельфа между Украиной и Румынией, в конечном счете, и является камнем преткновения. В настоящее время Украина начала проводить активные подготовительные работы по его освоению. Нетрудно предположить, что сотрудник румынского МИДа, ответственный за написание соответствующих нот, как раз и не в отпуске, поэтому неудивительно будет узнать, что Бухарест выражает несогласие с этими работами до окончательного выяснения статуса спорного участка шельфа. Думается, однако, что статус шельфа достаточно ясен. Для Украины во всяком случае. Хотя некоторые наши соседи и призывают руководствоваться в международных отношениях не только международным правом, но, наверное, им-то и следует руководствоваться. И, разумеется, нечего тянуть с освоением шельфа. Может быть, активность Украины в этих работах послужит толчком для наших румынских партнеров подтвердить то, что они уже подтвердили в Хельсинки в 1975 году, а именно - неприкосновенность послевоенного устройства в Европе.
Впрочем, думается, что у Украины есть и еще незадействованные рычаги в этом однозначном для всех, кроме Бухареста, вопросе. Речь идет о воздействии со стороны международных организаций, в первую очередь европейских. И прецедент уже создан. В конце июня румынский парламент принял Закон об образовании, которым, среди прочего, запрещается преподавание на языках национальных меньшинств во всех школах, кроме начальных. Достаточно быстро, уже в середине июля, Европарламент принял резолюцию «О защите прав человека и национальных меньшинств в Румынии». Ну очень хороший и конкретный документ. Буквально несколько цитат. Европарламент, «напоминая об обязательствах, которые взяло на себя руководство Румынии перед Советом Европы,.. определяет тот факт, что Закон имеет целью ограничение числа школ с образованием на языках национальных меньшинств». И далее Европарламент констатирует, что «присоединение к Европейскому сообществу возможно только для тех стран, которые уважают права человека и национальных меньшинств, и, в связи с этим, рекомендует Румынии не прибегать к действиям, которые создадут препятствия для ее присоединения к Европейскому сообществу».
Совет Европы, который все никак не решится принять в свои члены Украину, уже признал тем не менее, что ее Закон о нацменьшинствах является одним из самых прогрессивных и демократичных. Но данный вопрос, при всей его важности, все же относится к гуманитарной сфере. А вот пересмотр под любым поводом послевоенных границ - это уже геополитика, причем по-жириновски.
Поэтому представляется нелишним повышение активности украинской дипломатии в вопросе более активного разъяснения своей позиции в международных и европейских организациях. Было бы небезынтересным знать их мнение по поводу причин затянувшейся неопределенности в отношениях между демократической Украиной и демократической Румынией.
В свое время Марчел Дину на вопрос автора, считает ли он справедливой нынешнюю принадлежность Восточной Пруссии России, ответил (не без некоторых внутренних колебаний) примерно так: «Справедливо или нет - вопрос не в этом. В политологии это называется «послевоенной реальностью». Ответ очень достойный. Хотелось бы, чтобы румынское руководство примирилось наконец с некоторыми послевоенными реальностями и на собственных границах.